Скамейка перед воротами дома Кабановых. 14 страница



Глава VI.

Приезд в Москву княжны Марьи. От знакомых она узнает о том, как жертвует собой Николай ради матери. Княжна Марья думает о том, что ничего другого и не ожидала от него. Ее визит к Ростовым. Встреча с Николаем. Его отчужденность от нее. Николай встречает княжну Марью особенно торжественно и сухо. Огорчение княжны Марьи. Она чувствует, что его холодный тон что-то прикрывает, но вот что — она понять не могла и очень хотела выяснить. После ухода княжны мать уговаривает Николая съездить к Марье, развеяться, кроме того, она хорошая девушка и богатая наследница. Николай долго упирается, но наконец сдается. Ответный визит Николая. Объяснение Николая с Марьей. Марья заводит разговор о его положении, но Николай перебивает. Княжна говорит, что он стал другим, Николай отвечает, что для этого есть много причин. И тут Марья понимает, что все дело в том, что он теперь беден, а она богата. Княжна еще раз поражается благородству души Николая. Но чувства берут свое, и «далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным».

Глава VII.

Женитьба Николая на княжне Марье. Жизнь в Лысых Горах. Хозяйство Николая. Из Николая получился хороший хозяин. За три года смог расплатиться со всеми долгами, купил имение около Лысых Гор, вел переговоры о выкупе имения отца Отрадное. Княжна Марья никогда не вмешивалась в дела имения, а только созерцала хлопоты Николая.

Глава VIII.

Семейная жизнь Николая. Николай был очень вспыльчивым и любил распускать руки. Объяснение с графиней Марьей по поводу избиения старосты. Княжна Марья плачет, ей жаль человека, и Николай обещает, что больше никогда он не поднимет ни на кого руку. Положение Сони в доме. С самого начала совместной жизни Николай рассказал Марье обо всем, что было между ним и Соней, и просит княжну любить Соню, не обижать. Марья старается любить Соню, но не может и даже ищет в ней отрицательные качества. Характеристика, данная Соне Наташей. Наташа называет Соню пустоцветом, но говорит, что Соня не понимает, не чувствует этого так, как чувствуют они, Марья и Наташа. И Марья, глядя на Соню, соглашается с Наташей. Соня, казалось, не тяготится своим положением, с которым вполне примирилась. Она живет так, как живется.

Глава IX.

Канун зимнего Николина дня 1820 г. в Лысых Горах. Николай и графиня Марья. Их размолвка и примирение. Княжна Марья вдруг начала сомневаться в том, что Николай ее любит. Он успокаивает жену, говоря, что без нее он не находит себе места. Дети. Счастье графини Марьи. Она думает, что никогда бы не поверила, что можно быть такой счастливой. Но в то же время в ее взгляде выразилась грусть. «Как будто, кроме того счастья, которое она испытывала, было другое, недостижимое в этой жизни счастье, о котором она невольно вспомнила в эту минуту».

Глава X.

Наташа замужем. Она очень изменилась, уже не было той Наташи, которую все знали с детства. Она жила в противоречии с тем правилом, что девушка, выйдя замуж, не должна опускаться. Она вся погрузилась в семью, своего мужа, открылась вся, без остатка. Отношения с Пьером. Весь дом Наташи и Пьера держался на желаниях Пьера, которые Наташа старалась угадывать и мгновенно выполнять. После семи лет совместной жизни Пьер видел себя отраженным в своей жене.

Глава XI.

Наташа в ожидании приезда Пьера из Петербурга. С тех пор как Пьер уехал, Наташа находится в состоянии страха, грусти и раздражения. Приезд Пьера. Оживление Наташи постепенно переходит в гнев, она ругает Пьера за то, что тот так долго не возвращался. Но Пьер знает, что не виноват и что скоро этот гнев перейдет в веселье и радость. Пьер и Наташа в детской. Пьер полностью поглощен своим маленьким ребенком. Наташа говорит, что он отличный отец.

Глава XII.

Семейные интересы обитателей лысогорского дома. Все в доме любили Пьера, особенно Николенька, сын князя Андрея. Из всего им слышанного он сделал вывод, что его отец, умирая, завещал свою возлюбленную Наташу своему другу. А отец был для Николеньки чем-то вроде божества. Подарки. Несмотря на то что Пьер жил теперь большой семьей, он заметил, что тратиться стал меньше и его дела стали поправляться. Он понял, что такой распорядок жизни теперь на всю жизнь, и был рад этому. Старая графиня Ростова. Ей было уже за 60 лет. И после всех событий она теперь чувствует себя на этом свете случайно забытым существом, не имеющим никакой цели и смысла. И все обитатели дома понимают ее состояние, а потому заботятся о ней. Только дети пугаются ее и сторонятся.

Глава XIII.

Пьер с женой в гостиной. Разговор домашних со старой графиней о петербургских новостях. При графине стараются не говорить о современном положении страны, а только о тех людях, с которыми она была знакома раньше, так как графиня так сильно отстала от жизни, что объяснять ей все не было смысла. Пьер среди детей. Пьер полностью отдается игре с чулками.

Глава XIV.

Николенька Болконский. Пьер говорит, что Николенька становится похож на отца, чем вызывает гордость мальчика. Денисов. Разговоры об общественных интересах в Петербурге и положении дел в России. Пьер говорит, что государь ни во что не вмешивается, погряз в мистицизме, все гибнет, везде разруха. Возмущение реакцией и аракчеевщиной. Мысли Пьера об обществе. Он говорит, что теперь надо всем взяться за руки, чтобы противостоять тому, что творится. Надо создать тайное общество. Будет переворот — так считает Пьер. Взгляды Николая Ростова и его резкое возражение Пьеру. Он доказывает Пьеру, что никакого переворота нет и не будет, это только воображение Пьера. Волнение Николеньки Болконского, вызванное спором взрослых. Он говорит Пьеру, что если бы князь Андрей был жив, он поддержал его. Пьер понимает, какая умственная работа идет в голове этого мальчика, и горд этим.

Глава XV.

Николай и графиня Марья. Ее дневник. Восхищение Николая своей женой после прочтения дневника. Он понимает, что в духовном отношении он ничтожен перед своей женой. Их разговор о споре в кабинете и о Николеньке. Николай говорит, что погорячился в споре с Пьером, но он не может принять то, что Пьер вступил в тайное общество. Княжна Марья соглашается с Николаем, что тайно общество это опасно, тем более что нельзя рисковать детьми. Она боится за Николеньку, потому что он всегда наедине со своими мыслям. Кроме того, ее очень беспокоит то волнение, которое испытал Николенька при рассказе Пьера о тайном обществе. Марья просит Николая вывезти мальчика в общество. Николай обещает сделать это.

Глава XVI.

Наташа и Пьер. Их разговор о детях, о споре с Николаем, о Платоне Каратаеве. Наташа думает о том, что этот важный для общества человек — ее муж. Она спрашивает Пьера, одобрил бы Платон Каратаев его вступление в тайное общество. Пьер говорит, что не знает, но вот что бы он точно одобрил, так это их семейную жизнь, и Пьер с гордостью показал бы ему детей. Внутренние отношения Пьера и Наташи. Они с полуслова понимаются друг друга, хоть и по-разному относятся к жизни. Сон Николеньки Болконского. Мысли об отце и Пьере. Николеньке приснилось, что он и Пьер идут впереди огромного войска, которое было составлено из белых косых линий, нитей Богородицы, как их назвал Десаль. Но вот нити начинают слабеть, путаться, становится тяжело. В грозной позе перед ними появляется Николай Ростов и говорит, что убьет по приказу Аракчеева первого, кто двинется. Николенька оглядывается на Пьера, но вместо него видит отца. Он ласкает сына, и тот чувствует себя жидким, бескостным, бессильным. Николай Ростов все ближе подбирается к ним, Николенька ощущает страх и просыпается. Николенька после пробуждения думает о том, что отец поддерживает его и Пьера. А потому он, Николенька, будет учиться и сделает то, чем заслужит любовь и восхищение всех людей, а также похвалу отца.

 

Часть вторая

 

Глава I.

Рассуждения автора об изучении историками жизни человека.

Глава II.

О силе, которая движет и управляет народами. Полемика с историками, понимающими эту силу как власть, присущую героям.

Глава III.

Рассуждения о силе, создающей исторически события. Полемика с историками, пишущими истории отдельных лиц.

Глава IV.

Рассуждения о назначении власти. Власть как совокупность воли масс. Противоречия историков по вопросу власти.

Глава V.

Рассуждения автора о том, что жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей и что власть исторических деятелей не может быть принята за причину исторических событий.

Глава VI.

Рассуждение об отношении приказаний к событиям и об их зависимости. Войско как соединение людей для общей деятельности и отношения в нем начальников и подчиненных.

Глава VII.

О связи исторических лиц с массами и совпадении всякого совершившегося события с желанием одного или нескольких людей. Определение власти и силы, производящей движение народа.

Глава VIII.

О свободе воли. Зависимость воли человека от его характера и действующих на него мотивов.

Глава IX.

Предмет истории. Вопрос о свободе и необходимости.

Глава X.

Свобода и необходимость.

Глава XI.

Определение историей свободы законами разума. Критика автором этого определения. Предмет истории — отыскание законов движения народов.

Глава XII.

О борьбе между старым и новым воззрением на историю. Закон необходимости в истории. Признание зависимости исторической личности от внешнего мира, времени и причин как основа для выработки законов истории.

 

Николай Семенович Лесков

(1831–1895)

 

«Леди Макбет Мценского уезда»

(Повесть)

Пересказ

 

 

Глава первая

 

Катерина Львовна была по наружности женщиной очень приятной, от роду ей шел двадцать четвертый год. Девушку выдали замуж за богатого купца Измайлова. Семья их состояла из вдового свекра Бориса Тимофеевича, мужа Катерины Зиновия Борисовича и самой Катерины Львовны. Детей у супругов не было. Скука в купеческом доме не раз наводила тоску на женщину, бездетность ее огорчала. Катерина Львовна была женщиной пылкой и привыкла к простоте и свободе. Читать Катерина Измайлова не любила, да и книг в доме почти не было. В течение пяти лет она жила самой скучной жизнью с неласковым мужем, но никто на эту скуку внимания не обращал.

 

Глава вторая

 

На шестой год замужества Катерины у Измайловых прорвало мельничную плотину, и женщина целыми днями тосковала дома одна. Однажды она обратила внимание на купеческого приказчика Сергея. Он был красив и при знакомстве начал осыпать Катерину Львовну комплиментами. От кухарки Аксиньи Катерина Львовна узнала, что раньше Сергей работал у Копчоновых, и у него был роман с самой хозяйкой.

 

Глава третья

 

Сергей приходит к Катерине и говорит, что без любви его жизнь скучна. Приказчик пытается обнять Катерину, но она слабо сопротивляется. Не устояв перед горячими поцелуями, женщина изменяет своему мужу.

 

Глава четвертая

 

Борис Тимофеевич видит приказчика, когда тот спускался по столбу из окна Катерины Львовны. Он отводит Сергея в кладовую и избивает нагайкой. Приказчик даже не застонал, зато половину рукава рубашки изъел зубами. Борис Тимофеевич решает запереть мужчину в кладовой, пока у него не заживет спина. Катерина умоляет свекра выпустить Сергея, на что он злится еще больше и обещает по приезде сына выпороть женщину на конюшне.

 

Глава пятая

 

Катерина Львовна подсыпает свекру в кашу с грибами крысиную отраву, после чего старик умирает. Все поверили в естественную смерть Бориса Тимофеевича и спешно схоронили. Сергея женщина вызволяет из кладовой и уже ни от кого не скрывает их роман.

 

Глава шестая

 

Во сне Катерине Измайловой мерещится, что между ними с Сергеем лезет большой кот.

Женщина спрашивает Аксинью, что означает этот сон. Кухарка отвечает, что к ней кто-нибудь прибьется или «еще что-нибудь такое выйдет». Сергей продолжает завоевывать сердце хозяйки, убеждая ее в своей искренней и пылкой любви. Катерина Львовна говорит любимому, что если он когда-нибудь ей изменит, то живая она с ним не расстанется.

 

Глава седьмая

 

Катерине снова снится кот, который на этот раз начинает с ней разговаривать: «Какой же, — говорит, — я кот! С какой стати! Ты это очень умно, Катерина Львовна, рассуждаешь, что совсем я не кот, а я именитый купец Борис Тимофеич». Женщина слышит, как кто-то перелез через ворота и залаяли собаки. Она в спешке прячет Сергея в спальне. Зиновий Борисович подходит к двери, ведущей в супружескую спальню, и прислушивается. Не уловив ни шороха, он решает постучаться.

 

Глава восьмая

 

Муж сообщает, что до него дошли слухи об изменах жены. Катерина вместе с Сергеем бьют Зиновия Борисовича тяжелым литым подсвечником по голове, а потом душат его. Убитого прячут в погребе и уничтожают все следы преступления.

 

Глава девятая

 

Хватились мужа Катерины Львовны, но все поиски оказались безуспешны. Катерина Измайлова объявляет, что ждет от супруга ребенка, и ее допускают до наследства, прекратив поиски Зиновия Борисовича. Но объявляется еще один наследник — племянник Измайлова Федор Лямин, который оказался небольшим мальчиком и приехал вместе со своей старенькой тетушкой. Сергей начинает жаловаться любимой, что из-за этого мальчика он стал самым несчастным человеком.

 

Глава десятая

 

Молодая купчиха начинает понимать, что мальчик очень мешает ее предстоящей счастливой жизни с любимым: «Как же это? За что и в самом деле должна я через него лишаться капитала? Сколько я страдала, сколько греха на свою душу приняла, а он без всяких хлопот приехал и отнимает у меня. И добро бы человек, а то дитя, мальчик.»

 

Глава одиннадцатая

 

В праздничный день старушка уходит в церковь, и Катерина Измайлова хладнокровно душит мальчика подушкой.

 

Глава двенадцатая

 

Убийство наблюдают в щель между ставнями несколько мужчин, и в дом начинает ломиться толпа. Сергей признается во всех убийствах и своей соучастницей называет Катерину. Женщина во всем признается и говорит, что убивала ради любимого. Зиновия Борисовича извлекают из погреба и хоронят. Преступников наказывают плетьми и ссылают на каторгу. Родив ребенка в острожной больнице, Катерина Измайлова отказывается от него.

 

Глава тринадцатая

 

Ребенка отдают на воспитание сестре Бориса Тимофеевича, так как он считается законным наследником Измайловых. Сергей шел на каторгу в одной партии с хозяйкой, что несказанно обрадовало последнюю. Она дает этапным ундерам деньги ради того, чтобы хоть немного побыть с любимым, поговорить с ним. Сергей это называет глупостью и ведет себя по отношению к Катерине довольно холодно. Вместе с героями в партии идут роскошная женщина Фиона и семнадцатилетняя блондинка Сонетка.

 

Глава четырнадцатая

 

Сергей изменяет Катерине Львовне с Фионой. Обманутая женщина узнает об этом и чувствует, что любит предателя еще больше. Фиона говорит, что никакой любви у них с Сергеем нет, и подтверждают это его ухаживания за Сонеткой. Сергей делает попытку примириться с Катериной и жалуется на холод. Женщина отдает любимому запасные шерстяные чулки.

 

Глава пятнадцатая

 

Катерина Измайлова видит свои чулки на Сонетке. Сергей обнимает и целует новый объект обожания на глазах у всей партии. Катерина Львовна стала предметом насмешек, но Фиона заступается за нее. Когда промокшие под снегом арестанты ожидали парома, Катерина видит в Волге лица убитых ею людей. Схватив Сонетку за ноги, она перекидывается с ней за борт парома. Еще какое-то время обе женщины показываются в волнах, но потом тонут.

 

 

Антон Павлович Чехов

(1860–1904)

 

«Толстый и тонкий»

(Рассказ)

Пересказ

 

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый — Миша, а другой тонкий — Порфирий. Порфирий был с женой, сыном и кучей сумок, узлов и котомок. Друзья обрадовались встрече. Порфирий начал представлять семью: «Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах… лютеранка… А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса». Порфирий вспомнил, как они вместе с Мишей в гимназии учились: «Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо… Детьми были!» Затем толстый спросил о службе, на что тонкий пожаловался, что он служит коллежским асессором уже второй год и Станислава имеет. Правда, жалованье плохое. Жена частные уроки музыки дает. А он сам портсигары делает. Так и живут. Служил в департаменте, а сейчас его перевели столоначальником по тому же ведомству. Порфирий поинтересовался, как продвигается служба у Миши, наверное, уже статский. Толстый ответил: «Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею». Тонкий замолчал, побледнел, а потом внезапно заулыбался: «Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с». Толстый начал возражать, но тонкий начал лебезить: «Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги…» Толстому стало тошно от почтительной кислоты. Он протянул тонкому руку. Тот пожал три пальца и захихикал, как китайский болванчик. Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

 

«Анна на шее»

(Рассказ)

Пересказ

 

Основные действующие лица:

Анна.

Модест Алексеич — муж Ани.

Петр Леонтьич — отец Ани.

Петя и Андрюша — младшие братья Ани.

Артынов — владелец дачного поселка, богач.

Свадьба Ани и Модеста Алексеича проходит скромно. Чиновнику пятидесяти двух лет не пристало праздновать пышную свадьбу. Хотя самой Анне нет еще и восемнадцати. Поэтому вместо свадебного бала и ужина — поездка на богомолье за двести верст. Эту поездку Модест Алексеич затеял для того, чтобы дать понять своей молодой жене, что и в браке он отдает первое место религии и нравственности. На перроне отец никак не может проститься с дочерью, все плачет, что-то ей шепчет и крестит. Но поезд трогается, а отец все бежит за поездом и, расплескивая вино, кричит: «Ура!». Анна остается в поезде наедине с мужем. Ей противен новоиспеченный супруг. Полный, пухлый, очень сытый, с длинными бакенами и без усов, и его бритый, круглый, резко очерченный подбородок походит на пятку, который постепенно переходит в жирные, дрожащие, как желе, щеки. Модест Алексеич делает замечание Анне, что никогда отец Анны не получал таких орденов. Когда-то его отец получил орден Святой Анны II степени и пришел поблагодарить его сиятельство, а его сиятельство выразился так: «Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее». Модест Алексеич показывает этим замечанием, что не хотел бы, чтобы и ему при получение Анны его сиятельство сделал бы такое же замечание. Муж подсаживается ближе, а Анна уходит в воспоминания, желая оказаться как можно дальше. Ей вспоминается венчание, где она чувствовала себя виноватой и смешной. Ведь она выходила замуж за деньги, а в итоге и платье шили в долг и у отца с братьями по-прежнему ни копейки. Вспоминается Анне и отец — Петр Леонтьич — учитель рисования и чистописания в гимназии. Но когда умерла мама он запил. В семье стало очень не хватать денег. К ним даже приходил судебный пристав и описывал мебель. Как же Анне было стыдно! Когда ей встречались знакомые, Анне казалось, что все видят дырочку на шляпе и рваные ботинки. Но знакомые дамы засуетились и нашли достойного человека — Модеста Алексеича. Этот человек с правилами и на хорошем счету у его сиятельства; ему ничего не стоит взять у его сиятельства записочку к директору гимназии и даже к попечителю, чтобы Петра Леонтьича не увольняли. Пока Анна была погружена в воспоминания, поезд подъезжает к полустанку, где гуляют дачники. Анна выходит к ним и общается. Ей интересно, почему они тут остановились, и ей объясняют, что здесь разъезд, ожидают почтового поезда. Артынов, владелец этого дачного места, богач, высокий, полный брюнет, похожий лицом на армянина, с глазами навыкате и в странном костюме, сразу примечает красивую девушку. Анна, заметив это, кокетливо прищуривает глаза и начинает говорить по-французски. Когда поезд трогается, Аня, напевая польку, уверенна, что она обязательно будет счастлива!


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 307; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!