Окормление исправительно-трудовых учреждений



 

Одним из наиболее сложных объектов социального служения Церкви являются исправительно-трудовые учреждения: следственные изоляторы и тюрьмы. Священник, назначенный на это послушание, сталкивается с двумя трудностями: юридическими сложностями, связанными с условиями режима и содержания заключенных и неготовностью самих подследственных и осужденных к контакту со священником.

 

Работу с ИТУ, безусловно, необходимо начинать с налаживания контакта с руководством учреждением. Для работников учреждения приход священника, а особенно регулярный, нередко создает дополнительные сложности: его необходимо сопровождать к заключенным, выделять отдельное помещение для бесед, строго следить за его безопасностью и т. д. Расположенность к священнику возникнет только тогда, когда сотрудники учреждения поймут, что от духовного настроя подследственных и заключенных во многом зависит не только их дальнейшая судьба, но и дисциплина в учреждении, микроклимат в коллективе. Но существуют и законодательные сложности: для встречи со священником заключенному нужно получить разрешение следователя или решение суда. Человеку, находящемуся под следствием, значительно сложнее стало попасть к священнику, чем осужденному.

 

В том случае, если начальник СИЗО или тюрьмы готов к сотрудничеству, необходимо заключить договор о частоте посещений и содержании работы. Естественно, договор может быть заключен не сразу. Священник может вначале какое-то время (даже несколько месяцев) приходить для бесед, исповеди и причастия заключенных, встречаться с самими сотрудниками учреждения, приглашать их на богослужения в свой храм. Однако на каком-то этапе необходимость подписания договора так или иначе возникнет, что безусловно удобнее и проще как для самого режимного учреждения, так и для священнослужителя.

 

На настоящий момент работа священнослужителями Московской епархии ведется во всех 14 ИТУ Подмосковья. В каждом учреждении системы ГУИН имеется храм или молельная комната, где 1-2 раза в неделю проводятся Богослужения, периодически совершается крещение заключенных, выразивших к тому добровольное устремление. В учебных классах ИТУ с подследственными и осужденными проводятся занятия по «Основам православной культуры» и «Закону Божию», устраивается просмотр православных видеофильмов, имеется православная библиотека.

 

Однако духовноеокормление заключенных не может этим ограничиваться. Необходимо, чтобы в каждом исправительном учреждении ежедневно хотя бы 1-2 часа в сутки находился священник, с которым осужденный имел бы возможность пообщаться в личной беседе. Такая форма работы широко приветствуется руководством нашего региона. Ведь ходатайство о помиловании какого-либо осужденного от нашего священнослужителя в 100 % случаев является основным мотивом для положительного решения в отношении дальнейшей судьбы заключенного в решении Комиссии по помилованию при губернаторе Московской области. Необходимо более активно работать и с персоналом ИТУ в деле их духовного просвещения и окормления.

 

Естественно, в том случае, когда в ИТУ содержатся сотни заключенных, один священнослужитель не в состоянии понести этот груз работы. Необходимо наладить посещение тюрем несколькими священнослужителями конкретного церковного округа.

 

Большой опыт работы по окормлению заключенных накоплен в Егорьевском благочинии, где игуменом Феофаном (Щелкуновым), настоятелем Казанского храма г. Егорьевска с 1997 г. окормляется СИЗО г. Егорьевска. 6 марта 2010 г. был освещен Никольский храм при СИЗО. В алтаре прислуживают осужденные из отряда хозяйственной обслуги, на Богослужении присутствует администрация и сотрудники изолятора. На Рождество и Пасху отец Феофан обязательно поздравляет содержащихся под стражей осужденных, обвиняемых, подозреваемых и сотрудников учреждения. На Рождество осужденные получают из рук батюшки фрукты, торты и другие сладости и, конечно же, праздничные напутствия, на Пасху происходит освящение куличей и яиц.

 

Немалый опыт окормления заключенных есть в Каширском благочинии. Отец Игорь Юдин начал свое нелегкое служение по окормлению Каширского СИЗО в 1998 г. Благодаря постоянному контакту отца Игоря с сотрудниками СИЗО постепенно менялось отношение к православной Церкви и у сотрудников, и у заключенных. Стала возрождаться вера в Бога, желание помочь Церкви. Каждый вторник протоиерей Игорь Юдин приходит в созданную под его руководством молельную комнату. Заключенные ждут его, перед приходом батюшки составляются списки желающих побеседовать со священником. Если вначале таких было лишь двое-трое, то теперь приходят по 30-50 человек.

 

Главный залог успеха при окормлении заключенных, по мнению игумена Феофана и отца Игоря, осознание того непреложного факта, что осужденный, прежде всего, человек, а священник – тот, кто должен помочь ему осознать свою вину перед Богом и обществом, раскаяться в содеянном и встать на путь исправления.

 

Многие священнослужители, долгие годы общающиеся с заключенными, понимают, что, даже придя к Богу в годы заключения, далеко не всякий способен удержаться от новых падений по выходе на свободу. Переход от жизни в заключении к жизни на свободе крайне сложен. Трудно не сорваться. Большинство, выйдя на свободу и пытаясь насладиться долгожданной свободой, первым делом напивается и остается без денег. Очень быстро и теряется духовный запал, духовная ревность, вырабатывавшаяся порой годами. Когда человек в тюрьме сделал первый шаг навстречу своему спасению: критически взглянул на свою жизнь, пришел в храм, начал прибегать к церковным таинствам, важно эту опору сохранить и по выходе на свободу. Сделать это порой бывает крайне сложно, если человек возвращается в привычный для него преступный мир. Главное – постараться изменить среду общения.

 

С этой целью на территории Коломенского благочиния четвертый год существует уникальная, единственная в Московской епархии община реабилитации бывших заключенных. Инициатор организации общины – настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Коломна и восстанавливающейся церкви Святителя Николая в с. Дарищи протоиерей Сергий Федченко. Окормлением заключенных Коломенского СИЗО отец Сергий начал заниматься в 1995 г., через три года начал окормлять заключенных колонии в мкр. Колычево. Сейчас там действует тюремный храм в честь св. преп. Серафима Саровского, ведутся курсы «Основы Православной веры», православная община составляет 25 человек.

 

Освободившись, многие заключенные не знают, что им теперь делать, чем заниматься. У некоторых не осталось жилья, умерли родители, с женой – в разводе, к бывшим друзьям возвращаться не хочется и человек просто не знает, куда ему идти. Для того, чтобы люди, обратившиеся к Богу не свернули вновь на путь преступлений и была создана община реабилитации бывших заключенных.

 

В финансовом отношении помог Православный Фонд помощи заключенным, который осуществляет связь со всеми зонами России, ведет строительство храмов в местах заключения, устраивает курсы, на которых преподают священники, оплачивает их труд, закупает литературу, помогает священникам с жильем. Этот фонд начал размещать в колониях объявления о том, что освободившиеся могут приехать жить и работать в общине г. Коломны.

 

Первым проектом стала работа по восстановлению храма. Для членов общины было снято жилое помещение недалеко от церкви. Им выплачивалась зарплата, которую они могли тратить самостоятельно. Главным требованием было соблюдение устава. После наступления кризиса Фонд прекратил финансирование, но начинание не прекратилось

 

В 2007 г. для общины было куплено разрушенное здание в с. Дарищи, в котором раньше располагалась начальная школа. Своими силами сделали крышу, вставили рамы, сделали полы, поставили печку. Общине принадлежит еще частный дом рядом с восстанавливающимся храмом Святителя Николая, также приобретенный на средства Фонда.

 

Жизнь общины – ведение собственного хозяйства: выращивание картошки, капусты, разведение кур, кроликов, поросят. Сложность в том, что членам общины приходится все начинать с нуля. Ведь их молодость прошла в пьянках, разбое и воровстве. Они не смогли получить нормальную профессию.

 

В воскресенье большинство членов общины приезжает в храм, исповедуется, причащается. Стремление к духовной жизни у них разное, как разные и они сами.

 

Пример общины в с. Дарищи показателен в том плане, что священник, исходя из реальных условий, постарался дать освободившимся из заключения людям шанс начать новую жизнь. Способы организации этой жизни могут быть самыми различными, в зависимости от возможностей благочиния и района, но главное – сохранить духовную опору, возможность общения со священником и приложения собственных сил.

 

Еще один вид окормления заключенных – это переписка. Переписка с заключенными ведется во Владимирском и Донском храмах Мытищинского благочиния. Группы милосердия, занимающиеся помощью заключенным существуют при Свято-Троицком храме г. Ногинска, при храме Казанской иконы Божией Матери Люберецкого благочиния. Служба милосердия «Преображение» действует при ГуслицкомСпасо-Преображенском монастыре.

 

Переписка с заключенными тяжелый труд. Далеко не всякий готов выслушать человека, преступившего закон, а тем более протянуть ему руку помощи. Как правило, этой работой в приходах занимаются женщины средних лет, добровольно взявшие на себя этот труд по просьбе и по благословению настоятеля храма. Члены групп милосердия, занимающиеся помощью заключенным, обязательно должны быть людьми неравнодушными, умеющими проникнуться чужой бедой и дать нужный совет, найти добрые слова утешения и поддержки. Это – главное. Когда такие люди появляются на приходе, начинает организовываться работа.

 

Переписка с заключенными всегда влечет за собой еще и сбор и отправку посылок заключенным. Это вызывает необходимость выделения отдельного помещения, где постепенно начинает собираться одежды для заключенных (куртки, носки, футболки, обувь, предметы личной гигиены и т. д.) Собирается библиотечка заключенного: доступная духовная литература, которая вкладывается в посылки, а также небольшие бумажные иконы. Формируется картотека писем: по адресам колоний, по отдельным заключенным. Как правило, адреса для переписки появляются сами и появляются довольно быстро. Начинаться все может с одного письма, которое попадает в руки к настоятелю или прихожанину храма. Потом начинают писать другие заключенные из той же колонии. Освободившиеся нередко сообщают адрес для переписки кому-то еще. Так формируется база адресатов. Постепенно около десятка различных мест заключения получают слова поддержки и утешения.

 

Интересный опыт помощи заключенным есть во Владимирском храме г. Мытищи. Здесь уже несколько лет в канун Пасхи проводится благотворительная акция «Был в темнице и посетили меня». В рамках акции среди прихожан храма проводится сбор средств для помощи заключенным. Формируются посылки с адресной помощью, рассылкой которых занимаются члены «Группы милосердия», уже много лет ведущих переписку с людьми, находящимися в местах лишения свободы.

 

Памятка начинающим переписку

 

1. Начиная переписку, следует помнить, что вы имеете дело с людьми, которые в своей жизни были обделены любовью. Это детдомовцы, сироты, выходцы из асоциальных семей. Страстная природа чувств в них брала и берет верх над разумом и волей. Именно «игра страстей» привела их на скамью подсудимых. Поэтому в переписке следует, с одной стороны, стремиться быть максимально терпимым и доброжелательным, но с другой стороны, соблюдать некоторые правила.

 

2. Не следует давать своих личных адресов, адресов своих друзей и близких, а также других координат, кроме официального адреса храма. На все вопросы, почему это именно так, объяснять, что нет благословения. Можно также пояснить, что письма проходят через разные руки, их могут увидеть или даже выкрасть соседи по камере, что такое бывало и не раз, что для вас это нежелательная ситуация.

 

3. Переписка должна преследовать цель духовной поддержки отбывающего срок заключения, поскольку эти люди часто не имеют другой возможности общаться на духовные темы. Нежелательно делать переписку слишком личной и откровенной, необходимо держать дистанцию. Следует поощрять вопросы о вере, церкви, духовной жизни, но ни в коем случае не брать на себя роль «духовника». Лучше чаще ссылаться на труды св. отцов, Евангелие, традицию церкви. Если возникают сложные вопросы духовной жизни, советоваться со священником и лишь тогда отвечать.

 

4. Поддержка заключенных – благодатное и Богоугодное дело, поэтому оно естественно вызывает сопротивление врага. На первом этапе переписки письма могут пропадать. Это приводит к тому, что и с одной, и с другой стороны возникает непонимание и обида. Часто это служит причиной прекращения переписки. Имя Божие в результате может хулиться. Следует в таком случае либо в самом начале послать вместе с письмом маленькую брошюрку, оформив это как заказное письмо, либо, не дожидаясь ответа, примерно через месяц послать открытку с приветом и оповещением о первом письме.

 

5. Материальная поддержка заключенных осуществляется лишь предметами первой необходимости, о которых они пишут в своих письмах. Необходимо иметь список разрешенных для отправки вещей, утвержденный администрацией колонии. Разрешается высылать одежду, продукты питания: чай, карамель, бульонные кубики, супы быстрого приготовления. В индивидуальных случаях можно помочь купить заключенному очки или выслать необходимое лекарство, скажем, от туберкулеза.

 

6. В своих письмах следует указывать, что в храм приходит много писем и порой сложно выполнить все просьбы. Поэтому в посылки вкладывается лишь самое необходимое. Стоит написать и о том, что высылаемые вещи и средства на их приобретение жертвуют прихожане храма, порой люди весьма не богатые. Не надо стесняться описывать реальную обстановку с жизнью и ценами в Москве, ведь часто приходится иметь дело с людьми, которые давно сидят и не имеют никакого представления о реальной современной жизни и ее трудностях. Более того, часто эти люди сидят в зонах, где не организована работа для заключенных, т.е. они привыкают жить в праздности и на всем готовом, пусть и плохого качества, что определенным образом деформирует их личность.

 

7. В большинстве мест заключения существуют ограничения на количество вещей, которые может получать заключенный. Неограниченно в заказных бандеролях можно посылать только литературу.

 

8. Хорошо вкладывать в свое письмо чистый конверт, т. к. конверты, бумага и ручки являются большим дефицитом в местах заключения. Человек может не ответить на ваше письмо просто потому, что у него нет конвертов, и он не может их выменять. Кстати, именно конверты, бумага и ручки являются тем, чем в первую очередь можно порадовать заключенных.

 

Практические материалы по окормлению заключенных и организации переписки с ними размещены на сайте Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями pobeda.ru Там Вы найдете материал об организации тюремного храма, молитвы для заключенных, программу для преподавания закона Божия в местах лишения свободы и многое другое.

 

Немало полезной информации размещено и на сайте Православной тюремной миссии в г. Москве: t-sluzhenie.ru Здесь содержится история миссии, опыт пастырского служения, юридическая информация публикации и новости по теме.

 

На сайте miloserdie.ru также имеется раздел «Заключенные».Там, в частности, размещенаинформация о Центрах реабилитации для бывших осужденных, расположенных в Москве и по всей России. В этих центрах оказывают, как правило, юридическую, социальную и медицинскую помощь; также возможно восстановление документов, регистрация, трудоустройство и бесплатное проживание. База данных от 30.08.2007. miloserdie.ru/index.php?ss=4&s=19&id=5837 Размещена она и на сайте Православной тюремной миссии в г. Москве: t-sluzhenie.ru/node/590

 

Подробнее об организации тюремного служения можно прочитать в методических рекомендациях «Как организовать служения милосердия на приходе» Выпуск 1. – М., 2005, подготовленных Комиссией по церковной социальной деятельности г. Москвы совместно с издательским центром «Нескучный сад». Книга размещена на сайте Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви diaconia.ru в разделе «Методические материалы» – «Сборники по социальной работе на приходе».

 

Также большую ценность представляет сборник материалов в помощь организации служения в местах лишения свободы «Тюремное служение Русской Православной Церкви». – М., 2009, составленное прот. Олегом Скоморохом и Н.В. Пономаревой и выпущенное Синодальным отделом Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Пособие размещено на сайте pobeda.ru в разделе «Тюремное служение» – «Учебно-методические, научные работы».

 

Окормление престарелых

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 321; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!