Гуманист и подвижник Иоганн Генрих Песталоцци



 

И.Г. Песталоцци - великий швейцарский педагог, внес уникальный вклад в европейский историко-педагогический процесс.

Мировоззренческие, духовно-нравственные основы педагогической системы Песталоцци — сложный синтез представлений, идеалов и ценностей, корни которых и в христианской традиции, и в идеологии Просвещения, и в немецком романтизме, а почва — духовная жизнь Европы последней четверти XVIII — первой четверти XIX вв.

Антропологическая концепция педагога основана на признании священной, божественной основы «хода развития человеческого рода». По сравнению с Руссо и Локком, это другие масштабы педагогического видения: ориентированность не на «мудрость» воспитателя и не на «частного человека», а на «человечество», призванное внести в ход развития ребёнка, члена рода человеческого «божественные и человеческие начала».

 В соответствии с христианской традицией, Песталоцци «возвышает» человека и вместе с тем далёк от идеализации человеческой природы. «Истинно человеческое», отличающее человека от других живых существ: «ум, сердце, рука» — вызревает в борении с «животным началом». Воспитание призвано помочь этому естественному процессу — «подчинить притязания нашей животной природы нашему духу» (1, 337). А для этого необходимо знание законов природы человека, «если не чёткое знание», то «живое внутреннее ощущение того пути, по которому идёт сама природа, развивая и формируя наши силы» (там же). Таким образом, Песталоцци «переоткрывает» идею Коменского о необходимости научного обоснования педагогического процесса — на базе антропологических знаний.

В своей главной книге «Лебединая песня» (1826) Песталоцци попытался сформулировать и педагогически осмыслить наиболее «общие» законы развития природных сил и способностей. Это закон равновесия, взаимосвязанности и гармонии развития всех сил, вытекающий из единства человеческой природы, противостоящий односторонности развития. ). Природосообразное воспитание есть развитие на основе этих законов «задатков и сил человеческого рода».

Отсюда природосообразное воспитание есть стимулирование саморазвития. Оно вызывает стремление к совершенству, к цельности личности: возвышает силы человеческой души «до чистейшего благородства», развивает умственные силы до самостоятельного познания истины, физические силы — до способности к мастерству, «прививает ребёнку общее стремление к совершенству во всей его жизненной деятельности»

Своё служение идеалу природосообразного воспитания Песталоцци воплотил в теории элементарного образования. Её основная идея выявление «простейших» элементов — первооснов познания мира, нравственной жизни, практической трудовой деятельности; установление взаимосвязей между этими элементами сфер культуры; выстраивание на такой основе постоянно усложняющейся системы нравственного, умственного, физического, трудового воспитания в их единстве. Педагогика Песталоцци в конкретике содержательной и процессуальной сторон обучения ориентирована на семейное воспитание и народную школу («Книга матерей или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Азбука наглядности, или наглядное учение об измерении», «Наглядное учение о числе» и др.).

Песталоцци разработал новый тип народной школы, содержание и методику начального обучения. Его предшественником был Коменский («школа родного языка»). Однако ко времени Песталоцци сохранились лишь учебные книги великого славянина. И Песталоцци, по сути, поднимал целину.

Основания народной школы теоретик усматривал в языке народа, в его религии, в традициях семейного воспитания, в укладе народной жизни, т.е. в той естественной среде, где растёт ребёнок. Школа должна как бы вырастать из народной жизни, обогащать и усовершенствовать её воспитательные влияния на ребёнка — возвышая тем самым и ребёнка, и среду. Связь школы с жизнью должна быть органичной, ориентированной на ребёнка как члена среды, на его самоутверждение и самоопределение в этой среде. Раскрывая свою мечту в образах и картинах школьной жизни («Лингарт и Гертруда»), Песталоцци показывает, как учитель стремится учесть запросы к школе разных групп населения деревни; помочь детям осмыслить их личный опыт, связывая обучение с жизнью, расширяя представления ребёнка о жизни деревенской округи, об истории деревни, о занятиях людей; включить в этот процесс и деревенского пастора, убедив его приблизить процесс религиозного воспитания к особенностям личного опыта крестьянских детей, к детской вере, и искусных ремесленников и т.д.

Вместе с тем школа расширяла кругозор ребёнка — выводила его благодаря знаниям за деревенскую околицу в большой мир родины и человечества (знания географические, исторические, природоведческие).

На прочной основе связи школы с жизнью строится обучение. В соответствии с принципом природосообразности, процесс обучения рассматривается Песталоцци как процесс развития умственных сил в мыслительные интеллектуальные способности. С такой точки зрения традиционное для начального образования обучение чтению, письму, счёту должно специально организовываться как процесс развития способностей к познанию, который опирается на природные законы развития умственных сил, обеспечивает сознательную деятельность в этом мире.

Народная школа не мыслилась Песталоцци без практической, трудовой деятельности. Эта идея имела утилитарные основания: помочь народу освободиться от нищеты, поднимая с помощью трудового обучения в школе качество труда, и педагогические, вытекавшие из принципа природосообразности воспитания.

Песталоцци включает в процесс развития способностей к мастерству как труд, так и обучение, обогатив его практической деятельностью, связав с жизнью, с осмыслением личного опыта, направив на овладение способами и приёмами мышления и действия. Свою позицию он обосновывает тем, что «внутренняя сущность» формирования всех способностей к мастерству и профессии заключается в формировании духовных сил человеческой природы...

Духовно-нравственное воспитание Песталоцци рассматривал как наиважнейшую задачу народной школы. В качестве элемента развития нравственных способностей человека им определялась любовь, а религиозности — вера. Истоки нравственного и религиозного развития дитяти — в материнской любви, в семейных отношениях, основанных на любви, искренности, доверительности, в упорядоченном укладе семейной жизни. И народная школа призвана продолжить естественные процессы — облагородить их, утверждая моральные нормы и требования в организации всей школьной жизни, в любой деятельности детей, в системе складывающихся отношений; обосновывая, «санкционируя» нравственное поведение «словом Божиим». Детское школьное сообщество мыслится Песталоцци как большая семья, жизнь которой направляется любящим, заботливым и вместе с тем строгим и требовательным учителем — «отцом»).

Какие же нравственные ценности должна формировать народная школа? Песталоцци на первый план поставил упорный, серьёзный труд, стремление к разумным, полезным занятиям в противовес праздности, лени, болтовне. Столь же строг он и в требованиях смелости, прямоты, простосердечия, нетерпим к притворству, лжи, лицемерию, алчности, нечестности — ценил «ясный и открытый нрав», «действенную и скупую на слова любовь к ближнему» (1, 307), добивался аккуратности, стремления к чистоте, порядку в любом деле. Видя в девочках будущих матерей, он стремился уберечь их души от пороков, возвысить их, научить воспринимать красоту природы и человека: «им суждено дать счастье будущему поколению» (1,312).

По Песталоцци, нравственные ценности человека — «фундамент для внутреннего равновесия и спокойствия», следование им дает уверенность в своих силах, рождает энергию и оптимизм.

Итак, в теории и практике Песталоцци народная школа, имевшая научным основанием принцип природосообразности, органично вырастала из естественной для ребёнка социальной, природной, культурной среды, и тем самым неизбежно становилась школой развития. Благодаря Песталоцци одна из мировоззренческих идей Просвещения — «массового народного образования» — приобретала реальную, гуманную теорию народной школы. Однако и в XIX в. в образовательных практиках европейских стран традиционно сохраняла свои позиции школа учёбы. Использовались лишь отдельные идеи Песталоцци, а разработанные им методики начального обучения (наибольший интерес вызывала идея наглядного — «предметного» обучения) адаптировались к школе учёбы.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 295; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!