Философия Г. Гегеля (метод и система)
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770- 1831) пытался показать, что происхождение многого из единого может быть предметом рационального познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой - понятие. Но это - рациональное познание особого рода: в основе его лежит диалектическая, а не формальная логика, и движущим мотором ее является противоречие. Гегель требует переосмыслить природу понятия. В понятии до сих пор, говорит Гегель, видели некоторое субъективное образование, тогда как в действительности «абсолютное понятие» есть абсолютное тождество субъекта и объекта.
Гегель, как видим, отождествляет «чистое понятие» («Понятие» с большой буквы) с самой сущностью вещей, отличая его от субъективно данных понятий, которые существуют в человеческой голове. Поскольку понятие с самого начала предстает как тождество противоположностей, то саморазвитие понятия подчиняется законам диалектики. Логика, таким образом, совпадает у Гегеля с диалектикой, а последняя мыслится как теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей. Диалектика развития «чистого понятия» составляет общий закон развития как природы, так и человеческого мышления.
Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примиряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние.
В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов в природе и обществе.
Достигнув абсолютного тождества, философия покидает точку зрения обыденного сознания и только теперь попадает в свою подлинную стихию - стихию чистого мышления, где, по Гегелю, все определения мысли развертываются из нее самой. Это - сфера логики, где протекает ничем субъективно не замутненная жизнь понятия.
В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов. Весь процесс самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии «отрицательность», которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта - абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, но не окончательную, не полную истину.
Диалектический метод Гегеля, ориентированный на бесконечное развитие, вступает, таким образом, в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, поскольку в ней обретена абсолютная истина; тем самым и история как бы приобретала свое завершение и достигнутое ею состояние, то есть состояние современной Гегелю Германии, объявлялось высшей точкой исторического движения человечества.
|
|
|
|
Антропологический материализм Л. Фейербаха. Попытки создания новой религии.
Антропологический материализм Л. Фейербаха. Попытки создания новой религии.
Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.
Основное направление-это критика классического немецкого идеализма и обоснование материализма.
|
|
Основные черты.
Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:
* полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;
* попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;
* материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;
* большой интерес к социально-политическим вопросам;
* убеждение в познаваемости окружающего мира.
Файербаховский материализм в последствии был положен в основу марксизма.
Критика Фейербахом гегелевской философии.
Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:
* отвергает идею тождества бытия и мышления;
* не признает наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и первопричины материального мира;
* логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир – окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея – лишь догадка разума, выдумка Гегеля;
* не признает единства философии и религии;
|
|
* отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).
Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.
3. Антропология Фейербаха.
В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:
* единственно существующими реальностями являются природа и человек;
* человек является частью природы;
* человек есть единство материального и духовного;
* человек должен стать главным интересом философии;
* идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
* Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;
* природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;
* все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.
4. Проблема Бога в философии Фейербаха.
Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, - деистов и др., Фейербах:
* выступает с атеистических позиций;
* тесно увязывает проблему Бога с антропологией;
* Можно выделить следующие основные положения атеистическо-антропологической теории Л.Фейербаха:
* Бога как самостоятельной реальности нет;
* Бог – порождение сознания человека;
* религия – глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;
* распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;
* корни религии – в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;
* мысль о Боге – сверхсильном разумном существе – утешает человека, притупляет его страх и аффекты;
* Бог – идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;
* Бог в действительности не является творцом, Он – творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) – человек.
5. Гносеология Фейербаха.
Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология).
Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.
Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: «То, что не познаваем мы, познают наши потомки».
Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 585; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!