Интерактивная форма проведения семинарского занятия – игровой спор
На семинаре по теме можно также использовать интерактивный игровой метод под условным названием «Я имею слово!». Цель метода - развитие умения выступать, быстро мыслить, конспективно набрасывать свое выступление по предложенной теме, анализировать и оценивать выступления. Метод рассчитан не на весь семинар, а применяется игровыми вкраплениями. Студентам предоставляется информация – тема выступления и критерии его оценки (их можно заранее выписать на доске). Дается время на подготовку (7-10 минут). Каждый студент занимается своим выступлением индивидуально и каждый может быть спрошен. Затем слово даётся 3 или 4 студентам всего на 2-3 минуты. После каждого выступления остальные студенты оценивают того, кому было дано слово, по заранее оговоренным критериям. Каждый студент высказывает свое мнение и распределяет места. Для игры могут быть предложены такие вопросы: «Как вы считаете, в чём родственность, близость и в чём различие философии и религии?», Параллельно с этим, для накопления оценок, могут быть даны индивидуальные письменные задания для студентов, которые затрудняются формулировать вслух свои мысли. Задания также рассчитаны на творческие, а не репродуктивные ответы. Например, «Пожалуйста, попробуйте определить, чем отличается решение проблемы универсалий номиналистами от ее решения реалистами»; «Пожалуйста, определите основную разницу между философией патристики и схоластической философией».
|
|
Семинар 5. Философия Нового времени и Просвещения.
1. Общая характеристика философии Нового времени.
2. Теория познания Дж. Локка.
3. Социально-политические учения Нового времени.
а) теория общественного договора Т. Гоббса
б) концепция демократических принципов государственного правления
Дж. Локка.
4. Философия Просвещения.
Методические указания:
Философия Нового времени - это философия буржуазного общества, в котором огромную роль начинает играть новаторство, технические изобретения и их широкое внедрение в практическую деятельность. Для успешного решения качественно новых практических задач необходимо было обладать качественного иного рода знаниями - научными знаниями. В целом философия Нового времени решала два основополагающих вопроса: что является источником достоверного знания и каким способом можно достичь его. Исследование первого вопроса привело формированию двух диаметрально противоположных концепций источника достоверного знания: эмпиризма и рационализма, а второго, соответственно, двум методам познания: индукции и дедукции.
Во втором вопросе при рассмотрении гносеологии Дж. Локка необходимо начать с критики им врожденных идей Р. Декарта. Локк строит свою гносеологию на принципах эмпиризма: все содержание познания он сводит к эмпирически возникающим «идеям». Данная концептуализация познавательного процесса определяет основные вопросы, требующие теоретико-познавательного решения: как образуются наши идеи? в каком отношении стоят они к предметам? Все идеи, согласно Локку, делятся на простые и сложные. Сложные идеи должны образовываться из простых; эти же последние возникают, в свою очередь, из двух источников: из внешнего и внутреннего опытов, ощущения и рефлексий. При изложении природы идей следует подробно рассмотреть учение Локка о «первичных» и «вторичных» качествах.
|
|
В третьем вопросеследует особо отметить, что в Новое время формируется новый взгляд на сущность государства и природу политической власти. Т. Гоббс был первым, кто сделал попытку показать государство не как божественное творение, а как результат жизнедеятельности людей. Он считал естественное догосударственное существование человека дикостью, поскольку тогда господствовали инстинкты и шла «война всех против всех». Чтобы обуздать природные страсти человека, гарантировать общественный порядок и права граждан, индивиды заключили общественный договор между собой. Согласно этому договору, они вручали свои права, судьбу и власть главе государства.
|
|
Излагая социально-политические взгляды Дж. Локка, следует подчеркнуть, во-первых, что он признается родоначальником либеральной идеологии, во-вторых, отвергал концепцию общественного договора. Т. Гоббса. Согласно Джону Локку естественным состоянием человека является не «война всех против всех», а упорядоченный общественный характер, который регулируется нормами естественного человеческого права. Что касается его либеральных взглядов, во главу он ставит свободную личность. Реализация идеала свободной личности требует ограничения власти государства. Свободные индивиды заключают общественный договор, основным принципом которого является положение о народном суверенитете: народ — источник власти, и он заключает договор с правящей властью.
Вопросы для самоконтроля:
1. Определите основные признаки индуктивного и дедуктивного способов рассуждения?
2. Каково соотношение рационального и опытного знания в философии Фр. Бекона?
|
|
3. Перечислите основные правила дедуктивного метода научного познания Р. Декарта.
4. Как следует понимать дуализм метафизики Р. Декарта?
5. Каковы источники предрассудков разума, по Бекону?
6. Каким образом принцип «Cogito ergo sum» преодолевает методическое универсальное сомнение?
7. Кто является автором «Левиафана»?
Основная литература:
Гуревич, П.С. Философия М. : Юрайт, 2012. Раздел II, гл. 6
Канке, В.А. Философия: истор. и систем: учебник для вузов М.: Логос, 2013. Глава 1.4; 1.5.
Спиркин, А.Г. Философия. М. : Юрайт, 2012. Гл 4, 5.
Дополнительная литература
Алексеев, П.В., Панин, А. В. Философия М. : Проспект, 2011. Раздел II, гл. VIII
Гоббс Т. Левиафан Сочинения: В 2 т. М., 1991. Т. 2
Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. — Соч. в 2 т. — Т. 1. — М., 1978.
Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Соч. в 2 т. Т. 1.— М.: Мысль, 1989. С.250-296
Локк Дж. Два трактата о правлении /Локк Дж. Сочинения: В 3 т. - Т. 3. - М.: Мысль, 1988. С. 137-405.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — Т. 3. — Новое время. СПб., 1996.
Философия/ Под ред. Лавриненко В.Н. М.: Юрайт 2013. Гл. 4,5
Философия / Автор. кол. Л.Г. Бабахова, Л.О. Пазина, Е.И.Седов и др. Ростов н/Д. : Изд. ДГТУ, 2012. Тема 5.
Темы вариативных заданий:
Т. Гоббс: естественный закон как норме разума
1.Гоббс Т. Левиафан Сочинения: В 2 т. М., 1991. Т. 2
2. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков: Учебник для
вузов. - М.: Высш. шк., 2003.
Первая научная революция: Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон.
1.Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). Формирование научных программ Нового времени. - М.: Наука, 1980.
2.Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. - М., 2003.
Рационалистические основания этической концепции Б. Спинозы.
1.Спиноза Б. Этика / Пер. с лат. Н. А. Иванцова. — СПб.: Аста-пресс , 1993.
2. Соколов В. В. Европейская философия в 15-17вв. - М., 1996.
3. Фишер К. История новой философии: Бенедикт Спиноза. — М.: АСТ, 2005
Локк Дж. как теоретик либерализма.
1.Блауг М. Локк, Джон // 100 великих экономистов до Кейнса— СПб.: Экономикус, 2008. — С. 175-177
2. Джон Локк Два трактата о правлении// Локк Дж. Сочинения: В 3 т. - Т. 3. - М.: Мысль, 1988. С. 137-405.
3. Джон Локк Послание о веротерпимости//Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3.- М.: Мысль, 1988.С.91-134.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 550; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!