Учения «Гиты» о «двух пракрити», майе, «трех гунах» и «трех пурушах»



Пракрити – прамина или первоматерия (созидающее), сближается с понятием природы.

Учение о двух пракрити:

1) Низшая природа – природа мира всего (огонь, вода, ветер, земля) т. е. материя

2) Высшая природа – как бы состоящая из душ. Жизненное начало. Универсаольная. Живые существа, которые находятся в материи, поддерживая ее.

Майя – иллюзия, мираж.

1. Иллюзорность. Тот, чей ум не сконцентрирован, находится во власти майя. Во власти проявления вещей.

2. Магическая сила бога – он использует ее, чтобы родить себя, чтобы создать мир.

3 Гуны.

1) Саттва – чистая, светлая (разумная сторона человека, стремится к равновесию)

2) Раджас – странная, беспокойная ( причина движения, стремления, страстей)

3) Тамас - тьма, невежество (инстинкты)

3 Пуруши

1) Преходящий (низший Пуруша) – является смертным. Пуруша-человек (символизирует всех живых тварей). Эмпирическое Я. (1, 2 виды сознания)

2) Непреходящий – неизменный, бессмертный духовный Пуруша (3 вид сознания)

3) Пуруша-тама (высший Пуруша) – он высший Атман. Бессмертный. Становится «я» всех существ. Входит во все существа.

Сам Кришна – выше, чем бессмертный Пуруша. Потому среди людей он как Будда – тоже просветлён

Соотношение Дао и Дэ в «Дао Дэ Цзин». Принципы самоестественности Дао и мифологема «уподобления младенцу в даосизме. Философский смысл даосской концепции недеяния (у вэй).

Всё сущее носит в себе ин и ян, наполнено ци и образует гармонию.

Ци – энергия, разлитая по вселенной. Энергия, приводимая в движение дыханием. Ци – во всех вещах.

Учение о ци, ин и ян в трактате не развито. Дао рождает вещи, Дэ – вскармливает их. Ни одна вещь невозможна без того или иного отношения к Дао и Дэ.

Гармония вещей состоит в том, что они заключают в себе противоположное, благодаря максимальному возрастанию одной из противоположностей.

В самой сильной радости есть немного боли.

Инь-ян – знак великого предела. Предел, который, разделяя, соединяет их, подчёркивая их единство и переход из одного в другое.

Дао Дэ Цзин – гармоничное сочетание противоположностей.

Принцип самоестественности указывает на то, что Дао абсолютно свободно, ни от чего не зависит и следует своей собственной природе. Принцип самоестественности не требует от человека усилий, он предполагает, что человек полностью покоится на своих природных ритмах.

Принцип у-вей заключается в отрицании целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком цзы-жань (самоестественности). Это не бездействие. Это деятельность, которая согласуется с миропорядком, с естественным ходом вещей. У-вей – это непротивление природе.

У-вей это также и одна из характеристик Дао: «Недеянием небо достигает чистоты, недеянием земля достигает покоя. При слиянии недеяния их обоих развивается вся тьма вещей. Неразличимо, неуловимо они исходят из ничего; неразличимы, неуловимы, не обладают образом. Вся тьма вещей зарождается в недеянии. Поэтому и говорится: «Небо и земля бездействуют и всё совершают»».

Самым главным качеством недеяния является отсутствие причин для действий. Между внутренней природой человека и действием его в мире нет вообще никаких промежуточных шагов. Действие происходит внезапно и, как правило, спонтанно.

Недеяние характеризуется тем, что индивид относится к миру ( а равно и к себе) как к самодостаточной целостности, не нуждаясь в поправках и корректировках.

Даосская сотериология нацелена на восстановление исходного единства и переживания такового (описывается через мифологему «возвращение в утробу матери»)

Реализуется это возвращение через персону совершенномудрого монаха, достигшего единения с Дао и уподобившегося ему. Упорядочивая мир на основе недеяния (отсутствия целеполагающей субъективной действительности) и «спонтанной естественности» (цзы-жань), этот сакрализованный монах возвращает себя и общество в состояние первозданной гармонии и красоты.

Билет.

Брахман и Атман в «Гите». Тема «жертвоприношения Брахмана» (IV,24). Апофатика и катафатика в «Гите»: проблема «божественных имен».

Брахман-Атман – первопричина мира. В части (IV,24) говорится, что Брахман является средством жертвоприношения, т.е. тем, из чего всё происходит и куда затем возвращается. Всё существующее (этот мир) есть жертва. Жертва знания куда почётней, чем жертва вещественная.

«В жертвенном акте Брахмана/Приношение – также Брахман/Приносится в жертву Брахману/На огне энергии Брахмана/Кто созерцает действия Брахмана/Тот достигает Брахмана».

Брахман и Атман тесно связаны с жертвой знания. Уподобление брахману и есть жертва знания.

Апофатика в «Гите» заключается в том, что все возможные определения высшего существа (Брахмана и Атмана) оцениваются как несоизмеримые ему. То есть, отрицается присущность ему каких-либо свойств. О Брахмане в апофатике ничего нельзя сказать.

Катафатика в «Гите» это своего рода совокупность теологических принципов , постулирующая познание Бога через понимание того, кем или чем он является. Брахман как всеобъемлющая, всепроникающая основа, «сверхбытие» (IV,24). Является неким абсолютом, первоосновой всех вещей (ему можно дать характеристику только через отрицание – апофатику: безначальный, бесконечный и т. д.)


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 899; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!