Главное право, которое помогает осуществить система социальной защиты, – право на достойную жизнь, а не просто существование или прозябание
Социальная работа в современной России возникла как объективно необходимый, специфический социальный институт, призванный реализовать в очень сложных и противоречивых условиях периода радикального реформирования экономики и общества основной принцип гуманизма – нe только признавать на словах, но и на деле относиться к человеку как к высшей ценности, а его благо считать целью общественного развития – и проводить в жизнь принцип социальной справедливости. Институт социальной работы призван защищать население от негативного влияния рыночной стихии и внедрять в общественное сознание идеалы нравственности и гуманизма.
Как и любой вид социальной деятельности, социальная работа во всех её аспектах лишь в определенной степени регламентируется законодательством, положениями о социальных службах, должностными инструкциями работников и прочими документами, легитимизирующими деятельность. Само появление этических кодексов в социальной работе означает стремление специалистов принимать решения и действовать, исходя и принятых ими этических норм.
Как мы уже говорили, первым профессионально-этическим кодексом стал «Профессионально-этический кодекс социального работника России», который был принят Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994 года.
В 2003 году общероссийской общественной организацией «Союз социальных педагогов и социальных работников» был принят «Кодекс этики социального педагога и социального работника».
|
|
Как и «Профессионально-этический кодекс социального работника России», он «представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной и социально-педагогической работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей».
Главная цель этого документа четко обозначена в самом его тексте: «Главная цель «Кодекса этики социального работника и социального педагога» - определить и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (социального работника и социального педагога) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента».
Даже структурно этот кодекс имеет ряд особенностей. Помимо того, что в нем указана цель и назначение документа, перечислены конкрентные авторы документа. Кодекс состоит из 7 разделов:
Раздел 1: Введение
Раздел 2: Определение социальной работы
Раздел 3: Ценности социальной работы
Раздел 4: Принципы социальной работы
|
|
Раздел 5: Стандарты этического поведения
Раздел 6: Определение социальной работы
и комментарии Международной федерации социальных работников
Раздел 7: Международные соглашения, на которых строятся принципы и стандарты этики социальной работы
Во введении указываются задачи кодекса, определяется сфера его действия, основополагающие требования, предъявляемые к социальному работнику, порядок пересмотра и обновления кодекса.
Во втором разделе дается определение понятия «социальная работа», конкретизируется понятие клиент.
Социальная работа – это совокупность видов деятельности (профессиональной и непрофессиональной, служебной и добровольной) по удовлетворению социальных потребностей человека. Тот, кто в любом случае обращается за помощью к социальному работнику, или кому такая помощь предлагается, определяется как клиент (посетитель, заказчик) социальной и социально-педагогической работы. Клиент может представлять собой индивидуума, семью, какую-либо группу или сообщество.
Раздел 3 определяет ценности социальной работы, к которым относит:
Человеческое достоинство и толерантность;
Социальную справедливость и гуманизм;
|
|
Компетентность
Социальную активность, мобильность и гибкость.
В разделе 4 перечислены принципы социальной работы:
Принятие человека таким, каков он есть;
Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий;
Конфиденциальность сотрудничества социального работника и социального педагога с клиентом;
Полнота информирования человека о предпринимаемых в его интересах действиях;
Ответственность социального работника и социального педагога за результаты своей деятельности;
Порядочность социального работника и социального педагога во взаимодействии с клиентом.
Раздел 4 посвящен стандартам этического поведения социального работника и социального педагога:
Этическое поведение по отношению к профессии социального педагога и социального работника;
Этическое поведение по отношению к людям, которые пользуются социальными услугами;
Этическое поведение по отношению к коллегам;
Этическое поведение по отношению к взаимодействующим организациям.
В разделе 6 дается определение социальной работы и комментарии Международной федерации социальных работников. Используемое международное определение социальной работы и комментарии к нему введены Международной федерацией социальных работников на встрече Международной Федерации социальных работников в Монреале, Канада, в июле 2000 г. вместо прежнего определения, которое было принято в 1982 г.
|
|
Профессия «Социальная работа» способствует реализации социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений и укреплению свободы человека и его права на достойную жизнь. Используя теории человеческого поведения и социальных систем, социальная работа включается в процесс на этапе, когда люди взаимодействуют с окружающей средой. Принципы соблюдения прав человека и социальной справедливости являются фундаментальными для социальной работы.
В разделе 7 перечислены международные соглашения, на которых строятся принципы и стандарты этики социальной работы:
Международная декларация этических принципов социальной работы. Международные этические стандарты социальных работников, 1994 г.;
Всеобщая декларация прав человека, 1948 г. (Universal Declaration of Human Rights);
Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 г. (The International Covenant on Civil and Political Rights);
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1965 г. (The Convention on the Elimination of All forms of Racial Discrimination);
Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 1976 г. (The Convention on the Elimination of all forms of Discrimination against Women);
Конвенция о правах ребенка, 1989 г. (The Convention on the Rights of Children).
Кроме того, поясняется сущность каждого из указанных документов.
Таким образом, сравнивая эти два кодекса, можно наблюдать глубокую преемственность в этических основах социальной работы. Вместе с тем появление второго кодекса еще раз подтверждает тот факт, что этический кодекс, как профессионально-этическая система социальной работы в целом, при всей его устойчивости и целостности, не является замкнутой системой. Он открыт и динамичен. Происходящие в мире и обществе перемены должны отражаться на содержании норм и правил, заложенных в кодексе, должны стимулировать и внесение в него новых, обоснованных норм и правил, которые будут опосредованно реализовываться в повседневной профессиональной деятельности на любом из уровней социальной работы. Кроме того, во втором кодексе четко эксплицирована ориентация на мировые достижения и опыт принципов гуманизма.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 346; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!