Глава VI. Роль архиепископа Луки в воцерковлении и духовном возрождении советского и постсоветского общества



После окончания своего срока ссылки, архиепископ Лука, в самом начале 1944 г. был направлен в Тамбовскую епархию, которую он также ревностно оберегал и возрождал, не оставляя хирургической помощи больным в эвакогоспиталях, здесь помощь раненым требовалась даже больше, чем в Красноярске. В ведении архиепископа находилось 150 госпиталей, в каждом из которых насчитывалось от 500 до 1000 коек. Тем не менее, святитель, которому было уже около 70 лет, в течение двух лет неизменно проводил такие же многочисленные операции, и столь же успешно как в Красноярске.

   В Тамбове, благодаря его заступничеству, начал восстанавливаться храм, который был доведён до крайней степени запустения атеистами. Владыка помог храму найти новые иконы, воздвигнуть иконостас, собрать причт. Практически сразу начав свои службы, он активно способствовал воцерковлению жителей.

Недолго проработав в Тамбове, в мае 1946 года, владыка был назначен на Симферопольскую и Крымскую епархию. Где верно служил Господу до самой своей кончины в 1961 г. Здесь он также столкнулся с многочисленными трудностями – разрушенные храмы, нехватка священников, у многих из которых был очень низкий богословский уровень, противодействие местных властей. Это усугублялось крайне низкой религиозностью среди населения Крыма, к тому же учителям и школьникам запрещалось посещение Церкви, над верующими издевались и высмеивали.

  В течение 15 лет владыка усердно возрождал Православие в Крыму, находил средства для ремонта храмов и церквей, рукополагал священников, привлекал население в Церковь, следил за тем, чтобы священники и церковный причт были образцом для верующих и не дискредитировали бы Церковь своим поведением, наиболее нерадивых он даже изгонял, священников запрещал в служении. Он сам лично объезжал все приходы своей епархии, произносил множество проповедей, именно здесь он произнёс большую их часть. Его плоды не пропали даром, он смог возродить Православие в Крыму, создать многочисленную общину, многие атеисты, пораженные его силой духа и бесстрашием перед властью, принимали Православие. Даже когда владыка полностью ослеп в 1958 году, это его не поколебало, не подорвало его дух.

     Когда же 11 июня 1961 г. архиепископ отошёл ко Господу, то провожать его в последний путь практически весь город: были забиты все улицы, заняты все балконы и крыши домов, движение автомобилей в городе пришлось остановить. Городские власти, пытавшиеся не допустить, чтобы похороны подвижника не были заметны, оказались бессильны перед народом. Как и в Енисейске, Туруханске, Красноярске, Тамбове и других городах, владыка и в Симферополе смог изменить отношение людей к Православию, смог изменить его духовный облик.

     Похоронен он был на маленьком церковном кладбище при Всехсвятском храме Симферополя.

     Позже, к нему на могилку приезжали многочисленные паломники: верующие, ищущие веры, все со своими проблемами, тревогами, надеждами. Появились первые свидетельства чудесных исцелений по молитвам архиепископа. Однако, прославление святителя затянулось на долгие 35 лет. Лишь совсем недавно, постепенно, начался процесс признания его заслуг, прославление архиепископа Луки.

Лишь только 22 ноября 1995 года архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых Крыма. 17-20 марта 1996 года в кафедральный Свято-Троицкий собор Симферополя были перенесены его мощи. Уже 24-25 мая 1996 года, состоялось прославление святителя в той же Симферопольской и Крымской епархии.

На Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 г; святитель Лука, наконец-то был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Его память совершается 11 июня и 25 января, а также 15 декабря – сбор всех Крымских святых.

В самом Симферополе, городской парк носит его имя (святителя Луки), также там установлен памятник святому. В его доме находится часовня, а верующие греки на свои пожертвования, преподнесли 300 килограммов серебра на изготовление раки для мощей святого.

Признание архиепископа наблюдается во многих городах, где святитель когда-то жил. Например, в Саратове, при содействии Саратовского государственного медицинского университета и медицинского персонала 3-й городской клинической больницы, в 2007 году начато строительство храма во имя святителя Луки. Строительство шло споро, и уже 10 июня 2009 года, в день праздника 100-летия университета и накануне дня памяти святителя Луки, было совершено таинство освящения храма и первая Литургия в нём.

Город Красноярск – знаковый для архиепископа Луки, город, где изменилась его судьба, где он из ссыльного стал уважаемым учёным, награждённым властью, признанный народом. Город, где поистине пробил его звёздный час и как выдающегося хирурга-учёного и радетеля за Веру, проповедника. В Красноярске признание заслуг архиепископа складывалось очень непросто.

Как и в других городах, признание святителя затянулось на многие десятилетия. Лишь с прекращением идеологического гнета, историческая правда стала обретать своё законное место. Память, которую оставил по себе в Красноярске владыка, очень глубока. Даже по прошествии почти полувека со времени его жизни в городе, многие помнят о нём. Немало людей обратились к Богу, благодаря его деятельности.

Например, почётный гражданин Красноярска Анатолий Чмыхало, благодаря одной только встрече с владыкой, из заядлого безбожника стал глубоко верующим человеком: «Я отрыл глаза, когда почувствовал какое-то шевеление вокруг. Перед собой увидел двух монахов в высоких клобуках. – Один был высоким и крупным, в очках, с бородой (сам Войно-Ясенецкий)…Я не знал тогда, с кем встретился…Я увидел глаза этого человека. До сих пор помню, сколько в них было доброты. Его слова могу повторить дословно: «Идите, мальчики, воевать за Россию. Да даст вам Господь Бог победу. Да выстоите вы в этой тяжелой борьбе». Затем он поднял руку и медленно перекрестил одну и другую сторону по коридору…Больше этого человека я никогда не видел…В школе меня учили, как идти в Церковь, кричать, бранить Бога, сбрасывать иконы. Тогда я не осознавал всю цену минутного общения с этим человеком, но потом встреча с ним изменила всю мою жизнь. Через три-четыре месяца мы попали на фронт… До сих пор мне снятся эти бои, в которых я сам мог погибнуть не раз. Я был контужен, ранен, у меня начиналась гангрена, врачи собирались оттяпать мне руку. Но рядом со мной словно был пророк, как Бог, Войно-Ясенецкий. Я вспоминал его благословение каждый день, для него оно, может, ничего не значило, а меня – я верил – хранило….Когда я пришёл с войны, то первое произведение, которое написал, назвалось «Национальная сущность православия». Его высоко оценили в нашей епархии. С Войно-Ясенецким я больше никогда не встречался, но собрал о нём много интересного исторического материала. Я хочу на основе собранного написать роман о нём» [1]

     Это поистине удивительный случай, когда человек таким неожиданным образом приходит к Богу. И таких случаев воцерковления людей, после общения с владыкой Лукой не мало, не о всех ещё мы знаем. Кто-то не стал говорить об этом в то, совсем не безопасное время, кто-то уже никогда не расскажет… Но даже то, что нам известно, позволяет осознать сколь необходимо было присутствие на красноярской земле этого подвижника, скольким людям он открыл свет Божественной Истины.

     Вместе с помощью духовной, владыка неизменно оказывал и помощь врачебную, две ипостаси, сливаясь воедино в этом человеке, делали его очень странным, непонятным, уникальным для окружающих его, и в то же время очень необходимым для них. Из всех случаев, особенно выделяется его помощь одному подростку. «Перед войной Васе Барудкину шел 15-й год. Был он заядлый футболист, играл в команде «Локомотив». Как-то во время очередной игры водяная мозоль на пятке лопнула, но парнишка не обратил на это внимания. Только когда боль в ноге стала невыносимой, он пожаловался матери. И начались его мытарства. Долгое время он лежал в больнице. Лечение не помогало…И тогда мать Васи, Сусанна Степановна, детский врач, добилась консультации Войно-Ясенецкого. Тот приехал и в теперешней больнице водников (ул. Парижской Коммуны,22) состоялась первая встреча мальчика с его будущим спасителем. Василий Михайлович Барудкин помнит, как с надеждой и мольбой смотрел на склонившегося над ним доктора – «как на Бога», который может принести избавление от страданий. Операция принесла Васе облегчение уже на следующий день. Валентин Феликсович, навестивший мальчика, увидел, что опасность миновала. Дней через десять Васю выписали домой. Жил он в то время на улице Вейнбаума, 21. вот в этом доме Войно-Ясенецкий и останавливался во все свои последующие приезды в Красноярск. А потом, уже живя в Красноярске, часто навещал семью спасенного им мальчика, где ему были всегда рады и всегда ждали» [2] Это случай очень ярко говорит о том, что святитель никогда не относился к больным как «к простому случаю», он считал, что с избавлением человека от физического недуга его обязанности вовсе не заканчиваются. Многих его бывших пациентов, владыка впоследствии духовно окормлял и поддерживал связь в течение долгого времени.

     Приведём ещё одно характерное воспоминание об архиепископе: «Валентина Александровна Суходомская, работавшая с Войно-Ясенецким, вспоминает: «Валентин Феликсович консультировал раненых во всех госпиталях города. Он был наикрупнейшим специалистом в гнойной хирургии не только у нас, но и за рубежом. После консультаций, осмотров, он забирал к себе в госпиталь почти безнадежных больных, где и оперировал. Операции начинал со словом «ситдео», что означает по латыни «С Богом», перекрестив стол и больного. Помню, как один молодой красноярец, видно, комсомолец, никак не хотел, чтобы его перед операцией перекрестили, отказывался от операции, но Валентин Феликсович был непреклонен, и красноармейцу пришлось уступить, жить-то хотелось». [3]

     В Красноярске, память об архиепископе была жива, глубока, очень многие были ему благодарны за ту помощь, которую от него получили, знания, которые приобрели. Настал черед и самого главного – признания архиепископа, признание его заслуг, воздаяние должного его памяти.

     Воспоминания, конечно, делают честь, но это воспоминания отдельных людей. Но признание официальных властей, выдающихся деятелей культуры и искусства, творческой интеллигенции, писателей, врачей, представителей духовенства,– признание это растянулось на довольно продолжительный срок, и началось оно с того, что летом 1990 года на красноярскую архиерейскую кафедру был назначен Высокопреосвященнейший Архиепископ Антоний (Черемисов).

     Положение Русской Православной Церкви на тот момент было очень тяжелым. «В момент Второго открытия Красноярской епархии, в неё входила Кемеровская область, насчитывавшая 19 приходов, и Хакасская АО (ныне Республика Хакасия), в которой приходов было всего 4. В первом годовом отчёте после открытия Красноярской епархии вместо 32 храмов уже фигурирует цифра 68 (при обслуживаемых 45 и 23-х вакантных). Усилия Владыки Антония при частых выездах в Кемерово для обсуждения с Администрацией проблем строительства Знаменского собора вслед за уже освященным им новым храмом св. Великомученика и Победоносца Георгия, а также множества других вне Кемерово, дали блестящие результаты и позволили Кемеровскую область, имевшую к концу I992 года уже более 50 приходов и женский монастырь в Кольчугино, выделить в самостоятельную епархию, что и было произведено решением Святейшего Патриарха и Священного Синода 11 июня 1993 г. С увеличением приходов в Хакасии и она стала самостоятельной епархией 18 июля 1995 года» [4]

     Такое быстрое строительство храмов и церквей по всей Красноярской епархии обусловлено тем, что всё это время, в народе теплилась вера в Бога, очаг которой вновь возжёг архиепископ Лука. Благодаря усилиям святителя был открыта кладбищенская церковь свт. Николая Чудотворца ещё в 1943 г; создана крепкая община в приходе.

     Архиепископ Лука смог найти тех людей, которые обладали ответственностью, решимостью, бескорыстием. За то недолгое время, что он провёл в Красноярске, владыка сумел их подготовить к самостоятельному служению. Это церковный староста Николай Попов и протоиерей Пётр Ушаков. После отъезда святителя в Тамбов они действовали уже самостоятельно:

     Начиная с 1944 года открытие церквей в Красноярском крае шло усиленными темпами. 16 ноября и 1 декабря 1943 года в исполком Красноярского горсовета были направлены ходатайства за подписью настоятеля Никольской кладбищенской часовни Николая Васильевича Попова об открытии Покровской церкви, занятой воинской частью. В ходатайствах говорилось о необходимости проинформировать, о решении вопроса архиепископа Луку перед его поездкой в Москву.

9 февраля 1944 года датируется заявление на имя Карпова от церковного совета Николаевской кладбищенской церкви, подписанное председателем церковного совета, новоназначенным настоятелем церкви протоиереем Петром Ушаковым, и членами совета: «...Кладбищенская часовня слишком мала и тесна, вмешает не более 200 человек, тогда как верующих собирается в воскресенье до 1000 человек, а в большие праздники и больше... Потребность же в религиозной удовлетворенности в настоящее время большая, так как в каждой семье имеется не один, а два и более членов семьи, ушедших в Красную Армию, о здравии и спасении которых оставшиеся верующие члены семьи очень хотели бы помолиться» [5].

Спустя два с половиной месяца после отъезда святителя Луки из Красноярска в Тамбовскую епархию, на имя председателя Совета по делам РПЦ при СНК СССР т. Карпова направляется отношение председателя исполкома Красноярского крайсовета В. Колушинского по поводу возможной передачи верующим здания Покровской церкви: «...1. Здание бывшей Покровской церкви занято в настоящее время мастерской и складом в/ч № 34110. Произведена перепланировка внутренних переборок церкви в соответствии с требованиями в/ч. Стены и потолок как внутри, так и снаружи требуют штукатурки и побелки, при снятии колоколов проемы колокольни были разломаны, деревянных лестниц нет. Необходимо остекление во всех верхних рамах. Здание в/ч может быть освобождено через 1—2 месяца».

И уже в первых числах мая 1944 года товарищу М. Лаксенко сообщается, что Советом принято положительное решение «по заявлению верующих о передаче в их пользование бывшей Покровской церкви в г. Красноярске вместо ныне ими занимаемой Николаевской кладбищенской часовни и все необходимые предметы культа для оборудования Покровской церкви». [6] Всё лето и большую часть осени 1944 года будущая община Покровской церкви занималась ремонтом храма и восстановлением внутреннего убранства: фресок, иконостаса, изуродованного временными жильцами. Официальный договор с горисполкомом о принятии общиной здания Покровской церкви был подписан 8 мая 1945 года.

     Открытие Покровского собора, достаточно быстро и повсеместное открытие православных храмов ярко свидетельствовало о том, что народ потянулся к Вере, изменил свое недоверчивое, скептическое отношение к ней. Во время хрущёвских гонений и брежневского застоя положений Церкви вновь ухудшилось – сократилось число открытых храмов, миссионерская деятельность Церкви было под запретом. Но это уже не могло остановить воцерковление народа. Быстрое восстановление, как храмов, так и православных общин это лишь подтверждало.

     Наконец, настала очередь прославления нашего святого (которого мы имеем полное право так называть), которому, по большому счёту, обязан весь Красноярский край, возрождением и сохранением Православия на этой земле. Уже в 1997 году была установлена памятная табличка на Николаевской церкви, в которой служил архиепископ Лука

     Надо отдать должное: жители Красноярска с большим трепетом отнеслись к делу возрождения памяти Св. Луки. «В итоге определился круг людей, заинтересованных в памяти В.Ф. Войно-Ясенецкого, которые в день 120-летия со дня рождения, в апреле 1997 года, пришли в краевую библиотеку и поделились воспоминаниями. Там собирались В.А. Анишин – главный хирург ГУУЗа, М.И. Гульман – хирург, профессор академии, отец Виктор, деятели культуры и здравоохранения. Собравшимся было представлена выставка с фотографиями и документами работ В.Ф. Войно-Ясенецкого. Тогда В.А. Анишин заметил, что в г. Красноярске нет никакого памятного знака в честь В.Ф. Войно-Ясенецкого, и предложил создать и открыть на школе № 10 по ул. Ленина в г. Красноярске мемориальную доску в память выдающегося хирурга, архиепископа Луки В.Ф. Войно-Ясенецкого, который здесь жил и работал в 1941-1943 годах» [7] В 1998 году, 14 июня на здании школы № 10 была открыта мемориальная доска: «Здесь в 1941-1943 гг. жил и работал выдающийся хирург, архиепископ Лука В.Ф. Войно-Ясенецкий».

     Примерно в это же время возникла идея создания памятника молитвенному заступнику красноярской земли.

     Летом 1999 года, такие люди как архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний, писатель В.П. Астафьев, председатель комитета по делам культуры и искусства администрации Красноярского края В.С. Кузнецов; президент красноярской краевой организации врачей-хирургов А.Г. Швецкий; главный врач Красноярской краевой клинической больницы № 1 Б.П. Маштаков, а также главный врач Красноярского онкологического центра А.И. Крыжановский вошли в состав попечительского совета, созданного благотворительного фонда «Увековечение памяти выдающихся деятелей».

«Архиепископ Антоний: «Дорогие друзья, мы приступаем к очень важному и святому делу – делу возрождения нашей духовности. Я от всего сердца прошу вас в этом важном деле – увековечении памяти замечательного человека, ревностного иерарха Русской Православной Церкви и верного сына своего Отечества, выдающегося хирурга, потрудившегося в нашем крае при своей непростой судьбе – общепризнанного по всей России архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Это благословение Божие нам. Это одновременно попечение о будущих поколениях. Будем детям прививать любовь к замечательным святым людям нашего края – как прошлых времён, так и сегодняшних. Надеюсь на вашу поддержку» [8] Несмотря на многочисленные трудности: проблемы с финансированием памятника, бюрократические проволочки, памятник архиепископу Луке всё же был открыт 15 ноября 2002 года, на углу улиц Мира и Горького, во дворе храма во имя Иоанна Предтечи.

Памятник является символом признания и уважения Красноярска и его жителей перед трудами владыки.

     В следующем, 2003 году, врачам-хирургам, внёсшим существенный вклад в развитие хирургии стали присуждать «Почётный знак им. В.Ф. Войно-Ясенецкого», который был учреждён при поддержке Красноярского краевого регионального биоэтического комитета.

     На этом дань признания не остановилась: 4 мая 2005 года, всё в той же средней школе № 10 состоялось торжественное открытие музея Святителя Луки, который освятил сам архиепископ Антоний. «Поисковая работа велась долгие годы, материалы всё накапливались и накапливались, и, наконец, 11 июня 2004 года в школе открылась первая выставка, посвящённая Святителю Луке. Именно тогда, на выставке, председатель совета православных граждан города Олег Владимирович Боголюбов и предложил создать музей Войно-Ясенецкого именно здесь, на территории учебного заведения, где и трудился в годы войны Валентин Феликсович» [9]

     Музей располагает богатым материалом, который расположен в хронологическом порядке. Охвачены все периоды его жизни. Здесь представлены редкие фотоснимки, которые запечатлели владыку во время двух сибирских ссылок. Многие экспонаты уникальны. Множество копий архивных материалов. В музей приходит большое число красноярцев, их интерес к истории своего края, к жизни святого очень высок.

     В 2006 году состоялось новое знаменательное событие: при Красноярской Государственной Медицинской Академии был открыт храм Луки Войно-Ясенецкого. Это, пожалуй, наиболее важный и необходимый шаг в деле признания заслуг архиепископа.

          В том же, 2006 году, стало известно, что «Ученый совет медицинской академии обратился в Министерство здравоохранения с просьбой присвоить академии имя великого хирурга, святого Луки Войно-Ясенецкого. Эту идею активно поддержали и представители православной церкви. Через два года вуз будет проходить переаттестацию. Руководство надеется, что академия станет университетом, и вот тогда на здании появится надпись: «Красноярский государственный медицинский университет имени Войно-Ясенецкого» [10]. В 2007 году ВУЗ принял приставку «имени Войно-Ясенецкого». В 2008 году, по результатам переаттестации ВУЗ стал именоваться «Красноярский государственный медицинский университет имени Войно-Ясенецкого»

     Таким образом, в свете всех этих событий, можно говорить о том, что Красноярск, признал и принял своего святителя. Несмотря на трудности, гонения и борьбу с Верой, физическое уничтожение верующих и духовенства, появление множества ересей и расколов, всё завершилось торжеством Православия. Как Великий Завет потомкам можно воспринимать ныне слова Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, архиепископа Луки: «Святая Церковь торжествует утверждение и упрочение православной веры, победу над многочисленными еретиками, осужденными семью Вселенскими соборами. Надо вам знать, что ещё во времена апостольские появилось много лжеучителей, и число их умножалось и умножалось с течением веков… Церковь терзают еретики и лжеучители. Нашлось в нашем народе немало таких, которые оставили свою веру отцов и пошли за протестантскими сектантами… Основателями русских сект почти все сплошь были людьми совершенно невежественными – это были крестьяне, ремесленники, дворники. И. не имея никакого образования, своим темным умом они сочиняли новые учения, подвергали критике все то, чему учит Церковь православная, совращали в свои секты многих и многих православных людей… К стыду русского народа, нашлись в нем люди, которые, забыв свою русскую родную старину, все вековые устои своей русской национальности, свою православную веру, стали исповедовать еврейскую веру, ибо есть целый ряд жидовствующих сект… Вот до каких нелепых форм доходят некоторые сектанты!

     Нет более тяжкого греха, чем расколы и разделение Церкви Христовой. Так говорили все великие святители, так говорил Иоанн Златоуст, Василий Великий…

     Бойтесь как огня общения с еретиками, общения с сектантами. Держитесь той веры, которой научает нас Св. Церковь, - веры Евангельской, веры Христовой, веры апостольской.

     И спасет вас Господь Иисус Христос. Аминь.

     25 марта 1945 г.» [11]

 

        Примечание

1. Чмыхало А. /Безбожник становится верующим// Красноярский комсомолец. 2002 г. 20 ноября С.9.

2. Аржаных О. /Из воспоминаний красноярцев о св. Луке// Православное слово Сибири. 2002 г. №2-3 С.26-27.

3. Там же. С.26-27.

4. Интернет-сайт: http://www.kerpc.ru/eparhia Красноярская Епархия: вчера и сегодня

5. Интернет-сайт: http://www.kerpc.ru/eparhia Красноярская Епархия: вчера и сегодня

6. Интернет-сайт: http://www.kerpc.ru/eparhia Красноярская Епархия: вчера и сегодня

7. Турчина Т.К. /История создания памятника в г. Красноярске выдающемуся хирургу В.Ф. Войно-Ясенецкому// Сибирское медицинское обозрение. 2003 г. 2-3 С.97.

8. Там же. С. 98.

9. Пантелейкина Светлана. /Человеку великой судьбы.// Красноярская газета. 2007 г. 8 мая № 30. С. 4.

10. Сковородников Андрей. /Св. Лука – человек Божий и гениальный хирург//Известный общественно-полезный журнал. 2006. ноябрь. № 1. С. 12-13.

11. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Сила моя в немощи совершается. Москва. 2001. С. 260-267.

 

 

Заключение

Детально изучив деятельность В.Ф. Войно-Ясенецкого (архиепископа Луки) во время двух его ссылок в Красноярский край в 1923-26 и 1940-1943 гг. мы можем утвердительно заявить, что он оказал решающую роль в возрождении и сохранении религиозного, духовного стержня сибиряков. Это не просто высокопарный опус, ведь действительно, если бы в своё время Сибирь не обрела такой светильник Веры, она была бы обречена… сначала на духовное гниение, а затем и на физическое вымирание. Кроме епископа Луки не было больше православных людей с таким характером, с такой силой воли.

     Если бы не его заступничество, край так и не изменил бы своего отношения к Православию. В результате продолжился бы духовный голод и одичание народа. Далее – развитие разнообразных сект с дикими ритуалами и иных верований, укрепление атеизма.

     С таким положением вещей Русский народ был бы обречён, ибо из опыта истории мы знаем, что ни один великий народ, потерявший свою духовную основу (ту основу, на которой этот народ и был сформирован) не уцелел, все они исчезли безвозвратно. Если бы борьба Православного мировоззрения и материалистического атеизма закончилась победой последнего, то Россия была бы обречена.

     С миропониманием, духовной системой ценностей атеистического общества нет будущего – это слишком очевидно. Во главе угла стоит материальное благополучие, достаток, заработок, положение в обществе. Начиная с эпохи СССР и по настоящее время эта система главенствует в русских умах. Когда молодые люди, в угоду своей карьере и материальному положению отказываются рожать детей, врачи, воспитанные на сугубо научно-атеистическом понимании мира и ценностей, вместо поддержки молодых мам, пугают угрозами рождения ребёнка с патологиями, советуют сделать аборт, тем самым способствую уничтожению Русской нации.

 В своей книге «Миссионерский кризис православия» протодиакон Андрей Кураев пишет: «Когда меня спрашивают: «Что вы можете сказать о будущем России?» - я говорю: «Будущее у России ясное, короткое и печальное. России осталось не больше 60 лет»…При рождении 1,2 ребенка на семью прогноз очевиден: у четырех бабушек и дедушек будет один внук. Люди оставляют по себе вдвое меньшее число своих детей и вчетверо меньшее число своих внуков… После 20-ти лет перестройки и реформ наконец обозначилась наша долгоискомая национальная идея: выжить бы… Страна тихо умирает под громкие звуки рекламных пауз. Есть один печальный критерий – это решимость людей жить и бороться за свою жизнь. Сокращение продолжительности жизни мужчин – это безмолвный бунт…И еще есть протест женщин– в виде отказа от детей…Как ещё можно назвать народ, в котором только одному ребенку из четырёх разрешают родиться? Народ, который ради комфорта убивает своих детей и отказывается от своих стариков? То, что сегодня средняя продолжительность жизни мужчины в нашем обществе – всего 58 лет, означает, что общество не готово пестовать даже своих стариков»

     К этому следует добавить, что Русский народ теряет 11 тысяч деревень ежегодно – население в них вымирает. Иммигрантов из Китая и исламских республик, переезжающих жить в Россию, каждый год насчитывается не менее 780 тысяч, а число абортов ежегодно совершается около миллиона!

     И как не вспомнить слова святителя Луки, который писал патриарху Сергию, что религиозное положение в крае весьма ужасно, и если не предпринять сейчас никаких действий, то мы встанем перед опасностью полного одичания всего населения от Восточной Сибири до Дальнего Востока, с последующим замещением его другими народами. Поистине, сколь пророческие мысли, можно поразиться, как глубоко владыка мог видеть опасность бездуховности.

     Благодаря ему, Красноярский край и Россия имеют альтернативу своему существованию – это возвращение на православный путь развития государства и нации. На сегодняшний день есть немало православных многодетных семей, и их количество неуклонно растёт. Православная община Николаевской церкви, которую создал ещё владыка Лука, сегодня насчитывает уже несколько десятков верующих семей с детьми, заключаются и новые браки. Умножаются общины и в других приходах, создаются новые приходы, в которых складываются свои общины.

Заслуга архиепископа в том, что он, живя как христианин, всё своё умение приносил на служение Господу. Силой своего слова и характера он смог устранить деятельность еретиков в Минусинске, Туруханске, Красноярске, Ачинске. Благодаря своему хирургическому таланту, способствовал воцерковлению представителей научной и культурной интеллигенции. Атеистическая часть народа вымрет как тупиковая ветвь развития, поскольку они, отойдя от своих истоков, оказались нежизнеспособны. Но, благодаря деятельности архиепископа по возрождению Русского самосознания, через восстановление Церкви, народ края не потерял своих корней, и сейчас мы имеем возможность снова быть многочисленным, духоносным народом.

     Архиепископ Лука – один из тех людей, которых давал Господь нашему народу во время его крайней слабости, в самых опасных моментах существования. Таковы были при монгольском нашествии и освобождении от монгольского ига, во время Смуты, духовных нестроений (раскола), многочисленных нашествиях иноплеменников, духовного оскудения народа в XIX-XX веках. Внимательно изучив свой исторический путь, нельзя не обнаружить, что всегда был такой человек, который силой своего слова и своим личным примером вселял в людей уверенность, возрождал в них Веру, заставлял их подниматься с колен. Именно таким духовным столпом Русского народа в XX веке и был архиепископ Лука Войно-Ясенецкий.

     С течением времени, думается, будет открываться все новые и новые стороны его неоценимой помощи краю, которые мы пока не видим, даже спустя более полувека.

Библиография

I. Источники


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!