Этические основоположения «Бхагавадгиты». Карма-йога, джняна-йога, бхакти-йога
Этика Гиты основана на определённых идеях: Человек должен быть безразличным и равнодушным к плодам своих деяний, бесстрастно следуя своему долгу. Плоды – не мотив действия , мотив действия – следование долгу.
Карма-йога (единение через действие) – человек, несмотря ни на что, должен следовать своему долгу, не ощущая привязанности к плодам своего труда. К. – исскуство совершения правильных действий. Долг должен быть мотивом любого поступка. Таким образом, учение Гиты о карма-йоге в конце концов приводит к уничтожению действия, растворению («сожжению») его в ритуальном знании.
Джняна-йога(йога знания) – жертвование главным, что есть у мудреца, - его знанием, (Джняна) во имя достижения Брахмана. Уподобление Брахману и есть жертвование знанием.
Принятие и осознание того, что Атман вечен, помогает смириться со смертью братьев. Кто знает, что такое Атман (сущность всего), тот достигает мокши.
Бхакти-йога– выражается в любви к богу. Установление личных отношений с богом. Тот, кто пускает Кришну в своё сердце, в конце концов достигает мокши. Этот путь – самый простой, не требующий особых усилий.
Сразу нескольким богам следовать нельзя. Каждый бог – для определённого психотипа.
Дао дэ цзин». Дао как «безымянное» и как «именуемое». Проблема отпадения от Дао мира множественности. Генезис космоса как смерть хаоса (хунь-дуня) и как рождение мира.
Дао – «путь», дэ – «благо», цзин - «книга» (получается «книга о пути и благе») Дао – всеобъемлющее понятие. Это первоначало, первооснова и завершение всего существующего и происходящего в мире. Дао – всеобщий закон мироздания.
|
|
«Дао Дэ Цзин» - небольшой по объему памятник древнекитайской философии. Основная идея – идея Дао. Лао-Цзы (основоположник) рассматривал Дао как естественный путь вещей, не допускающий внешнего вмешательства. У поздних даосов Дао рассматривается как «небесная воля».
Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем – мать всех вещей. Дао – цель всего сущего, основа всех вещей. Дао не выразимо в слове.
Дао – способ движения вселенной, ее поток. Всё сущее возникает из потока. В основе всего – Дао.
1. Дао безымянное – постоянное начало всего. Оно вечно, невидимо, неслышимо, является мельчайшим. Оно бесконечно и не может быть названо à возвращение к небытию. Его называют формой без формы, образом без существа. Небытие первично. О нём можно говорить только отрицательно.
В Дао то и дело говорится о его двойственности и о тождественности противоположностей.
2. Дао «именуемое» - мать всех вещей. Состоит из мельчайших частей (ци). Взращивает всё, непостоянно. Бытие непобедимое(?).
|
|
Обе разновидности связаны. Они одного и того же происхождения. Вместе они называются глубочайшими. Они переходят друг в друга.
Безымянное Дао первично. Оно не имеет имени, потому что называя что-то, мы делаем его существующим. О нём можно говорить только отрицательно. Его можно назвать небытием. Небытие порождает бытие. Бытие – Дао именуемое, физическим аналогом являются земля и небо.
Ипостаси Дао:
1) Тончайшее (и)
2) Тишайшее (и)
3) Неуловимое (вей)
4) Хаос (хунь-дунь)
Имея своей глубочайшей субстанцией небытие, все вещи, несмотря на то, что они опираются на бытие, непрочны. Они всё время уходят в небытие, в котором обретают покой. Это возвращение – то, что единственно постоянно в нашем мире. Все вещи возвращаются к своему началу. Возвращение к началу, то есть покой; покой, то есть возвращение к сущности; возвращение к сущности – постоянство. Только ничто вечно.
Миф о Бань-Гу
1. Зарождение мирового яйца
2. Созревание в нём космического человека Бань-Гу
3. Выход Бань-Гу из яйца, половина скорлупы которого может рассматриваться как небо и земля.
4. Смерть Бань-Гу и появление из частей его тела всех вещей и существ.
|
|
Миф о хаосе из «Чжуан-цзы»
1. Император Хаос (хунь-дунь) центра
2. Его посещают Поспешный и Внезапный – императоры Севера и Юга, и Хаос обильно угощает их.
3. В благодарность гости решают сделать безвидному Хаосу 7 отверстий, как у других живых существ.
4. Они делают по одному отверстию в день. На 7 день Хаос умирает. Мир рождается как смерть хаоса.
Безымянное (постоянное) Дао определяется как «начало неба и земли». Именуемое (непостоянное) Дао – как «мать всего множества вещей».
Таким образом, возможность отпадения от Дао мира множественности потенциально заложена в самом Дао и связана с его непостоянным аспектом, «наделённым именем». Таким образом, имя становится как бы матерью мира многообразия.
Космогенез интерпретируется в даосских текстах двояко: с одной стороны, он является смертью хаоса, изначально целого. С другой – это рождение мира.
Билет.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 432; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!