Скамейка перед воротами дома Кабановых. 16 страница



Входят Фирс и Яша, смотрят на танцующих. Фирс вспоминает, что прежде у них танцевали бароны и адмиралы, а теперь начальник станции. Он жалуется, что ослабел, на что Яша заявляет, что Фирс ему надоел и желает ему быстрее подохнуть. Фирс называет Яшу недотепой. В гостиную входит Аня и сообщает, что на кухне был какой-то человек, который сказал, что вишневый сад продан, а кому — неизвестно. Раневская хочет узнать, кому он продан, но Яша отвечает, что человек давно ушел. Дуняша говорит Фирсу, что чиновник почты назвал ее цветком. Яша зевает и уходит. Входит Епиходов. Он жалуется Дуняше, что та не хочет его видеть и напоминает о данном ей условии. Но Дуня не хочет его слушать. Из зала выходит Варя и прогоняет Епиходова. Он не хочет уходить и долго препирается, но потом сдается и уходит, говоря, что будет жаловаться на нее. Тогда Варя хватает палку и замахивается. В это время входит Лопахин, и Варя, принимая его за Епиходова, случайно бьет его палкой. Поняв ошибку, Варя извиняется. Входит Раневская. Лопахин сообщает, что Гаев приехал вместе с ним. Раневская взволнованно интересуется торгами. Входит Гаев, утирая слезы и, ничего не отвечая сестре, уходит к себе в комнату. Лопахин говорит, что вишневый сад продан и купил его он. Раневская угнетена. Варя снимает ключи с пояса, бросает их на пол и уходит. Лопахин рассказывает о торгах, о том, что он дал сверх долга девяносто тысяч и имение осталось за ним. Смеется, делая акцент на том, что он хозяин имения, где его отец и дед были рабами. Поднимает ключи. Велит музыкантам играть и приглашает всех смотреть, как срубят все деревья и настроят дач. Раневская горько плачет. Лопахин укоряет ее, что не послушали его вовремя. Пищик его уводит. Лопахин кричит, что идет новый владелец сада, готовый за все заплатить.

В зал к плачущей Любови Андреевне входят Аня и Трофимов. Аня говорит, что пусть нет сада, но вся жизнь впереди. Успокаивает мать, что посадят новый сад.

 

Четвертое действие

 

Опустевшие комнаты. Мебель сложена в один угол. Лопахин ждет, когда все уедут. Попрощаться с бывшими хозяевами пришли мужики. Входят Раневская и Гаев. Гаев ругает сестру — она отдала свой кошелек мужикам. Раневская оправдывается, что не смогла иначе. Оба уходят. Лопахин предлагает на прощание выпить по стаканчику, но Раневская и Гаев не откликаются. Лопахин тоже один пить не хочет и предлагает выпить хоть Яше. Яша, радующийся отъезду, выпивает.

Лопахин напоминает, что через двадцать минут ехать на станцию. Трофимов ищет калоши. От предложенной Лопахиным выпивки отказывается. Лопахин подшучивает над бедным студентом, на что Трофимов дает ему совет не размахивать руками, объясняет, что строить дачи и надеяться на то, что дачники будут отдельными хозяевами — это тоже размахивать руками. Лопахин предлагает ему денег на дорогу, но Трофимов отказывается — он получил перевод. Варя находит его калоши. Лопахин настаивает, чтобы Трофимов взял денег, но Петя отвечает, что деньги для него ничего не значат, а он стремится к высшей власти. Говорит, что сам дойдет и укажет путь другим. Слышно, как вдали рубят деревья.

Входит Аня и просит от имени матери не рубить сад, пока они не уедут. Лопахин обещает. Аня сообщает, что Фирса отвезли в больницу. Дуняша плачет и бросается на шею Яше, но он пьет шампанское и мечтает о Париже. Входят Раневская, Гаев, Аня и Шарлотта. Раневская прощается с домом. Аня говорит о новой жизни, надеется выдержать экзамен в гимназии, работать и помогать матери. Гаев радуется, что он теперь финансист в банке. Раневская собирается ехать в Париж и жить там на присланные бабушкой деньги, которых хватит ненадолго. Шарлотта просит Лопахина найти ей место. Лопахин соглашается.

Запыхавшись, входит Пищик. Гаев, считая, что тот пришел за деньгами, уходит. Но Пищик принес долг Лопахину — четыреста рублей, а также возвращает Раневской четыреста рулей, обещая остальное потом. Объясняет он это тем, что англичане нашли в его земле белую глину и он сдал им этот участок на двадцать четыре года. Раневская замечает, что здесь у нее остаются две печали: Фирс и Варя. Лопахин предлагает сделать Варе предложение. Входит Варя, но Лопахина зовут и он уходит, так ничего и не сказав. Варя плачет. Пора ехать. Раневская осматривает голые стены и потолки с нежной любовью.

Все уходят. Аня прощается с домом и прежней жизнью. Трофимов же, наоборот, приветствует новую. Раневская и Гаев, оставшись вдвоем, кидаются друг другу на шею и тихо рыдают. Они в отчаянии. Раневская прощается с садом, олицетворением молодости, жизни и счастья. Она последний раз смотрит из окна, вспоминает покойную маму, которая любила ходить по этой комнате. Все двери запираются, экипажи уезжают. В тишине стучит топор. Входит больной Фирс. Видит, что все уехали, переживает о том, что его забыли, ложится. Рассуждает о том, что жизнь прошла и сил не осталось. Лежит неподвижно. Слышится звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Далеко в саду топором стучат по дереву.

 

 

Алексей Максимович Горький

(1870–1953)

 

«На дне»

(Пьеса)

 

 

Пересказ

 

Действующие лица:

Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки.

Василиса Карповна, его жена, 26 лет.

Наташа, сестра Василисы, 20 лет.

Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет.

Васька Пепел, вор, 28 лет.

Клещ Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.

Анна, его жена 30 лет.

Настя, 24 года.

Квашня, торговка пельменями, под 40 лет.

Бубнов, картузник, 45 лет.

Барон, 33 года.

Сатин — приблизительно 40 лет.

Актер — приблизительно 40 лет.

Лука — странник, 60 лет.

Кривой Зоб, Татарин — крючники.

Алешка, сапожник — 20 лет.

 

Действие первое

 

Начало весны, утро. В темном, слабоосвещенном подвале с нарами на постели кашляет Анна. Все просыпаются, Сатин рычит, возится Актер, Настя читает любовный роман, Барон беседует с Квашней о ее возможном браке. Между постояльцами ночлежки возникает спор, кто должен убираться. После некоторых разбирательств сошлись на том, что убирать будет Актер. Он жалуется, что его организм отравлен алкоголем. Сатин же в ответ на его патетические тирады говорит непонятные для него слова «органон, сикамбр, макробиотика, трансцендентальный». Он признается, что привычные слова ему надоели, что мальчишкой он служил на телеграфе, читал много книг, поэтому любит непонятные слова. Актер вспоминает о былых временах, уверенно говорит, что талант — это вера в себя, в свои силы. Сатин просит денег у Бубнова, Клеща, Актера. Анна просит открыть дверь, Клещ не проявляет никакого желания выполнить ее просьбу, хотя совсем недавно она отдала ему свою еду. Актер решает вывести Анну подышать в сени, в дверях им попадается Костылев. Он ищет свою жену, Василису. Он подозревает, что она у Васьки Пепла. Постучав в дверь Пепла, Костылев хотел убедиться, что Василисы там нет. Но вместо этого Пепел начинает требовать с него семь рублей за купленные у него часы. Костылев уходит, а Сатин смеется над ним. Ему интересно, почему Пепел делит с Костылевым женщину, почему не пришибет его. Пепел отвечает, что не хочет из-за такой дряни портить себе жизнь. Сатин и Актер просят у Васьки взаймы, и он дает им двугривенный. Сатин замечает, что нет людей лучше воров, уходит пьянствовать с Актером.

Пепел интересуется у Клеща, как его жена? На что Клещ делится своими планами — после смерти жены он хочет вырваться отсюда. Ему противны люди, которые не хотят работать, живут без чести и совести. Наташа приводит нового постояльца, Луку. Она приглашает Луку в кухню, а Клещу говорит о том, что нужно поласковее относиться к умирающей.

Пепел храбрится перед Наташей, видно, что она ему не безразлична. Клещ и Бубнов предупреждают его, что Василиса не отдаст своего даром. Она баба лютая. В это время в кухне раздается песня Луки, Пепел просит его замолчать, ему скучно. Лука вступает в общий разговор, рассказывает о слезах Насти над книжкой. В комнату входит Барон. Пепел от скуки предлагает ему полаять на четвереньках, чтобы позабавить его. Барон на эти слова отвечает, что они одного с ним положения и не будет удовольствия от его унижений. Лука говорит, что все равны. У Барона на некоторое время вновь появляются барские замашки. Он начинает требовать у Луки паспорт, расспрашивает о том, кто он такой. После этого разговора Пепел и Барон уходят, и на сцене появляется новое лицо, сапожник Алешка. Он в свои 20 лет говорит о том, что ничего в жизни не хочет. Появляется Василиса, она очень зла на Алешку, прогоняет его. Алешка ретировался на улицу, а Василиса обращает свое внимание на Луку. Он не показывает ей паспорт, обещает занести потом. После разговора с Лукой Василиса ищет глазами Пепла. Однако Бубнов, все поняв, говорит, что его нет дома. Как бы невзначай, Василиса расспрашивает, была ли здесь сестра, Наташа? Узнав, что она была, быстро уходит. Жильцы вновь спорят, кто должен убраться. Лука просит Настю, но она отказывается. Лука спрашивает, почему она то плачет, то напиться хочет? Настя вызывающе говорит, что так будет, и все. Наконец Лука решает вымести сам, выходит за метлой в сени. Входит обратно вслед за пришедшим Медведевым. Медведев также интересуется личностью Луки, но тот уходит на кухню. Бубнов и Медведев договариваются о вечерней игре в шашки. Дядя Василисы расспрашивает Бубнова о ее отношениях с Васькой Пеплом, но Бубнов отмалчивается. В подвал входит Квашня. Она говорит, что Медведев приставал к ней, чтобы венчаться. Бубнов советует ей не упускать такой возможности.

В комнату входит Лука, ведет за собой совсем ослабевшую Анну. Медведев говорит о необходимости присмотра за ней. Лука делает ему комплимент, назвав унтером. Еще не дослужившийся до унтера, Медведев рассказывает о своей службе. Но его повествование прерывает ворвавшийся Костылев. Он кричит, что Василиса избивает Наташу. Все убегают, в комнате остаются Лука и Анна. Анна, глядя на Луку, вспоминает своего отца, такого же ласкового, мягкого. Лука отвечает ей, что его мяли много, оттого и мягкий.

 

Действие второе

 

Вечером, при свете двух ламп, Татарин, Сатин, Кривой Зоб, Барон играют в карты, Бубнов и Медведев — в шашки. Поют тюремные песни. Анна в это время жалуется Луке на свою прожитую несчастливую жизнь. Лука утешает ее, говорит, что скоро доля нее будет намного легче.

Татарин ловит Барона на жульничестве в карты. Он озлоблен, кричит, что нужно играть честно и жить честно. Сатин и Барон уходят гулять. А Лука и Актер разговаривают о пропаже души. Актер понимает, что пропил и душу, и имя. Он даже стихов не помнит. Лука утешает его, говорит, что для алкоголиков есть лечебница, где лечат бесплатно. У Актера появляется надежда на другую жизнь. «Человек все может, лишь бы захотел». Актер, ободренный и довольный, уходит. Анне становится все хуже, она боится смерти, думает, что там будет так же плохо. Лука утешает ее, говоря, что она будет отправлена Господом в рай.

Медведев ссорится с Пеплом. Тот говорит, что если его поймают, он сдаст все семейство за скупку краденого. Медведев уходит. Лука предлагает Пеплу уйти прочь с этого места. Пепел тоже знает, что будет в Сибири, но только как осужденный, как и отец. Он спрашивает у Луки, есть ли Бог? Лука говорит, что «коли веришь, — есть; не веришь, — нет… Во что веришь, то и есть».

Василиса приходит к Пеплу. Она выгоняет из комнаты Луку, но тот незаметно пролезает на печь. Уверенная, что их никто не слышит, Василиса пытается дознаться правды. Васька говорит ей, что не любил ее и не любит, что не хочет с ней жить. Она просит Пепла освободить ее от мужа. В комнату вбегает Костылев, начинает кричать, Пепел вне себя хватает его за шиворот и встряхивает. Тут на печи раздается позевывание, и с печи слезает Лука. Костылев с криком убегает. Пепел грубо спрашивает, почему Лука там, ведь он должен был уйти. Тот ему отвечает, что остался на счастье и слышал преступный уговор тоже на счастье Василия Пепла. Лука настаивает, чтобы Пепел не связывался с этой дьяволицей. Он уверен, что она принесет Пеплу беду, и советует вместе с Наташей уходить из этого места.

Наконец Лука вспомнил и об Анне. Оказалось, что она умерла. Входит Актер, читает стихи. Наташа входит следом, смеется над ним. Актер собрался уезжать, он хочет найти ту самую лечебницу, в которой он избавится от своего алкоголизма. Тут все понимают, что Анна мертва. Татарин настаивает, чтобы тело вынесли, но никто не хочет этого делать. Клещ беспокоится, что у него нет денег на похороны. Кривой Зоб советует ему занять, обещает помочь немного с деньгами. Постепенно все разбредаются по своим углам, собираясь спать.

В помещение входят Актер и Сатин. Они пьяны, ревут, кричат. Сатин говорит, что мертвым все равно, они не слышат, не чувствуют. Татарин убегает из комнаты. В дверях появляется Лука.

 

Действие третье

 

Обстановка — дворовое место, засоренное разным хламом. Наташа и Настя сидят на бревне. На дровнях расположились Лука и Барон. Клещ лежит на куче дерева у стены, а в окне у земли торчит рожа Бубнова.

Настя рассказывает о своем романе со студентом, вставляя в него явно книжные словечки и выражения. Бубнов и Барон не верят ей, смеются, Лука уговаривает их не мешать рассказу.

Но те не унимаются, и тогда Лука уводит Настю подальше от насмешек. Настя божится, что этот роман был в действительности. Лука говорит, что верит ей.

Наташа тоже считает, что вранье приятнее правды. Она сознается, что тоже выдумывает и ждет кого-то особенного. Кому хорошо жить? «Всем плохо», — говорит Наташа. Клещ, до этих пор неподвижный, вдруг оживляется. Он выказывает обиду, ведь не всем плохо, кабы всем, тогда не было бы обидно.

Барон понимает, что нужно идти к Насте мириться, иначе она денег давать не будет. Бубнов же говорит о Луке, что он много врет и без всякой пользы для себя. Появившийся Лука советует Барону не мешать Насте плакать, раз это приносит ей удовольствие. И рассказывает Наташе и Бубнову историю, как он проучил двух воров. Сначала он заставил под дулом ружья отстегать друг друга для смирения. А затем кормил их до весны. А затем они ушли. Главная мысль в рассказе Луки — тюрьма добру не научит, Сибирь не научит, а человек научит. В ответ на его рассказ Бубнов говорит, что, по его мнению, нужно говорить только правду. На эти слова Клещ вдруг снова вскакивает, как обожженный, и кричит о том, что правда страшна. Работы нет, пристанища нет, жить нельзя — вот правда. Он проклинает ту правду, из-за которой понимает свое положение.

Из-за угла медленно выходит Пепел. Он интересуется, где родственники Наташи. Она отвечает, что ушли на кладбище, затем ко всенощной. В это время Лука рассказывает Бубнову притчу о человеке, ищущем праведную землю. Этот человек всю свою жизнь терпел и мучался, веря, что есть на свете праведная земля, которую населяют особые хорошие люди. Он был очень беден, но терпел и жил только ради этой земли. И вот в это место посылают ученого. И человек просит найти на картах, где эта праведная земля. Ученый не смог найти ее, человек не верил, настаивал. А потом, поняв, что этой земли нет, избил ученого и удавился.

Все молчат. Затем Пепел говорит о том, что история невеселая. А Лука говорит о том, что он скоро уйдет в хохлы, там открыли новую веру. Кто ищет, тот найдет, уверен он. Пепел при Луке предлагает Наташе вместе уйти. Наташа сомневается, ведь она не очень любит Пепла. Под окном появляется Василиса, молча слушает. Не замечая ее, Пепел говорит о ней неприятные вещи, что она жадная до денег, что ей нужна воля. Наташа смущена, она не знает, ее ли это дорога. Но и Васька, и Лука настаивают, что так будет лучше, что она сможет исправить Ваську, сделать его другим человеком. Наташа почти согласна, только предупреждает, что если хоть один раз Пепел ударит или иначе обидит, она что-нибудь сделает с собой.

Василиса не выдержала, сказала, чтобы Наташа не боялась Пепла. Он ни бить, ни любить не умеет. Наташа идет ставить самовар, так приказал ей вернувшийся Костылев. Пепел говорит с Костылевым, что теперь она — его, и чтобы командовать ею перестали. Однако Василиса нарочно подстрекает Пепла на ссору, исчезает со словами «устрою я тебе свадебку».

Костылев вступает в беседу с Лукой. Он уверен, что странник — это тот человек, который никак не вмешивается в дела других, должен никому не мешать. Лука для него вовсе не странник, а человек без паспорта. Входит Василиса, зовет мужа пить чай. Обзывает Луку. После их ухода Лука всерьез решает уйти сегодня в ночь. Бубнов поддерживает его, говорит, что нужно уходить вовремя. Он рассказывает свою поучительную историю. Жена его связалась с мастером. И так они вместе сжились, что Бубнов решил — или отравят его, или еще что-то сделают. Он было начал жену бить, а мастер — его. В злости Бубнов решил убить жену, но вовремя одумался и ушел. Мастерская была на жене, и он остался нищим.

Входят Сатин и Актер. Они спорят, Сатин не хочет, чтобы Актер уходил. Он просит, чтобы Лука сознался в своем вранье, чтобы не давал лишнюю надежду Актеру. Актер уверен, что у него все получится. Он не пил, работал на улице, заработал денег на дорогу. Сатин просит эти деньги на пропой, но Актер непреклонен. Сатин рассказывает о своей молодости. Оказывается, он сидел в тюрьме за убийство одного подлеца. Он не любит рассказывать об этой истории, потому что его сестра, из-за которой все произошло, умерла. Сатин обращает внимание на Клеща. Тот в унынии, у него теперь нет инструментов — всё похороны съели. Он не знает, что делать дальше, потому что имеет стыд перед людьми.

Из окна Костылевых доносится крик Наташи. Сатин, Лука, Актер и Бубнов идут смотреть, в чем дело. Оказывается, Василиса избила сестру и обварила ей ноги кипятком. Сатин пытается сдержать Василису, которая все никак не может остановиться в своем зверстве. Медведев хватает Сатина, тот зовет Пепла, который, выскочив из проулка, молча расталкивает всех. Костылев убегает за угол, крича о помощи, Пепел сильно размахивается и бьет старика. Пепел спрашивает у Наташи, что с ней стряслось? В это время Василиса видит, что муж мертв. Зовет полицию и указывает на Пепла — убийцу. Пепел кидается и на нее тоже, но Сатин и Кривой Зоб оттаскивают его. Сатин говорит Пеплу, что пойдет в свидетели, чтобы тот не трусил. Василий рассказывает ему о том, что Василиса подговаривала его убить мужа. Наташа, услышав это, делает вывод — Пепел и Василиса все подстроили. Она кричит о том, что ее изувечили нарочно, мечется в беспамятстве, рассказывает все полиции, рвется сама в тюрьму.

 

Действие четвертое

 

Обстановка 1 акта. Нет комнаты Пепла, нет наковальни Клеща. Клещ ремонтирует гармонику, Сатин, Барон и Настя сидят перед столом с водкой и пивом. Актер возится на печи. Они говорят о Луке, называют его любопытным стариканом. Настя признается, что полюбила его, такого всепонимающего. Татарин говорит, что старик имел закон в душе. Клещ подтверждает, что все должны жить по Евангелию, не просто так. Настя порывается уйти, ей опротивело все, вся жизнь, все люди. Сатин советует ей захватить с собой Актера, ведь он тоже собрался уходить.

Актер волнуется, он называет всех невеждами, дикарями. Сатин обвиняет Луку в том, что это он разбередил Настю и Актера, проквасил всех. Клещ говорит, что Лука поманил их, а дороги не сказал, что он не любил правды. Сатин старается успокоить его и Барона. Он возражает, что старик не шарлатан и врал из жалости к людям. Лука понимал, что человек — это правда, однако врал, чтобы утешить, примирить. Сатин говорит, что старик очистил его, как кислота старую монету.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 319; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!