ГЛАВА 6. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ



1. Национальный менталитет, обычаи и традиции.

2. Роль национального менталитета в формировании норм и принципов социальной работы.

3. Основные тенденции в развитии профессионально-этической системы социальной работы

Национальный менталитет, обычаи и традиции

 

Прежде всего рассмотрим такие понятия, как народ, нация, этнос, менталитет, национальный менталитет, этническое самосознание, этносоциальноя общность.

Согласно определению, данному в «Философском энциклопедическом словаре»,

Нация – «историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей их культуры и характера».

«Ментальность – миросозерцание в категориях и формах родного языка, соединяющих в процессе познания интеллектуальные, духовные и волевые качества национального характера в типичных проявлениях» (Колесов В.В.).[8]

Ментальность – это сознание, бессознательные процессы и ощущения, а также культура, включая язык.

В последнее время все чаще говорят не о нации, а об этносе. Попробуем разобраться в этих понятиях.

Слово народ обычно используют для наименования таких социальных групп, как племя, народность, национальность, нация. А в качестве условий, объединяющих людей в народ как целостную социальную общность, чаще всего упоминают единство происхождения, места проживания, языка и культуры. Однако этого недостаточно. Люди могут, например, проживать в разных местах земного шара и при этом осознавать себя принадлежащими к одному и тому же народу. Люди могут говорить на одном языке (например, английском) и при этом быть абсолютно разными народами: англичане, американцы, канадцы, австралийцы. Культура одного народа также может быть весьма неоднородной (например, северных поморов и донских казаков; московских бояр времен Ивана Грозного и современных столичных чиновников, а ведь это один народ!).

Следовательно, народ цементируется в единое целое его историей, которая сохраняется в социальной памяти (культуре). Важнейшим элементом этой памяти является, в частности, самоназвание и самосознание: оно выделяет представителей народа среди других людей и позволяет им фиксировать различия между «мы» и «они».

Исторический подход позволяет выделять различные значения понятия народ: 1) народ как этническая (этногенетическая) общность и 2) народ как этносоциальная общность.

 

Этногенетическая общность, или этнос, – это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание – сознание своей генетический связи с другими представителями данной группы.

Этническое самосознание индивида строится на его представлениях о своем происхождении. Он сознает себя принадлежащим к определенному этносу потому, что полагает себя потомком ряда предшествующих поколений предков, принадлежащих к данному этносу.

Исторические условия, в которых существуют этносы, порождают различного рода социальные связи – государственно-политические, хозяйственно-экономические, религиозные – которые объединяют людей не по этническим признакам. В результате над этногенетическими общностями надстраиваются этносоциальные общности.

Народ, нация – это этносоциальная общность. Она может складываться как из одного, так и из нескольких этносов. Для каждой нации характерно создание системы общеизвестных всем ее представителям знаковых средств (язык, традиционные формы поведения, психология, символика – бытовая, художественная, политическая и т.д.), которые обеспечивают их взаимопонимание и повседневное взаимодействие.

Итак, этническое самосознание человека определяется его происхождением, а национальное самосознание – включенностью человека в национальную культуру, чувством причастности к ней.

Обычно национальное самосознание обусловлено этническим, однако, особенно в нашу эпоху – эпоху интенсивных миграционных процессов – этническое и национальное самосознание не совпадают.

Попадая, например, в результате переезда в другую страну, люди не меняют своей этнической принадлежности. При этом они могут либо сохранить свою национальную культуру и национальное самосознание, либо ассимилироваться, включиться в поле другой культуры и обрести новое национальное самосознание. Последнее, конечно. весьма сложно, требует много времени и труда.

Известно, что в семьях эмигрантов полное вхождение в национальную культуру достигается обычно лишь в третьем поколении.

Для обозначения этнической принадлежности людей, где бы они ни жили, пользуются термином «национальность».

В культуре развитой нации всегда присутствует этническая составляющая – культура этносов (одного или нескольких), из которых нация образовалась. Этническая (народная) культура – наиболее древний слой национальной культуры. Она охватывает главным образом сферу быта и несет в себе «обычаи предков».

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 407; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!