Развитие и становление личности социального работника



В зарубежной литературе существует множество обоснований профессионального самоопределения. Среди них теории Т. Парсонса[16], концепции Д.Сыопера и др. Д.Сыопер, например, рассматривает профессиональное становление человека как длительный жизненный процесс под воздействием различнык факторов, первостепенными среди которых являются субъективные.[17]

Социальная работа как профессия требует основательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов в этой области, формирования их профессионального имиджа. Понятие "имиджа", о котором мы уже кратко упоминали, включает нe только естественные свойства личности, но и специально наработанные, созданные, оно связано как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом.

Понятие профессионального имиджа многослойно и создается из разных слагаемых.

 

Первым слагаемым можно выделить нравственную надежность социального работника. Хотя сегодня мы, к сожалению, все реже слышим, чтобы о ком-то говорили "человек чести".

Нравственный человек осознает необходимость действия с учетом критериев, выверенных человеческим опытом. Безнравственный человек находится в подчинении у собственных интересов, стремлений, желаний. Его путь – вседозволенность. Обществу нужен нравственно надежный социальный работник, озабоченный духовным самосовершенствованием. Предметом его особого внимания должны быть человековедческие знания.

Процесс формирования этического и ценностного сознания специалиста должен включать в себя не только изучение профессионально-этических ценностей как таковых, но и демонстрацию ценностных трансверсий, дилемм, конфликтов и т.п. с тем, чтобы в профессиональной практике специалист не оказался в ситуации ценностного хаоса, но напротив, свободно ориентировался в условиях ценностного противоречия и умел разрешать ценностный конфликт. [18]

 

Процесс формирования морального и ценностного сознания должен быть ориентирован не столько на приобретение специалистом знаний в области этики и аксиологии, сколько на формирование его ценностных и моральных убеждений и потребностей, достаточно жестко детерминирующих его деятельность.

Второе слагаемое – профессионализм и компетентность. Любой специалист, работающий с людьми, должен быть не только высокопрофессиональной, но и талантливой личностью. Эта позиция нашла свое отражение в работах И. Атватера, Л.П. Примака. Тем более это касается социального работника.

99 человек из 100 нe имеют возможности проявить талант, поскольку всю жизнь занимаются нe своим делом.

 

В социальной работе, как нигде, необходим профессионализм и компетентность. Она требует динамизма, индивидуальности, быстрой адаптации к изменившейся ситуации.

Третьим слагаемым выделяется гуманитарная образованность социальньгк работников. У Ф.М. Достоевского есть высказывание, суть которого состоит в том, что гуманитарная развитость облегчает человеку освоение любой профессии. О верности этого утверждения свидетельствуют многие факты, примеры из жизни великих людей. Гуманистические ценности должны составлять основу его мировоззренческих позиций. Кредо социального работника – это:

1) бережное сохранение и воспроизводство духовных ценностей;

2) социальная защищенность;

3) забота о здоровье людей;

4) экологическая безопасность.

Недостаточная востребованность гуманитарного знания негативно сказывается на развитии человека. Благодаря гуманитарным знаниям человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергать ее чувственной и рациональной обработке. Эти знания выступают важнейшими условиями деятельности социального работника.

Следующее важное слагаемое для формирования имиджа заключается в том, что каждый социальный работник должен быть психотехнологом.

Психотехнология – это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми. Психотехнология реализуется в общении и представляет собой систему взаимосвязаннык, внутренне мотивированных психотехник, которые опираются на анализ общения и личностного совершенствования.

Социальный работник должен добиваться личного и профессионального роста, поскольку социальная работа была и остается одной из самых трудных профессий.

Процесс оказания помощи людям, связанный с изменяющейся средой, требует, чтобы социальный работник находился в гармонии с миром.

 

Невозможно быть чутким к клиенту и творческим работником, взаимодействовать с широким кругом клиентов, имея узкий, непрофессиональный взгляд на жизнь. Поэтому следует непрерывно добиваться своего роста и развития и в качестве личности, и в качестве профессионала.

Сохранять нейтралитет, не проявляя при этом безразличия и незаинтересованности, может только достаточно искусно балансирующий социальный работник, обладающий профессиональной объективностью и эмоциональной беспристрастностью. При этом нельзя, конечно, допускать недостаточной заинтересованности в делах клиента, что проявляется в неумении (нежелании) пробудить его энергию, в худшем случае у клиента пропадает желание проявлять эмоциональную энергию, необходимую для изменения или разрешения своих сложных житейских ситуаций. Кроме того, профессиональная объективность важна для сохранения психического здоровья социального работника. Эмоциональная беспристрастность необходима для поддержания собственной независимости и способности эффективно решать профессиональные задачи.

Социальный работник профессионально помогает людям, поэтому он должен иметь навыки саморегуляции, самоорганизации, так как они являются основой самосовершенствования и профессионального роста.

В качестве основных факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на формирование личности специалиста, следует выделить такие, как:

– среда (социальная и профессиональная);

– воспитание;

– самосовершенствование.[19]


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 769; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!