Описание Ахура-Мазды и Анхра-Манью в Авесте. Дуализм добра и зла. «Аша»



Характернейшей чертой зороастризма является его резко выраженный дуализм — признание в мире двух начал, доброго и злого, борьба которых и составляет содержание существования мира. Зороастризм безупречно последователен: два начала существуют от века. Ахура-Мазда — могуч, но не всемогущ, и не в его силах уничтожить в любое время Зло и его олицетворение — своего извечного врага Анхра-Манью. Он лишь постоянно борется со Злом.

Злой Дух — Анхра-Манью в борьбе с Добром обладает войском, которое по силе и структуре соответствует войску Ахура-Мазды. Постепенно в зороастрийской литературе выработалась даже точная система соответствий, где каждому божеству противостоит определённый дэв. К первоначальным противопоставлениям относится Воху-Мана — Ака-МанаЗлая Мысль»), и основное противопоставление всего зороастризма: с одной стороны АшаПравда»), а с другой —ДруджЛожь»); мир Ахура-Мазды — мир Правды, мир Анхра-Манью — мир Лжи.

Основную силу в войске Ахримана составляют дэвы. Заратуштра загнал под землю всех дэвов, которые ранее ходили по земле в человеческом облике. Теперь их место — под землёй, в горах и пещерах.

Анхра-Манью будет побежден на исходе человеческого времени войском Спасителя-Саошьянта, стоящего во главе всех душ живших когда-либо праведников. Мифическая история зороастризма завершается очищением, после которого что-либо причастное злому началу не может существовать на свете, таким образом, дуализм становится прошлым и наступает всеблагое царствие Ахура-Мазды. Выбор между злом и добром осуществляет сам человек.

2. «Аша» — «Истина, «Правда»(авестийск.). В индоиранской религии Ашанаиболее глобальный и общий закон мироздания, регулирующий восходы и заходы Солнца, смену времён года, «воскресение» и «умирание» природы и т.д. Однако в индоиранскую понятие «Аша» включало существующий иерархический уклад общества, справедливость, верность договорам и др. В учении Заратуштры нравственно-этическое содержание понятия «Аша» становится главенствующим. В «Гатах» и «Младшей Авесте» Аша — персонификация приверженности зороастризму, соблюдения триады «благие мысли, благие речи, благие дела» в личностном и социальном плане. В системе дуализма Аша противопоставляется Друджу.

 

14.2. Санкхья о соприкосновении пракрити и пуруши как «старте» космической эволюции и об «игре» порожденных ею двадцати пяти начал. Учение о трех праманах.

Пракрити, вступая в связь с пурушей, образует мир объектов. Эволюция вселенной начинается с контакта (саньйога) пуруши (селф) с пракрити (первичной материей). (Соединение пракрити и пуруши- это как встреча спепого (пракрити) и хромого (пуруши) , когда слепой посадил на плечи хромого, чтобы выбраться из леса.) Этот контакт это особая разновидность действенной связи, посредствам которой пракрити подвергается влиянию пуруши. Эволюция обусловлена не одним только "селф" (оно не активно), она не может начаться и при наличии одной материи (она не разумна). Активность пракрити должна находиться под руководством разумной пуруши. Пракрити и пуруша объединяется, чтобы обечпечить свои интересы: пракрити требуется помощь пуруши, чтобы стать известной и признаной кем-либо, а пуруша нуждается в помощи пракрити, чтобы отличить себя от последней и, тем самым, достигнуть освобождения. При соприкосновении пуруши и пракрити происходит нарушение равновесия, в котором находились гуны до создания мира. Раджас первым нарушает покой, затем и другие гуны начинают вибрировать. Это вызывает волнение в недрах пракрити , причем каждая из гун пытается установить свое господство над другими. В результате, дифференциации и соединения трех гун возникают их комбинации, где гуны распределены в различных пропорциях, которые и порождают те или иные объекты мира.

2.История развивающейся вселенной – это игра двадцати пяти начал. Пуруша, вступая в связь с пракрити, приводит к движению гун, которое нарушет равновесие внутри пракрити.Поскольку пракрити едина и вездесуща, все вещи имеют своей основой пракрити в том смысле, что каждая вещь, кроме своих характеристик, обладает характеристиками каждой другой вещи. Процесс развития подчиняется определенному закону последовательности в пространстве, времени, образе действия и причинной связи. Пракрити, которая содержит в себе возможности всех вещей, развивается как в аппарат мышления, так и в объекты мышления.

1. Причиной всей вселенной, первым продуктом развития пракрити является махат, или буддхи. С точки зрения космоса он является великим зародышем огромного мира объектов, махат, т.е. великое единство. С точки зрения психологии он называется буддхи, то есть интеллект. Благодаря интеллекту осознается различие между субъектом и другими объектами и принимаются решения относительно вещей. Буддха,возникший из преобладания в пракрити саттвы, обладает следующими атрибутами: добродетель (дхарма), познание (джняна), отрешенность (вайрагья) и превосходства (айшварьи), а также их противоположности, когда становится испорчен тамасом. 

2. Аханкара – это принцип индивидуальности (ощущения я и мое). Аханкара определяет наше отношение к объектам. В соответствии с преобладанием той или иной гуны аханкара может быть 3 видов. Когда преобладает саттва - вайкарика или саттвика; преобладание раджаса - тайджасу или раджасу; преобладание тамаса - бхутади или тамас. Из первого возникает 11 органов: пять органов восприятия, пять органов действия, и ум. Из третьего ,т.е тамаса происходит 5 тонких элементов. Второе обуславливает как первое, так и третье.

3. Пять органов восприятия (буддхиндрия): чувства зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Каждое чувство охватывает одно качество. Они воспринимают физ. качества цвета, звука, и т.д. и развиваются из аханкары для удовлетворения желаний я.

4. Пять органов действия (кармендрия).Органы действия находятся во рту, ногах, анусе и в половых органах. Они выполняют соответственно ф-ии речи, хватания, передвижения, очищения и воспроизводства.

6. Манас (ум).Центральный орган, напоминающий как органы познания, так и органы действия. Без руководства манаса ни один из этих органов не может действовать.

Манас, аханкара и буддхи являются внутренними органами(антахкарана), а органы чувств и органы действие внешними(бахьякарана) . 

7.Пять тонких сущностей или танматр, являются потенциальными элементами. Они представляют собой сущности звука и т.д. и каждая из них соответствует только одному органу. Эти невидимые сущности умозрительно выводятся из факта существования видимых объектов.

8. Пять вещественных элементов возникают из тонких элементов. Из сущности звука - эфир с качеством звука;, воспринимающимся ухом, воздух, цвет, вода и земля.

9. Пуруша.

10. Пракрити

 Весь эволюционный путь от пракрити к физ. элементам идет в двух направлениях- психическом и физическом. Первый идет по пути развития из пракрити - интеллекта, аханкары и одиннадцати сенсорных органов. Второй идет по пути создания физ. элементов и их продуктов из пяти тонких физ сущностей.

Учение о трех праманах:

Санкхья признает три праманы: восприятие, логическое умозаключение и свидетельство священного писания.

1. Восприятие – это познание, полученное посредством деятельности чувства. Существует два вида восприятия: неопределенное и определенное. Неопределенное знание – это сведения, поступающие к буддхе после контакта объекта с органами чувств. Определенное знание образуется посредством соединения неопределенного с умственным анализом. Это позволяет воспринимать объект как обладающий собственной природой. В то время как внешние органы восприятия могут воздействовать только на объекты, ими представляемые, манас может иметь дело также с прошедшим и будущим. Что касается внутреннего восприятия, то здесь сотрудничества органов чувств нет.

2. Вывод бывает двух видов: отрицательный и положительный. Последний основывается на утвердительном существовании. Признается пятичленная форма силлогизма.

3. Аптавачана, или свидетельство священного писания. Под писанием понимаются веды. Считается, что веды не являются творением людей, потому что не было таких людей, которые могли бы их сотворить. Освобожденные не имеют отношения к ведам, а неосвобожденные не обладают достаточным знанием.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 375; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!