Сходство и различие динамических комплеков (Сурья Намаскар, Сукшма-Вьяяма, динамический комплекс и т.д)
Сукшма-вьяяма и Сурья намаскар
Сукшма-вьяямой в Индии называют гимнастику в обычных спортивных залах, поэтому вариаций последовательностей упражнений может быть сколько угодно. Любое гимнастическое упражнение, если ему приставить название на хинди, будет вьяямой. Конечно, это далеко не практика по обретению сиддха-дехи, а просто определенная подготовка. Сукшма-вьяяма очень полезна для тела.
Что касается динамических практик, на подобии сукшма-вьяямы, то они тоже имеют свою ценность, потому что они работают на раскрытие тела, устранение в нем блоков, тугоподвижности мышц, также вьяяма мобилизует двигательные функции тела.
Сукшма-вьяяма так же еще называется «викасака» – развитие, а именно «стхула» и «сукшма», грубого и тонкого тел. Прежде, чем начинать управлять энергией, приводя ее в порядок через равновесие, необходимо само наличие этой энергии, этим «наличием» и занимается викасака. В асане энергетический процесс перенаправляется от раскрытия к собиранию энергии уже на качественно более высоком уровне.
Сурья-намаскар и Сукшма-вьяяма
Дело в том, что в основных классических источниках натхов главные асаны, как правило, были связаны с именами 84 сиддхов и 9 натхов. Сукшма-вьяяма и Сурья-намаскар - это более поздние элементы, привнесенные в хатха-йогу, поэтому их каждый Учитель в Индии объясняет, как хочет. К сожалению, Дхирендра Брахмачари в своей книге не дает никаких описаний более чем 12 движений в Сурья-намаскаре. Там действительно он говорит про какие-то 16 действий, но эта цифра связана, скорее, с Луной, нежели с Солнцем. Часто в тантре две недели светлой Луны в виде 15+16-й (полнолуние) связывают с Солнцем, возможно, отсюда такая трактовка.
|
|
Но не будем далеко уходить в тантрическую символику, ибо в случае с Дхирендрой Брахмачари все куда проще – он учился хатха-йоге не у Свами Картикеи, как многие думают, а у Раджбали Мишры. РБМ учил разным факирским вещам, в общем, больше физической стороне йоги, чем в совершенстве и владел Дхирендра Брахмачари.
Например, как мне говорил Гуру Ракеш Пандей, Дхирендра Брахмачари владел ваджроли-крией и прочими сложными техниками, делал это все в полном физическом варианте. Немного РБМ учил и просто гимнастическим подходам, сукшма-вьяяма как раз и создавалась как вспомогательный для простых людей элемент хатха-йоги, как и Сурья-намаскар, они оба появились значительно позднее.
Исходя из того, что 84 асаны были связаны с медитацией на сиддхов, отождествления с их силами, видимо, и практики вроде Сурья-намаскар появились таким же образом, когда-то в Ведах они были, и остаются по сей день, как форма пуджи Солнцу. Любое поклонение ведет к отождествлению с объектом поклонения, так «физическая форма» обросла постепенно религиозной смысловой нагрузкой.
|
|
Кто-то сейчас даже это не учитывает, просто делает те или иные последовательности Сурья-намаскар без каких либо мантр, та же обычная виньяса тому наглядный пример. Также многие просто изобретают сейчас бесчисленное множество Сурья-намаскаров, с самыми разными вставленными асанами, просто исходя из эффективности как гимнастической техники, нежели с опорой на какой-то религиозный смысл. Практика Сурья-намаскар и связанная с ней символика Сурья-намаскар – это практика почитания солнца, которая берет свое начало из Риг-веды.
Очевидно, в связи с тем, что йога всегда носила в Индии духовный характер, многие внешние садханы, связанные с поклонением, были так или иначе соотнесены с йогическими практиками. Каждый натховский пантх подразумевает акцент на определенной упасане, ну, и практики йоги, которые ей соответствуют. Солнце играет большую роль в сандхья упасане (это временные периоды положения солнца утром, в полдень и вечером), время наиболее благоприятное для практики йоги. В Индии брахманы в эти моменты времени читают гаятри, солнечную мантру; натхи обычно проводят арати. Считается, что арати означает высший свет преданности, который рассеивает «темноту».
|
|
Если вы посмотрите на ночное небо, то увидите множество сияющих звезд. Все эти космические образования ничто иное, как состояние уплотненного света, не заходя далеко в современные научные теории, скажем только, что натхи всегда знали эти законы, просто по-другому их излагали. Материя, это ничто иное, как свет в уплотненном состоянии, поэтому обычно землю изображают желтой или золотистого цвета.
Когда натхи делают хому (огненный ритуал), в первую очередь, при установлении в земле дхуни, они почитают землю как Богиню и как Сурью. Дхартри (опора, поддержка) – Богиня земли. Не просто земли, в том понимании как её многие рассматривают, она – Шакти, которая поддерживает всю вселенную (брахманду), и в этой вселенной бесконечное количество планет, созвездий, галактик. Дхартри также связана с телесной структурой человека. В общем-то, если Сурья-намаскар рассматривать с такой позиции, то это получается средство для расширения сознания, пробуждения жизненной силы, средство, благодаря которому мы свое тело и сознание приводим в полную гармонию и способны в нем видеть все силы вселенной.
|
|
Поэтому Сурья-намаскар – очень уникальная психофизическая техника, как метод поклонения, так и совершенствования физического тела. Здесь мы почитаем как внешнее солнце, так и внутреннее. Описание, каким образом в теле расположены космические объекты мы можем найти в джьотише, а так же есть объяснение в «Сиддха-сиддханта-паддхати», это текст традиции натхов, где описаны философско-метафизические аспекты, практики и принципы, по которым строится йогическая садхана.
Сурья, как источник праны, играет немалую роль в мантрологии натхов, в практике шабар-мантр и тантры. Сурья - это так же свет нашей высшей природы, в «тарака-йоге», где большую роль играет медитация на свет, высшей из пяти вьом считается сурья-акаша. Можно много говорить о самых разных садханах натха-йогинов, которые связаны с Сурьей, их очень много, поэтому Сурья-намаскар в каком-то смысле – основа основ.
Традиционно в индийской космологии, онтологии, самых различных религиозных культах, свет рассматривался как появление одного трансцендентного светящегося сознания, его называли Пракаша или Парасамвит и т.д. Он проявлялся в виде света солнца, луны и огня, трех гун, как проявление активной творящей природы мироздания. Все в этом проявленном мире зависит от этих гун, благодаря которым решается то, в каких мирах и телах воплотится живое существо. Поэтому гуны связаны с разными формами живых существ и с разными асанами (как положениями тела).
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 913; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!