Семинар 6. Немецкая классическая философия (2 часа)
1. Теория познания И. Канта.
2. Этика И. Канта
3. Философская система и метод Г.В.Ф. Гегеля.
4. Философия К. Маркса: материалистическое понимание истории.
Методические рекомендации:
При подготовке первого вопроса обратите внимание на различие понятий трансцендентный и трансцендентальный, проанализируйте понятия а priori, a posteriori, аналитические и синтетические суждения, «вещь в себе», антиномии в философии Канта; проанализируйте процесс познания, который по Канту, проходит три ступени: 1) чувственное познание, 2) рассудок и 3) разум.
Во втором вопросе обратите внимание на то, что как и в теории познания, в этике Кант тоже пытается отыскать априорные основания нравственности. Это должен быть всеобщий принцип (закон для всех). Всеобщий закон нравственности возможен и необходим потому, настаивает Кант, что в мире имеется нечто такое, существование чего заключает в себе и высшую цель и высшую ценность. Это «нечто» — человек! Такой закон, как априорный принцип конечной цели, Кант называет категорическим императивом (обязательным повелением): каждый человек, независимо от его положения в обществе, должен поступать так, чтобы этот поступок мог стать всеобщим законодательством.
В третьем вопросе обратите внимание на то, что система Гегеля – диалектический идеализм: все мировое развитие обусловлено движением Абсолютной идеи или Мирового духа. Попробуйте обосновать, почему сам Гегель называл свою систему абсолютным идеализмом? Как вы понимаете высказывание Гегеля о том, что все действительное разумно, все разумное действительно. Выпишите основные категории и законы гегелевской диалектики.
|
|
Обратите внимание на то, что за основу всех явлений Гегель принимал некое духовное начало, которое обозначал разными терминами (мировой разум, мировой дух, абсолютная идея). Эта абсолютная идея отчуждает себя (т. е. превращается) в природу, а потом в духе, т. е. в мышлении и истории снова возвращается к себе.
При подготовке четвертого вопросаобратите внимание на формулировку основных положений материализма, распространенного на человеческое общество и его историю, которую дал Маркс в предисловии к сочинению «К критике политической экономии» в следующих словах:
«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие, отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил.
Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что` является только юридическим выражением этого — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче: от идеологических форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются с ним.
|
|
Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что` сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию.
|
|
Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями...»
Основная литература:
1. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. С.148-162.
2. Спиркин А. Г. Философия. — М.: Гардарики, 2012. — С. 134—156.
Дополнительная литература:
1. Губин В.Д. Философия. – М.: ТК Велби, Проспект, 2011. С.264-269.
2. Философия под ред. Лавриненко В.Н. М.: Юрайт, 2013. Гл.7.
3. Философия под ред. Яременко С.Н. Ростов н/Д.: ИЦ ДГТУ, 2013. Тема 6.
Темы вариативных заданий:
1. Категорический императив и его различные формулировки.
· Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2013. Гл.3.
· Спиркин А.Г. Философия. М. : Юрайт, 2012. Гл.5.
· Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.
2. Гегель – вершина классической немецкой философии.
· Кричевский А.В. Учение Гегеля об абсолютном духе как спекулятивная теология // Вопросы философии. – 1993. - № 5.
· Философия под ред. Лавриненко В.Н. М.: Юрайт, 2013. Гл.7.
|
|
3. Понятие отчуждения в философии К. Маркса.
· Философия под ред. Лавриненко В.Н. М.: Юрайт, 2013. Гл.7.
· Философия под ред. Яременко С.Н. Ростов н/Д.: ИЦ ДГТУ, 2013.
· Огурцов А. Отчуждение // Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие проблемы ставятся в немецкой классической философии?
2. Соотнесите понятия «разум» и «рассудок» в философии И. Канта.
3. Что такое «вещь в себе»?
4. Что такое априорное и апостериорное познание?
5. Перечислите основные этапы самопознания Духа в гегелевской философии.
6. Трактует ли Гегель исторический процесс как закономерный?
7. Существует ли прогресс в истории, по Гегелю?
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 707; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!