Скамейка перед воротами дома Кабановых. 20 страница



 

«Олеся»

(Повесть)

Пересказ

 

Рассказчик, Иван Тимофеевич, сообщает, как, отдыхая в отпуске в деревне, услышал о некой местной колдунье. Заинтригованный, он находит в лесу жилище старой ведьмы и знакомится с ее внучкой Олесей. Иван находит Олесю интересной в общении девушкой и начинает с ней встречаться. Он удивляется умным речам лесной затворницы, не умевшей даже читать, и еще больше поражается ее магической силе.

Вскоре Иван привязывается к Олесе и пытается защитить «ведьмино семейство» перед урядником, который под нажимом местных жителей решил «извести» старуху и ее внучку. Вскоре Иван понимает, что влюблен в Олесю и, убедившись в ее чувствах, признается ей. Он просит Олесю стать его женой и отказаться от прежней жизни. Олеся отказывается, объясняя это тем, что нельзя идти против судьбы. Смутно Иван осознает, что подарившая ему свою любовь девушка права. В деревне начали недобро судачить о связи барина и ведьмы. Олеся нечаянно спровоцировала приступ злобы поселян, заявившись в церковь на Троицын день. Ее жестоко избили, отчего она в ярости посулила зла селянам.

В ту же ночь на деревню обрушился страшный град. Иван догадался, что теперь поселяне поспешат обвинить в непогоде ведьму, поскольку и его присутствие в деревне уже едва терпят. Он спешно едет в лес, но выясняется, что старуха и ее внучка уже сбежали в поисках нового убежища.

 

«Поединок»

(Повесть)

Пересказ

 

Автор дает описание офицерства николаевского времени, выделяя в галерее портретов подпоручика Юрия Ромашова — молодого, амбициозного, немного самовлюбленного и обидчивого. Полный смелых мечтаний, он не видит смысла в существующей армейской системе. Военные порядки подавляют его, заставляют скатиться вниз и позабыть о прежних тщеславных замыслах.

Светлым пятном в мрачной жизни молодого офицера, который постепенно скатывается к пьянству и разврату, стала Шурочка Николаева, жена одного из сослуживцев. Ромашов охотно посещал Николаевых, чтобы лишний раз повидать Шурочку, но такие встречи становились для него все более болезненны и унизительны. Юноше казалось, что Шурочка смеется над ним. Поэтому Ромашов искал другую отдушину — в обществе офицера Назанского, известного пьяницы, который оказался тонким философом.

Гнев командира Шульговича разъярил Ромашова, которому с того момента окончательно опротивела армия. Вскоре после этого юноша оказывается на званом вечере и видит ничтожность нищей и пошлой «светскости» военных и их жен, убогость потуг вернуть былой лоск офицерским раутам. Упадочническое настроение усугубляется впечатлениями от муштры солдат и младших офицеров, нелепостью всей офицерской школы. Ромашов пытается забыться в развлечениях, но на это у него катастрофически не хватает денег.

Вскоре он вновь встречается с Шурочкой, будучи зван на пикник. Приглашенные офицеры говорят высокие слова о былой славе русского оружия и сокрушаются о новых временах, но упорно не видят причин пороков, поразивших армию. Ромашов не слушает эти пустые речи: его внимание поглощено Шурочкой, которой юноша признается в любви. Затем следует смотр войск, на котором Ромашов получает нагоняй, отчасти справедливый.

Вскоре по городку разносится сплетня о несуществующей связи между Юрием и Шурочкой. Ромашов имеет тяжелое объяснение с Николаевым, который пока верит в честность супруги и сослуживца. Подавленный навалившимися обидами, Ромашов какое-то время живет отшельником («анахоретом»), но затем не выдерживает и появляется на гулянках бывших друзей. На одной из гулянок он из-за пустяка дерется с Николаевым. Взаимное оскорбление можно смыть только кровью: оба офицера соглашаются на дуэль. Незадолго до дуэли Юрий вновь встречается с Назанским, открывающим юноше глубины своей философии и обрисовывающим истинную трагедию офицерства. Затем следует свидание с Шурочкой, признающейся, что она влюблена в Юрия. На дуэли Ромашов, пожалев чувства Шурочки, отказывается стрелять в Николаева и погибает.

 

 

Михаил Михайлович Пришвин

(1873–1954)

 

«Кладовая солнца»

(Сказка-быль)

Пересказ

 

В одном селе возле Блудова болота осиротели двое детей. Мать их умерла от болезни, а отец погиб на Отечественной войне. Дети были очень милые. Настя — девочка с золотыми волосами и веснушками по всему лицу. Она рано вставала, топила печь, варила еду.

Митраша был моложе сестры на два года. Он был коротенький, плотный, по характеру упрямый и сильный. Он занимался бондарством. Кроме того, дети всегда присоединялись к общественной работе, а Митраша часто бывал на общественных собраниях, старался вникнуть в дела.

 

* * *

 

Весной Настя и Митраша стали собираться за клюквой. Митраша взял ружье, компас, а Настя — корзину с едой. Митраша вспомнил, что отец говорил о палестинке, где есть много клюквы. Но Настя возражает брату, что нет никакой палестинки, зато помнит, что отец говорил про Слепую елань — место, от которого следует держаться подальше.

Настя и Митраша пришли к Лежачему камню, у которого болотная тропа расходилась вилкой: «одна, хорошая, плотная тропа, шла направо, другая, слабенькая, прямо». Митраша говорит, что им надо идти по узкой тропе, но Настя не соглашается. Ей кажется, что надо идти по широкой, где уже много раз ходили люди. Дети повздорили, и в итоге Настя пошла по широкой тропе, а Митраша по узкой. И тогда над болотом жалобно застонали деревья, серая хмарь плотно закрыла солнце.

 

* * *

 

От стона деревьев из полуобвалившейся картофельной ямы возле сторожки Антипыча вылезла его гончая собака Травка и завыла. Уже два года прошло с тех пор, как умер хозяин Травки Антипыч. Он еще при жизни обещал, что когда помирать будет, расскажет Травке всю правду жизни. И вот умер Антипыч, а вскоре война началась, потому нового сторожа не прислали и Травка осталась одна. Трудно ей было привыкать к дикой жизни. Ведь раньше она гоняла зверя, жила не для себя, а все для Антипыча. А теперь ей, как и всякому дикому зверю, приходилось жить для себя. Иногда она забывалась и тащила пойманного зверя к сторожке, но там никого не было. И тогда собака взбиралась на холм и выла. И вой этот слушал волк Серый помещик.

Митраша шел по компасу и попал в Слепую елань — место, в котором погибло немало людей и скота. Чем дальше шел мальчик, тем земля становилась податливей, мягче, а потом и вовсе что-то заурчало под ногами. Но Митраша шел дальше, ведь по этой тропе уже до него ступала нога человека. Тут Митраша заметил, что трава белоус, которая является вестником тропы человеческой, проходит по другую сторону. Но чтобы дойти до нее, надо сделать круг, а Митраше не хотелось терять времени, поэтому он шагнул дальше. Митраша теперь погружался по колено в воду, в другой миг вода стала ему выше колена. И он мог бы еще выйти из болота, но тут увидел опять траву белоус и рванулся. Но было уже поздно. Он был плотно схвачен со всех сторон по самую грудь, и при малейшем движении его тянуло вниз. Он закричал, но никто не ответил. Митраша кричать перестал, а по лицу покатились слезы.

 

* * *

 

Настя нашла полянку (а это и была та самая палестинка, о которой говорил отец и которую стремился найти Митраша), где было видимо-невидимо клюквы. Девочка так была увлечена сбором ягоды, что забыла и о брате, да и о себе самой. Но она даже не заметила, что заблудилась. Вся грязная, еле передвигая за собой корзину, Настя ползала по палестинке, собирая ягоду. Даже лось принял ее за зверя, не узнав в ней человека. Так Настя подползла к старому горелому пню, на котором сидела гадюка. Змея подняла голову и зашипела. И Настя подняла голову. Тут девочка очнулась. Она вспомнила о брате, зарыдала и крикнула имя своего брата, которое тот услыхал на болоте.

 

* * *

 

Все происходящее с Настей видела Травка. Она, почуяв беду, подошла к Насте и лизнула ее соленую от слез щеку. Собака чуяла, что под клюквой в корзине лежит хлеб, но не позволила себе рыться в ягоде лапами. Вместо этого она завыла. Этот вой услышал волк. Кроме того, Травка услышала тявканье лисицы, которая охотится за зайцем. И собака решила сама поймать зверя. Она кинулась за ним, громко лая. И Серый, услышав наконец лай собаки, бросился вслед к Слепой елани.

 

* * *

 

Травка, упустив зайца у самой елани, вдруг увидела перед собой мальчика. Для Травки в жизни существовало два человека: Антипыч и враг Антипыча. И вот теперь Травка решала, кто же перед ней.

Глаза мальчика сначала были тусклыми, но вдруг в них загорелся огонек. Митраша вспомнил имя собаки. «Затравка!», — позвал он. И это убедило собаку, что перед ней Антипыч, новый, молодой и маленький. И она тихонько поползла к мальчику. Но Митраша не от чистого сердца звал сейчас собаку. Мальчику нужно было, чтобы она помогла ему вылезти.

Когда Травка подползла ближе, Митраша схватил ее за сильные задние ноги. Собака рванулась, благодаря чему Митраша выбрался. Выбравшись, Митраша отряхнулся и позвал собаку: «Иди же теперь ко мне, моя Затравка!» Этот голос и тон, которым были сказаны слова, лишили Травку каких-либо сомнений: перед ней стоял Антипыч. И она кинулась на шею Митраше.

И, рассуждает автор, думается, что Антипыч не шутил, говоря, что шепнет Травке правду жизни. «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».

 

* * *

 

Травка, узнав в Митраше нового Антипыча, решила догнать зайца, а Митраша притаился за кустом, ожидая зверя. Это и нужно было волку. Он выбрал себе тот же куст, что и Митраша. Два охотника — человек и волк — оказались рядом. И Митраша выстрелил в упор, убив Серого.

Этот выстрел услышала Настя и закричала, Митраша ответил, и она тут же прибежала к нему. Травка принесла русака, и все сели греться около костра и готовить себе еду.

 

* * *

 

В это время в деревне была обнаружена пропажа детей. Собрались идти искать их. А они уже сами идут, несут большую корзину, наполненную до краев клюквой, а рядом собака Травка. Дети рассказали все, что произошло с ними: и о болоте, и о клюкве, и об убитом Сером. Но в то, что маленький мальчик убил волка, поверить никто не мог. Тогда Митраша проводил людей к тому месту, где лежал Серый.

Остается сказать только, что рассказчик — один из разведчиков торфа. И в Блудовом болоте скрыты несметные богатства: торфа хватит на сто лет. Вот какие богатства скрыты в наших болотах!

 

 

Александр Александрович Блок

(1880–1921)

 

Поэзия

Литературоведческий анализ

 

В 1904 г. вышла в свет его первая книга «Стихи о Прекрасной Даме», вдохновленная идеями Вл. Соловьева о пришествии на землю Вечной Женственности, о грядущем слиянии земного и небесного. Цикл о Прекрасной Даме возник в результате влюбленности Блока в реальную земную женщину — жену Любовь Дмитриевну. Прекрасная Дама Блока — это воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой — служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преобразования жизни. «Стихи о Прекрасной Даме» были попыткой разобраться в вопросах, которые будут волновать Блока на протяжении всей его жизни: о назначении человека, о его пути, о достижении прекрасного.

События 1905–1907 гг. вызвали огромный интерес поэта к общественно-политической жизни России, обнажив стихийную природу бытия (в стихах Блока появляются образы метелицы, бурана, народной вольницы). Блок сочувственно отнесся к демонстрациям народных масс, требующих гражданских прав. Кровавое воскресенье 9 января вызвало у Блока чувство гнева.

В 1906 г. в пьесе «Балаганчик» Блок отразил ощущение кризиса символизма. С 1907 г. от идей символизма поэт отходит к демократическим тенденциям: размышляет об отделенности современной культуры от народа, от национальных истоков, предчувствует грядущие беды. Докладом «О современном состоянии русского символизма» (апрель 1910 г.) Блок констатировал окончание для себя этого этапа творческого и жизненного пути.

В 1904–1908 гг. Блок создает цикл «Город», в котором углубляется в социальные тенденции. В современном мире сосуществуют две реальности: небесная гармония, красота и безжалостность Петербурга (образы карликов, адские нотки).

В 1907 г. выходит вторая книга — «Нечаянная радость». Она существенно отличается от первой. Здесь Прекрасная Дама обрела реальные черты («Незнакомка»). Это время разрыва Блока с друзьями-символистами; жена Любовь Дмитриевна ушла к поэту Андрею Белому. Прекрасную Даму заменила Искусительница, роковая женщина, всеразрушающая Страсть. Блок описывает мир грязи и порока, обмана и пошлости, но и здесь появляется светлый образ Незнакомки — как символ оставшейся надежды и веры в Любовь. Антитеза, противопоставление двух миров — двух частей стихотворения, мрака и света, помогает яснее донести идею Блока о преображении тьмы Светом, Любовью. Внимание Блока переносится и на реалии современного города. В книгу вошли стихи гражданского звучания — «Митинг» и «Фабрика». Осознанным одиночеством своего пути продиктовано стихотворение «Осенняя воля».

В 1908–1916 гг. создан цикл «Страшный мир». Поражение Первой русской революции, реакция усилила трагические мотивы в творчестве Блока. Чувство тревоги, смятения, а нередко — тоска и отчаяние все сильнее и острее звучат в его стихах («Ночь, улица, фонарь, аптека.»). Настроение безнадежности овладевает поэтом. «Страшным» Блок назвал мир, в который он пришел в начале XX в. Самым страшным явлением этого мира для поэта было унижение и поругание любви, низвержение ее со звездных высот («Незнакомка», «На железной дороге», «На островах»; говорящие названия стихов — «Песнь ада», «Пляски смерти», «Унижение»).

Цикл «На поле Куликовом» (1908) — здесь звучат раздумья поэта над исторической судьбой России в образе Невесты, Жены («О Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!», «И вечный бой! Покой нам только снится сквозь кровь и пыль.»). Тема родины связана с прошлым: «Степная кобылица несется вскачь!» — в будущее, в завтра. Но ее стремительный бег начался давно, на поле Куликовом — и даже до него. Так настоящее Блок связывает с прошлым и будущим. Звучит мотив неуспокоенности, борьбы, движения. Россия устремилась вперед сквозь битвы и испытания. Герой цикла — боец, воин времен Куликовской битвы, или современник поэта, стоящий у порога «высоких и мятежных дней». Это лучшее, что написал Блок о родине, о ее истории и современности, о подвиге служения своей стране.

Цикл «Родина» (1907–1916) отразил в себе все главные темы поэзии Блока: и образ идеально-противоречивой России, и юношеский идеал — образ Прекрасной Дамы. У Н. В. Гоголя Блок берет мотив Пути — безбрежных просторов Родины. В творчестве Блока поднимаются проблемы интеллигенции и народа, кризиса индивидуализма, роли художника в меняющемся мире и т. д.

Октябрь 1917 г. Блок принимает без колебаний. В прологе к неоконченной эпической поэме «Возмездие» (1910), полной революционных предчувствий, поэт выразил со всей определенностью свое кредо, свои принципы. Однако жизнь его в советское время подвергалась испытаниям холодом, голодом, болезнями близких, вестями о смерти знакомых. Покончено с имением Шахматово: крестьяне разграбили усадьбу, сожгли великолепную бекетовскую библиотеку.

Лирика Блока — это «интимный дневник», рассказывающий о душевных переживаниях, обо всех событиях, отразившихся в жизни поэта. Здесь запечатлена мечта о возвышающей любви, являющейся в мир, чтобы утвердить в нем красоту и гармонию, но противоречия «страшного мира» сильнее любви и мечты. Блок не скрывал, что «страшный мир» вызывал у него «лихорадку ужаса». В этом мире нет гармонии, но поэт не отказался от стремления к идеалу: «…И отвращение от жизни, и к ней безумная любовь.» (поэма «Возмездие»). Так определил Блок свое душевное состояние.

Лирика Блока, очень музыкальная, близкая к романсу, после поэмы «Двенадцать» (январь 1918 г.) «глохнет»: Блок, по его собственным словам, «перестал слышать музыку». В основе «Двенадцати» лежала все та же мечта о справедливой и прекрасной жизни, которая владела и автором «Стихов о Прекрасной Даме». Но выражена она здесь в реальных исторически очерченных картинах народного мятежа. Красногвардейцы «идут державным шагом», оставляя позади «голодного пса», впереди же маячит красный флаг в руках неуязвимого Христа. Образ Христа меньше всего выражает религиозные воззрения. Это символ святости революционного дела. Финалом поэмы Блок как бы говорил, что революцию делают разные люди. В ней есть и разрушительные силы, но в целом революционный народ делает великое, святое дело, и оно достойно благословения.

Поздние мотивы поэзии Блока: Россия как азиато-европейка призвана выполнить особое предназначение, совместить несовместимое. Александр Блок — ключевая фигура поэзии «серебряного века». Он воспел «мистические зори», подсказанные ему философом-мистиком Владимиром Соловьевым, и с обостренным вниманием ждал мировой катастрофы, в бездне которой должна была погибнуть старая Россия и родиться Россия новая. Блок надеялся, что с приходом 1917 г. свет коренных изменений одолеет тьму — и задохнулся от гнетущей мир пошлости.

«О доблестях, о подвигах, о славе…» — стихотворение об одиночестве, горечи разлуки, о потерянном счастье. Другой мотив — любовь уводит человека от битв, от подвига в мир хоть и красивый, но далекий от жизненных бурь.

«Железная дорога». Место действия трагедии — не железнодорожный полустанок, а весь мир, в котором человек раздавлен «любовью, грязью иль колесами». Различны способы умерщвления души в «страшном мире» — даже любовь становится одним из них.

«Незнакомка». Главными чувствами в восприятии мира были тоска, отчаяние и неверие, безысходность. В этих условиях лирический герой ищет утешения на дне бутылки.

«Сытые». В стихотворении поэт с отвращением пишет о властителях жизни, негодующих и проклинающих революцию. Сытые возбуждают в поэте презрение и ненависть. Сочувствие Блока — на стороне простых людей.

«Фабрика» (1903). В обобщенной форме переданы мысли поэта о социальной несправедливости, царящей в мире.

«Россия» (1908). Поэт не стремится воспевать нищую Россию, но другой в 1908 г. не было. И такая Россия бесконечно дорога поэту.

«Осенний день». В этом стихотворении звучит страстный монолог человека, для которого любовь к родине — чувство глубоко личное, как любовь к матери, жене.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 301; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!