Эволюция даосизма в «Чжуан-цзы» и в «Хуайнань-цзы»



О жизни Чжуан-цзы известно совсем немного. Годы жизни – примерно 365-206 д. н. э. Его тред содержит 33 главы, разделенные на 3 части.

Чжуан-цзы во много расходился взглядами с конфуцианцами и монистами. Он презирал этих любителей красивых фраз, «гуманности», «справедливости» и т. д. Он считал, что их учение превращает общество в толпу, ставит его в рамки. Даосы против конформизма в обществе. Они проповедуют полную, неограниченную жизнь. Цель Чжуан-цзы заключалась в том, чтобы преодолеть ограниченность всякого принципа и всякой точки зрения.

Позиция Чжуан-цзы есть последовательное разоблачение всякой видимости объективированной формы, всякой попытки универсализации частного опыта, всякой аргументации, опирающейся на логико-грамматические категории и исторические прецеденты.

Чжуан-цзы сравнивает нормы культуры с постоялым двором на пути к истине. Философия даосов – приглашение к путешествию вовне себя и всё же к себе.

В даосской философии звучит вопрос: «Кем быть?». Даосы отвечают: «Тем, кем ещё не бывал». Они призывают жить мгновением, где прошлого уже нет, а будущее еще не наступило.

Чжуан-цзы подробнее рассматривает людей: «Люди бывают великодушными, скрытными, осторожными»; «Горестно всю жизнь трудиться и не знать цели своего труда»; «Печально, что срок существования человеческого тела ограничен.

В Чжуан-цзы, в отличие от Дао Дэ цзы , противоположности объединены в Дао. «Чжуан-цзы приснился сон, что он бабочка, или бабочке приснился сон, что она Чжуан-цзы.» Так в Чжуан-цзы описывается взаимное превращение вещей.

Хуайнань-цзы – памятник, составленный при дворе Лю Аня (180-122) его кружком.

В основе мировоззрения лежит даосизм, однако значительно изменённый сознанием человека эпохи империи. Универсализм в трактовке одной темы: «Весь мир, вся вселенная единое целое, управляемое едиными законами и подчинённое одной цели – общему благу. Тема «странствия освободившегося от пут мудреца составляет рефрен одной главы «Хуайнань-цзы».

Общее с даосизмом: утверждение необходимости обучения, наблюдения, тренировки, накопления опытного знания. Но новые идеи подсказаны современностью и часто противоречат другим установкам.

Человек при рождении покоен – это его природное свойство. Начинает чувствовать и действовать, тем самым нанося вред своей природе. Поэтому тот, кто постиг Дао, не меняет природное на человеческое. Вовне с вещами изменяется, внутри на теряет своего естества. Стремится к небытию, но удовлетворяет все свои потребности.

«Хуань-цзы»: Дао покрывает небо, несёт на себе землю; является движущей силой всех вещей; творит многообразные изменения, но над ними не господствует. Человеческой природе свойственно бездействие и покой. Постигший Дао позвращается к прозрачной чистоте, приходит в недеяние. В «Хуайнань-цзы» возрастает личностный аспект. Большое внимание уделяется тому, соответствует ли человек своему естественному пути – Дао. Противопоставляется небесное, природное и человеческое.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 423; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!