Рекомендации по пастырскомуокормлению пожилых людей



 

В связи с увеличением доли пожилых людей в населении нашей страны, повышается значимость заботы об этой категории населения. Тем более важно это для Церкви, где значительную часть прихожан, а порой и большую, составляют люди преклонного возраста.

 

С другой стороны, в наше время среди пожилых людей довольно большая часть не считает себя христианами. Если в послевоенные годы большинство людей преклонного возраста было воспитано на дореволюционной духовности, то сейчас большинство престарелых – это люди, не имеющие религиозного опыта, не причастные к православной традиции. Зачастую они не в силах изменить свое мировоззрение и открыть свое сердце Богу.

 

Однако для Церкви любой пожилой человек, независимо от его убеждений и конфессиональной принадлежности – это объект заботы и участия.

 

При духовном окормлении пожилых людей и оказании им социальной помощи необходимо учитывать типичные проблемы этой категории людейи особенности характера, свойственные их возрасту.

 

1. Одной из наиболее острых является проблема одиночества. Путем его преодоления является восприятие Бога как Друга, молитва о живых и усопших, посильная помощь другим.

 

2. Физиологические сдвиги в организме делают престарелых более уязвимыми для депрессивных и тревожных состояний. Главной потребностью становится стремление избегать страданий, новых неожиданных ситуаций и конфликтов. Нередко интересы ограничиваются бытом, телевизором и заботой о здоровье. Но в то же время признаком старости могут быть и умиротворенность, отход от мелочных интересов, адекватная переоценка своих возможностей и сглаживание противоречивых черт характера.

 

3. У человека, пребывающего вне духовной жизни, в старости распадается мотивационная сфера. Стремления заработать денег, сделать карьеру, устроить семью – уже пройдены, и человек перестает вообще чего-либо желать. Вслед за угасанием мотивационной сферы наступает эмоциональный упадок и угасание интеллекта.

 

4. Среди престарелых людей много носителей суеверий. Большинство из них малограмотны в духовных вопросах, но склонны к покаянию, к чтению Евангелия.

 

5. Наряду с психологическими, у пожилых людей возникает множество бытовых трудностей, связанных с ограничением подвижности и многими другими возрастными болезнями. Часто без посторонней помощи пожилой человек не в состоянии купить продукты, сходить к врачу, куда-то поехать. Даже домашние дела: прием душа, стирка, уборка, приготовление пищи становятся порой крайне затруднительными. Безусловно, огромным достижением нашего общества является организация службы социальных работников, которые 2-3 раза в неделю приносят продукты и лекарства, осуществляют коммунальные платежи. Центры социального обслуживания могут присылать медсестер для выполнения назначенных врачом процедур, раз в месяц осуществлять уборку квартиры. Однако очень часто этого бывает недостаточно, когда помощь одинокому человеку требуется постоянно. Существуют Центры социального обслуживания с дневным режимом пребывания, однако посещать такой Центр можно только в течение одного месяца в году.

 

6. В случае крайней беспомощности пожилой человек может быть оформлен в дом престарелых. Однако в подавляющем большинстве случаев самими престарелыми это воспринимается как трагедия. Престарелым порой сложно сжиться друг с другом (как правило, в одной комнате проживают 2-3 человека). Кроме того, в доме престарелых они оказываются практически отрезанными от всякого общения с миром. Их ежедневными собеседниками оказываются такие же немощные люди, как они сами. При этом, сама процедура оформления в дом престарелых крайне сложна, и зачастую пожилой человек не в состоянии самостоятельно с ней справиться.

 

Способы социальной помощи Церкви пожилым людям

 

Работу Церкви по оказанию помощи престарелым можно разделить на несколько больших групп.

 

1. Окормление ветеранов Великой Отечественной войны.

 

2. Помощь престарелым прихожанам.

 

3. Сотрудничество с государственными социальными организациями, занимающимися помощью пожилым людям.

 

4. Окормление домов престарелых.

 

Представители Церкви ежегодно участвуют в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы и Дню Памяти и Скорби. Однако, конечно же, внимание к ветеранам не ограничивается служением в эти дни панихид по погибшим воинам и участием в митингах. Священство многих приходов старается поддержать ветеранов живым участием, готовит для них подарки, посещает на дому. К положительному опыту Московской епархии следует отнести следующие добрые начинания:

 

1. Совместное посещение ветеранов на дому священником и представителями приходского совета накануне Дня Победы и вручение книг святого Евангелия.

 

2. Организация концертов и праздничных трапез для ветеранов. В тех приходах, где имеется материальная возможность, ветеранов вместе с сопровождающими приглашают в ресторан, обеспечивая даже транспорт, и устраивают настоящий праздник, так как такой подарок большинство ветеранов не может себе сделать. В ряде храмов прихожане в дни праздника посещают тех ветеранов, которые уже не могут сами прийти на праздник, вручают им именные подарки и оказывают небольшую материальную помощь. Ветераны радуются тому, что их помнят, и память эта не зависит от вероисповедания. Приехав к одному ветерану труда, волонтёры с удивлением услышали вопрос: «Почему вы из церкви приехали поздравлять меня? Разве это возможно? Я атеист и не верю в Бога».

 

3. В некоторых приходах ветеранов, которые не могут самостоятельно посещать храм, привозят на Богослужение, после которого их ждет праздничная трапеза и подарки.

 

4. Положительным опытом является привлечение к поздравлению ветеранов воспитанников детских социальных учреждений и детей из благополучных семей. В г. Химки детьми из Центра социальной помощи семье и детям «Семья» совместно с преподавателем детской школы искусств были подготовлены рисунки ветеранам. В некоторых воскресных школах, студиях и кружках, действующих при храмах, дети с любовью подписывают открытки тем ветеранам, которых прихожане посещают на дому. В Павлово-Посадском благочинии дети прихожан храма вмч. Никиты постоянно навещают в праздничные и будничные дни болящих и одиноких ветеранов, приходя к ним с гостинцами, подарками и концертами.

 

5. Интересной находкой является организация в Коломенском благочинии благотворительной акции «Поздравим ветеранов вместе!»Добровольческим движением «Друзья милосердия» был организован сбор продуктов питания для подарков ветеранам-инвалидам, ветеранам труда и вдовам ветеранов Великой Отечественной войны. Список имён ветеранов был предоставлен Советом ветеранов, функционирующим при администрации городского округа Коломна. Благотворительная акция проводилась в двух фирменных магазинах «Продтовары». При входе в магазины Друзья милосердия раздавали листовки, на обороте которых был опубликован список продуктов, необходимых для комплектования подарков, а также отвечали на вопросы людей о том, зачем всё это проводится, кто всё это организовывает и действительно ли все набранные продукты дойдут до ветеранов. Часть продуктов помогли приобрести студенты Московского государственного областного социально-гуманитарного института. В акции приняли участие и прихожане храма Иоанна Богослова. Шоколадки для подарков были предоставлены магазином «Красный Октябрь».

 

6. Священники и прихожане-добровольцы, нередко молодежь, посещают Дома ветеранов, где проводятся беседы на духовные темы, во время которых ветераны имеют возможность задать вопрос священнику и пообщаться в непринужденной обстановке. Эти встречи могут быть приурочены как к государственным, так и к церковным праздникам.

 

7. Во многих приходах ведется учет всех ветеранов, проживающих в данном районе, волонтеры, члены молодежных братств стараются узнавать об их здоровье, в случае необходимости оказывают помощь по хозяйству, приходят в гости, стараются выслушать, утешить, дать понять пожилым людям, что они не одиноки.

 

Помощь престарелым прихожанампорой незаметна, но оказывается она абсолютно все всех приходах, так как пожилые люди составляют активную часть прихожан и помочь им – долг милосердия каждого православного человека. Значительная часть пожилых людей живет на небольшую пенсию, которой им едва хватает на оплату жилья и коммунальных услуг. Поэтому для многих из них храм – это действительно Дом Божий, где они могут не только приобщиться Святых Христовых Таин и помолиться за близких, но и получить горячий обед и продуктовый паек, недостающую одежду и обувь, подарки к праздникам и добрый совет священников и прихожан. Однако не только материальные проблемы есть у пожилых людей. Главная проблема у большинства из них – старческие немощи, которые являются, порой главным препятствием для посещения храма. Что же может сделать приход для решения этой проблемы?

 

1. Значительная часть служения каждого священника – это причащение и соборование болящих на дому. Как правило, родственники пожилых людей или сами пожилые люди звонят в храм и приглашают священника. Однако многолетний опыт окормленияпрестарелых показывает, что чаще всего священника приглашают либо в случае тяжелой болезни, либо те, кто не мыслят своей жизни без Причастия и сами стремятся к нему. Однако значительная часть пожилых людей, имеющих желание исповедоваться и причаститься, годами откладывает это свое намерение. Социальный работник также крайне редко выступает инициатором прихода священника. В результате очень многие православные христиане умирают без исповеди и покаяния.

При желании благочинный может обратиться к руководителю местного отделения соцзащиты с просьбой сообщать о престарелых одиноких людях (в городе или в деревнях), желающих исповедоваться, причащаться и собороваться на дому для последующего их закрепления за приходами благочиния. После сбора информации социальными работниками, координаты передаются в благочиние для окормления данной категории населения.

 

2. В том случае, если у престарелого человека установится тесное общение с храмом, со священником могут приходить и некоторые волонтеры из числа прихожан, которые в дальнейшем могут самостоятельно навещать одиноких людей, оказывая им помощь по хозяйству и даря им столь драгоценное в этом возрасте общение.

 

В том случае, если человек не может самостоятельно добраться до храма, но имеет к этому горячее желание, также возможно несколько вариантов решения проблемы:

 

1. Настоятель храма может обратиться к прихожанам, имеющим автотранспорт, с просьбой привозить пожилых людей на Богослужение. Из таких добровольцев составляется служба добровольных помощников, внутри которой пожилые люди распределяются по месту проживания и налаживается регулярная телефонная связь между опекаемыми и помощниками.

 

2. При храме Пресвятой Троицы мкр. Щурово г. Коломны создана специальная служба,которая принимает заявки от пожилых людей, не имеющих возможности самостоятельно добраться до храма. Желающие предварительно звонят, записываются. Они уже знают график. Раз в месяц храмовый автобус привозит престарелых людей на богослужение и отвозит обратно. На Рождество и Пасху тем, кто пользуется услугами автобуса, дарят подарки. В базе таких желающих около 40 человек. Среди них тех, кто посещает каждую службу, постоянно пользуется услугами храмового транспорта человек 6-10. Остальные приезжают периодически.

 

3. Патронажной службой, действующей при отделе социального служения Екатеринбургской епархии с 2009 г. реализуется проект «Вместе едем в храм» для людей преклонного возраста и инвалидов. Патронажной службой формируется штат волонтеров, в задачи которых входит:

˗ организация транспорта для перевозки престарелых и инвалидов;

˗ перенос человека и инвалидной коляски по лестнице;

˗ присутствие на службе рядом с подопечным, которому в любой момент может потребоваться какая-либо помощь и поддержка;

˗ доставка инвалида после богослужения домой.

 

4. В Павлово-Посадском благочинии нашли свое проблемы посещения храма престарелыми людьми. В каждый храм благочиния передано несколько кресел-каталок для тех прихожан, которые из-за своих немощей были лишены полноценного посещения храма. Прихожане помоложе, а порой и дети, с радостью выполняют легкое послушание: подвезти пожилого человека на коляске к свечному ящику, к кануну, к иконе великомученика Пантелеимона, на исповедь, к Святой Чаше и к Кресту. В каждом храме без труда можно найти десяток людей, для которых наличие такого кресла значительно облегчило бы пребывание в церкви. Для них любой поход в храм превратился бы из тяжёлой пытки и мучения в гораздо более комфортное молитвенное и радостное пребывание. Думаем, что такое начинание может быть распространено и на другие благочиния нашей епархии.

 

Сотрудничество с государственными социальными организациями, занимающимися помощью пожилым людям является одной из составных частей социального служения современных православных приходов. В соответствии с картами социальной работы церковных округов все социальные учреждения, находящиеся в благочинии, распределены между храмами для оказания им действенной материальной помощи и духовного окормления с заключением договоров, в которых предусматривается частота посещений и виды оказываемой помощи. К социальным государственным учреждениям, занимающимся помощью пожилым людям, относятся: Комплексные центры социального обслуживания с отделениями временного проживания, Центры дневного пребывания для пенсионеров, Центры медико-социальной реабилитации для пожилых людей, Центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

 

Приходами в случае необходимости оказывается благотворительная помощь данным учреждениям по приобретению необходимой техники и предметов быта, устраиваются молельные комнаты, где служатся молебны и проводятся беседы на духовные темы.

 

Существует успешный опыт организации «Воскресных школ» для пожилых людей при Московских ЦСО. По наблюдениям священников, проводящих занятия в таких школах, даже неверующим людям, выросшим в атеистическом государстве порой оказывается интересен иной взгляд на жизнь, на самого себя, на тяжелые состояния, одолевающие душу.

 

В канун церковных праздников священники, окормляющие то или иное учреждение, приходят к пожилым людям с концертами, подготовленнными профессиональными или самодеятельными коллективами, учащимися воскресных школ. Как правило, перед началом торжественного мероприятия или встречи служится молебен. В учреждениях временного проживания инвалидов в канун Дня Победы служатся панихиды и литии по воинам, погибшим в годы Отечественной войны. Престарелым людям вручаются подарки, нередко купленные на средства, собранные прихожанами, или с любовью изготовленные ими самостоятельно.

 

Не менее важно действенное сотрудничество и проведение бесед с сотрудниками подобных учреждений, ведь именно они ежедневно общаются с пожилыми людьми и от их настроя во многом зависит душевное состояние их подопечных. Так, накануне Нового года и Рождества, в Шатурском центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов настоятелем Спасо-Преображенского храма с. Андреевские Выселки иеромонахом Петром (Чернышовым) была проведена встреча на тему «Христианское понимание страданий», на которую были приглашены заведующие отделениями социальной помощи, центров временного проживания, домов инвалидов и интернатов по Шатурскому району.

 

Окормление домов престарелых

 

Наиболее сложной сферой социальной помощи Церкви пожилым людям является окормление домов престарелых, где содержится наиболее тяжелый контингент пожилых людей. Большинство из них считает себя «обиженными жизнью» уже в силу своего присутствия в этом учреждении. С другой стороны значительная часть проживающих в домах престарелых – это люди крайне немощные, которые не в состоянии самостоятельно себя обслуживать, нередко они прикованы к постели и годами ведут практически растительное существование. Многие из живущих в домах престарелых думают о том, как поскорее умереть, теряют рассудок. По наблюдениям священников, окормляющих эти учреждения, в том случае, если люди, попавшие в дом престарелых, живут с верой, они, как правило, сохраняют здравый рассудок.Есть в таких учреждениях и молодые люди-инвалиды, с дефектами опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью и недостаточностью. Живут здесь люди и пришедшие из мест заключения.

 

Не меньшую сложность представляет и работа с персоналом таких учреждений. Физическая и психологическая сложность работы в домах престарелых обуславливает тот факт, что работают там чаще всего люди малообразованные, порой грубые, часть из них – люди с пораженным интеллектом, но физически здоровые, способные выполнять самую тяжелую работу: перевернуть с боку на бок лежачих больных, поменять белье. Крайне недостаточное количество обслуживающего персонала по сравнению с количеством пациентов не позволяет вести с ними какую-либо работу по духовному просвещению, смягчению их душ. Нередко священнику приходится сталкиваться с откровенным неприятием со стороны обслуживающего персонала, избегать встреч с некоторыми из них. Однако руководство учреждений в подавляющем большинстве случаев понимает важность присутствия священника в этом «месте скорби и упования». Очень часто священник является тем человеком, который протягивает руку утопающим в отчаянии людям и помогает им обрести смысл жизни перед отходом ко Господу.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 376; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!