Раздел II. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ ВВЕДЕНИЕ
Тема 2.1. Восточный тип философствования:
Древняя Индия, Древний Китай
Древнеиндийская философия. Веды и ведийская традиция в духовной культуре Индии. Религиозно-философский комплекс Упанишад. Взаимоотношение Брахмана, индивидуальной души и мира. Сансара и карма. Буддизм и его основные идеи. Космизм, эзотеризм (сакральность) и альтруизм (ненасилие) как характерные черты древнеиндийской философии.
Древнекитайская философия. Даосизм Лао-Цзы и его идеи. Дао – основное понятие даосизма. Конфуцианство как социально-этическое учение. Учение о «благородном муже». Роль конфуцианства в истории Китая.
Тема 2.2. Философия Античности –
Общий исток европейской философской культуры
Ранняя античная философия. Поиск первоначал бытия и познания. Знание непосредственное и опосредованное. Знание и мнение.
Классическая греческая философия. Основные школы и философы: софисты, Сократ, Платон и Аристотель. Релятивизм софистов. Сократ: жизнь и устное философское творчество. Объективный идеализм Платона. Аристотель – энциклопедический ум античного мира. Формальная логика Аристотеля.
Поздняя античная (эллинистически-римская) философия. Кризис моральных ценностей в обществе. Поиски духовной опоры в самом себе. Стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, неоплатонизм.
Тема 2.3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения
Зарождение христианства и христианского богословия в античном мире. Соединение эллинской мудрости и иудейского откровения. Патристика и схоластика. Теоцентризм средневековой философии. Проблема соотношения веры и разума. Доказательства бытия бога. Номинализм и реализм. Человек как образ и подобие бога. Соотношение души и тела. Проблема свободы воли.
|
|
Философия Ренессанса – возрождение идей гуманизма, науки, культурного и социального творчества. Антропоцентризм, индивидуализм и эстетизм философии Ренессанса. Формирование новой картины мира, отражающей единство космоса, религиозное учение о боге, человеке и природе.
Тема 2.4. Философия Нового времени – апофеоз опытной науки,
Разума и идеологии просвещения
Программа теоретического и методологического преобразования наук и философии. Эмпиризм и индуктивный метод в естественно-научном познании. Спор эмпиризма и рационализма. Философское обоснование роли опыта в познании (Ф. Бэкон). Бэконовское учение о призраках познания. Рационалистическая методология Р. Декарта. Теория «врождённых идей». Обоснование роли математики в научном познании. Философское кредо Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Сенсуализм Д. Локка, Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма.
|
|
Тема 2.5. Немецкая классическая философия
Определение границ познания, эмпирический и априорный источники познания, понятие «вещи в себе» и «вещи для нас» в философии И. Канта. Категорический императив Канта. Философская система и диалектика Г. Гегеля. Гегелевский принцип тождества бытия и мышления. История философии как самопознание духа. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика христианской религии. «Религия любви» Л. Фейербаха.
Тема 2.6. Западная постклассическая философия XIX–ХХ веков
Кризис классической рациональности и формирование неклассической рациональности в середине XIX века. Плюрализм западной постклассической философии. Иррационализм (А. Шопенгауэр) и философия жизни (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон). Материалистическая диалектика, материалистическое понимание истории и учение о классовой борьбе в марксизме (К. Маркс, Ф. Энгельс). Основные идеи позитивизма и постпозитивизма (О. Конт, Б. Рассел, Л. Витгенштейн). Модели развивающегося научного знания в постпозитивизме (Т. Кун, И. Лакатас, С. Тулмин). Критический рационализм К. Поппера. Проблемы человеческого существования, свободы и ответственности личности, пограничной ситуации в экзистенциализме: экзистенция и трансценденция (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Философия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи). Тексты, познание и интерпретация текстов как объект философии (герменевтика Х. Г. Гадамера и П. Рикера). Философская антропология (М. Шелер, П. Тейяр де Шарден). Теории психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг и др.). Феноменология Э. Гуссерля. Основные положения структурализма (К. Леви-Стросс).
|
|
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 517; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!