Метод проблемного проектирования



МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра дизайна среды.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ

ДИЗАЙН - ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Учебно-методический комплекс.

Для студентов специальности 070601.65 (052 400)  «Дизайн»

(очная и очно-заочная формы обучения)

Теория и методология дизайн-проектирования

· Образное проектирование как метод.

Образ как мир художественного воображения.Образ как компонент эвристического метода в проектировании и как цель дизайн-проекта.

Тема как идейная основа образа."Перевоплощение" как актерское вхождение в образ (сценарное проектирование).

· Сценарное моделирование как метод.

Сценарное проектирование как проектное инсценирование. Специфика "сценария" в области дизайна интерьера. Типология сценарного моделирования и выбор модели.

·  Стадии дизайнерского моделирования:

1.Отображение исходной проблемной ситуации, построение модели сложившегося порядка вещей, ощущаемого неблагополучным и подлежащего улучшению.

2.Критический анализ данного пространства и выяснение причин неблагополучия (выявление элементов, связей и структурных особенностей, которые вызывают негативную оценку ситуации), определение того, что именно в данном пространстве надо сделать.

3.Предлагаются варианты альтернатив данному положению; всесторонне их испытание, и прогнозирование вероятных результатов их реализации; взвешивание сравнительных достоинств всех вариантов и выбор оптимального для выполнения окончательного проекта.

4.Мизансцинирование и его сущность. Графическое, объемное и натурное инсценирование. Задачи каждого из типов инсценирования.

5.Сценарное моделирование в сценическом пространстве.

· Функциональное проектирование как метод.

Типизация, как функциональный «портрет» пространства. Инструментальная функция как образ человеческого действия, направленного на замкнутую среду в ее материальных и пространственно-временных характеристиках.

Привлечение методов сценарного и композиционного моделирования.

Инструментальный образ человека как один из системообразующих факторов формообразования.

Предметы как связующее функциональное звено в системе «человек - вещь – среда». Адаптивная функция как качество среды с точки зрения человека. Комфортная среда - приспособленная, «пригнанная к человеку».

· Смысловые элементы в художественной концепции.

Постижение смысла пространства в образе. Методика прототипного проектирования.

Тематизация - исходный пункт в смыслообразовании. Тема - как объективное содержание пространства. Развитие темы в проектную идею. Художественная идея. Прием сопоставления.

· Метод проблемного проектирования.

Проблемная ситуация как несовпадение желаемого и действительного.

Этапы проблемного проектирования:

Предварительный анализ исходных данных, уточнение цели, постановка проблемы;

Выбор пути и предвидение конечного результата;

Отыскание противоречий, мешающих достижению цели, и их разрешение;

Проверка результатов решения.

Значимость проблемного проектирования для решения (или содействия решению) социальных проблем.

· Композиционное формообразование.

Три основы структурного аспекта проектного образа как средство художественного формообразования в дизайне.

Целостность - эстетическое свойство, характеризующее построенность и завершенность образа пространства в проекте, как художественном произведении. Целостность ордерной системы.

Форма, ее системность, структурная целостность. Принципы формы, как категории композиции. Принцип выразительности формы.

Объекты композиционного формообразования: визуальная, антропометрическая и материальная структура объекта.

· Композиция и закономерности объемно-пространственных структур.

Композиция как процесс и результат деятельности по созданию и визуализации форм предметно-пространственных образований.

Гармонизация в среде, средства гармонизации общего композиционного решения, ее пространственной основы, предметного наполнения. Особенности восприятия и динамика структуры средовой композиции.

Приёмы гармонизации.

Фронтальная композиция. Объемная композиция. Глубинно-пространственная композиция. Пространственная структура как направление и тема морфологического проектирования.

· Модуль как элемент формообразования

Простая и составная фигуры. Трансформация.

Модульное расчленение объекта. Величина - категория качества.

Положение - категория, определяющая пространственное положение одной формы по отношению к другой.

· Тектоническое формообразование

Приёмы тектонического формообразования.

Выражения тектонической организационной формы:

1.    Принцип распределения динамических и статических нагрузок в конструкции;

2.    Принцип конструктивного устройства пространства;

3.    Принцип технологического построения пространства;

4.    Способ конструктивной взаимосвязи элементов пространства (работающие на сжатие, изгиб, растяжение и т.д.).

Комплексное использование тектонических приёмов, отображающих конструктивное устройство интерьера. Связь проблем конструкции и технологии в сознании дизайнера, при этом тектоника должна выступать как художественное средство воспроизведения этого единства.

Композиционные закономерности работы конструкции и материала на сжатие, растяжение, изгиб. Устойчивость - неустойчивость, сборность - разборность, статичность - динамичность. Материал.

· Архитектурная композиция.

Цель и задачи архитектурной композиции. Формирование архитектурной композиции. Факторы, определяющие форму архитектурных объектов. Архитектурно-композиционные основы проектирования. Эстетические требования. Функциональные требования. Задачи архитектурной композиции.

Композиция внутреннего пространства и формирование его объема. Средства гармонизации архитектурных форм.

Архитектурно-композиционные особенности новых конструктивных и строительных систем.

Возможности и ограничения в пластике объемов и разнообразии цветового решения, присущие каждой из конструктивных и строительных систем. Роль планировочной и конструктивной логики решения здания при выборе композиции объемной формы.

· Специфика процесса дизайн-проектирования и его этапы.

Значение идеи в ведении проекта. Эвристические подходы в формировании идеи. Эскиз, форэскиз. Макет, как объёмно-пластическое формирование проектной идеи.

 

· Последовательность ведения (методическая) начальной стадии проекта.

Предпроектный анализ в процессе художественного проектирования. Формы предпроектного анализа. Анализ проекта. Обмеры, планы, разрезы, развертки. Сбор методического материала по теме. Формирование идеи. Выработка дизайн-концепций, приемы стимулирования творческих решений.

Общее пластическое решение. Цветовое решение. Объемно-пространственное решение. Технологические чертежи. Эргономическое обоснование. Пояснительная записка.

· Психологическое воздействие цвета.

Физические ассоциации воздействия цвета. Эмоциональные ассоциации. Качество ассоциаций. Связь субъективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают. Ассоциации по качеству среды. Физиологические воздействия. Качество цвета.

· Особенности проектной графики и макетирования.

Принципы проектно-графического моделирования:

· соответствие графической формообразующей среды содержанию проектной идеи;

· вариантный и экспериментальный характер эскизного поиска;

· систематичность и логическая последовательность.

Типы проектно-графических изображений: набросок, поисковый рисунок, эскиз, демонстрационный технический рисунок, чертеж.

Техники проектно-графических изображений:

· контурные (линейные);

· контурно-тональные (смешанные);

· живописно-тональные (преимущественно тональные).

Макет на разных стадиях проектирования. Поисковые макеты. Демонстрационные макеты. Применение различных материалов в макетировании.

·  Метод и методика в дизайне.

Порядок достижения проектной цели, решения поставленной функционально-пространственной, технологической и художественной задач, последовательность приёмов или операций, необходимых для получения искомого результата.

·  Тактика системного дизайна.

Как комплекс мер, методов и приёмов проектирования системного объекта дизайна, сформированный применительно к каждому конкретному шагу пректного процесса на пути исследования взаимосвязей между средой и её конкретными элементами – вещами и процессами, протекающими в ней.

· Стратегия системного дизайна.

Охарактеризовать общую направленность и последовательность действий по преобразованию исходного технического(проектного) задания в готовый проект (объект).

· Системный анализ.

Как изучение объекта, ситуации во всём многообразии связей его компонентов и составляющих между собой и с образуемым ими целым, как отражение и стремление современности к интеграции различных областей научно-технического знания.

· Расчленённый процесс проектирования.

 Проектирование как три стадии: анализ, синтез и оценка. Расчленение задачи на части, соединение частей по-новому и изучение последствий от практического внедрения. Три ступени: дивергенция, трансформация и конвергенция, как связь с проектированием систем.

· Метод ассоциаций.

Как способ формирования проектной идеи на основе сравнения далёких друг от друга явлений, предметов, качеств.

· Метод «вживания в роль».

        Дать характеристику осмысления задачи проектирования с учётом прогнозируемой реакции потребителя.

 

 

· Комбинаторика.

      Как метод формообразования в дизайне, основанный на применении закономерностей разновариантного изменения пространственных конструктивных, функциональных и графических структур объекта, а так же как способ проектирования объектов дизайна из типизированных элементов. Дать характеристику двух направлений: функционально-содержательного и формально-образного.

· Предпроектное исследование.

Дать характеристику комплекса приёмов и способов получения исходных данных для проектирования. Методы: Элементарные (наблюдение, анкетирование, беседа, .тест, психофизиологические исследования, изучение документов, анализ содержания, зарисовки, фотографии, и т.д.)

. Синтетические (сопоставление источников, аналогии).

· Макетирование и виды макетов.

Условное или натуральное объёмно-пространственное изображение объекта в определённом масштабе.

Пространственный объект, воспроизводящий визуальные или отдельные функциональные характеристики проектного пространства. 

Демонстрационный макет, поисковый, доводочный макеты, действующие макеты.

· Проектный анализ.

Система мер, обеспечивающих адекватное отражение идей в условных формах подачи проектного материала в процессе проектирования. Средства: эстетический контроль, исправление допущенных ошибок, обобщение композиционных схем, масштабная координация.

·  Предпроектный анализ.

      Как начальная стадия работ по проектированию, цель которой преобразовать условия задачи в принципы её решения. Создать из описания потребности модель материально-пространственного объекта. Этапы: обследование, проблематизация задания, тематизация, концепция, системный поиск и проблемный вариант.

· Эвристика.

  Какискусство нахождения истины, как система логических приёмов и методических правил теоретического исследования. Универсальная стратегия творческого поиска.

· Метод «Мозговой атаки».

Охарактеризовать метод стимуляции активности и продуктивности творческой деятельности за счёт её освобождения от ограничений.

· Средства проектирования.

Специфические приёмы и принципы, используемые в процессе работы: проектная классификация, композиционное формообразование, проектно-графическое моделирование, проектная графика.

 

ПРОГРАММА

Методика дизайнерского проектирования. Метод и методика в дизайне.

 

Характерные тенденции дизайна среды. Городской дизайн, или дизайн городской среды. Интерьерный дизайн, включающий общественную и жилую среду. Дизайн производственной среды, включающий разнообразные как открытые, так и закрытые пространства.

Пространство (открытое или интерьерное), имеющее функциональное назначение (связанное с обеспечением жизнедеятельности) и предметно – пространственное назначение вплоть до графики. Объекты реконструкции, совершенствования существующей застройки или создания новых средовых ситуаций.

         Порядок достижения проектной цели, решения поставленной функционально-пространственной, технологической и художественной задач, последовательность приёмов или операций, необходимых для получения искомого результата.

 

Эвристика.Метод «Мозговой атаки». Метод ассоциаций. Метод «вживания в роль».

 

Какискусство нахождения истины, как система логических приёмов и методических правил теоретического исследования. Универсальная стратегия творческого поиска.

Охарактеризовать метод стимуляции активности и продуктивности творческой деятельности за счёт её освобождения от ограничений.

Как способ формирования проектной идеи на основе сравнения далёких друг от друга явлений, предметов, качеств. Физические ассоциации. Эмоциональные ассоциации. Качество ассоциаций. Ассоциация по качеству среды. Наиболее распространённые иллюзии.

Дать характеристику осмысления задачи проектирования с учётом прогнозируемой реакции потребителя.

Психологическое воздействие цвета.  Композиция. Изменение цвета в пяти отношениях. Дополнительные пары. Психологические характеристики цвета.Другие факторы и приемы. Биоэнергетика в цвете.

 

Психологическая характеристика коричневого цвета. Желто, – зеленый.

Сине, – зеленый. Психологическая характеристика зеленого цвета.

Красный путь. Синий путь. Психологическая характеристика фиолетового цвета. Зелено, – синий (бирюзовый). Красно – синий. Светло - синий (голубой) цвет. Сине, – красный цвет. Цвет и характер. Цвет и имя Цвет и возраст. Ионизация воздуха. Цвет в трудовой и учебной деятельности. Психологическая характеристика белого и черного цветов.

Образное проектирование как метод.  Смысловые элементы в художественной концепции.Образное моделирование. Образ и тема. Образное решение композиции. Смысловые элементы в художественной концепции.  (Смыслообразование). Тематизация.

 

Образ как мир художественного воображения.Образ как компонент эвристического метода в проектировании и как цель дизайн-проекта.Тема как идейная основа образа."Перевоплощение" как актерское вхождение в образ (сценарное проектирование).

Постижение смысла пространства в образе. Методика прототипного проектирования.

Тематизация - исходный пункт в смыслообразовании. Тема - как объективное содержание пространства. Развитие темы в проектную идею. Художественная идея. Прием сопоставления.

Сценарное моделирование как метод.  Стадии дизайнерского моделирования. Мизансценирование. Типология сценарного моделирования и выбор модели. Сценарий как словесный и рисуночный текст

Сценарное проектирование как проектное инсценирование. Специфика "сценария" в области дизайна интерьера. Типология сценарного моделирования и выбор модели. Сценарий как словесный и рисуночный текст

Отображение исходной проблемной ситуации, построение модели сложившегося порядка вещей, ощущаемого неблагополучным и подлежащего улучшению. Критический анализ пространства и выяснение причин неблагополучия (выявление элементов, связей и структурных особенностей, которые вызывают негативную оценку ситуации), определение того, что именно в данном пространстве надо сделать. Варианты альтернатив любому положению; всесторонне испытание, прогнозирование вероятных результатов и их реализации; взвешивание сравнительных достоинств всех вариантов и выбор оптимального для выполнения окончательного проекта. Мизансценирование и его сущность. Графическое, объемное и натурное инсценирование. Задачи каждого из типов инсценирования. Сценарное моделирование в сценическом пространстве.

 

Архитектурная композиция. Тектоническое формообразование. Приёмы масштабной гармонизации. Целостность.

 

Цель и задачи архитектурной композиции. Формирование архитектурной композиции. Факторы, определяющие форму архитектурных объектов. Архитектурно-композиционные основы проектирования. Эстетические требования. Функциональные требования. Задачи архитектурной композиции.

Композиция внутреннего пространства и формирование его объема. Средства гармонизации архитектурных форм. Архитектурно-композиционные особенности новых конструктивных и строительных систем. Возможности и ограничения в пластике объемов и разнообразии цветового решения, присущие каждой из конструктивных и строительных систем. Роль планировочной и конструктивной логики решения здания при выборе композиции объемной формы.

Приёмы тектонического формообразования. Выражения тектонической организационной формы:

1.       Принцип распределения динамических и статических нагрузок в конструкции;

2.       Принцип конструктивного устройства пространства;

3.       Принцип технологического построения пространства;

4.       Способ конструктивной взаимосвязи элементов пространства (работающие на сжатие, изгиб, растяжение и т.д.).

Комплексное использование тектонических приёмов, отображающих конструктивное устройство интерьера. Связь проблем конструкции и технологии в сознании дизайнера, при этом тектоника должна выступать как художественное средство воспроизведения этого единства. Композиционные закономерности работы конструкции и материала на сжатие, растяжение, изгиб. Устойчивость - неустойчивость, сборность - разборность, статичность - динамичность. Материал.

 

Композиционное формообразование. Композиционное формообразование. Композиция и закономерности объемно-пространственных структур.

 

Три основы структурного аспекта проектного образа как средство художественного формообразования в дизайне. Целостность - эстетическое свойство, характеризующее построенность и завершенность образа пространства в проекте, как художественном произведении. Целостность ордерной системы. Форма, ее системность, структурная целостность. Принципы формы, как категории композиции. Принцип выразительности формы. Объекты композиционного формообразования: визуальная, антропометрическая и материальная структура объекта.

Композиция как процесс и результат деятельности по созданию и визуализации форм предметно-пространственных образований. Гармонизация в среде, средства гармонизации общего композиционного решения, ее пространственной основы, предметного наполнения. Особенности восприятия и динамика структуры средовой композиции. Приёмы гармонизации. Фронтальная композиция. Объемная композиция. Глубинно-пространственная композиция. Пространственная структура как направление и тема морфологического проектирования.

Метод проблемного проектирования.

Проблемная ситуация как несовпадение желаемого и действительного. Этапы проблемного проектирования: Предварительный анализ исходных данных, уточнение цели, постановка проблемы; Выбор пути и предвидение конечного результата; Отыскание противоречий, мешающих достижению цели, и их разрешение; Проверка результатов решения. Значимость проблемного проектирования для решения (или содействия решению) социальных проблем.

Проблема жилой среды. Проблема взаимосвязи объекта с внешней средой.

Функциональное проектирование как метод.Инструментальная функция. Адаптивная функция.

Типизация, как функциональный «портрет» пространства. Инструментальная функция как образ человеческого действия, направленного на замкнутую среду в ее материальных и пространственно-временных характеристиках. Привлечение методов сценарного и композиционного моделирования. Инструментальный образ человека как один из системообразующих факторов формообразования. Предметы как связующее, функциональное звено в системе «человек - вещь – среда». Адаптивная функция как качество среды с точки зрения человека. Комфортная среда - приспособленная, «пригнанная к человеку».


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!