МОГУТ ЛИ ВОЗНИКАТЬ ОТКЛОНЕНИЯ, И КАК ОТ НИХ ИЗБАВИТЬСЯ



Могут ли возникать отклонения — вопрос, ответ на который дает практика. Обычно они не возникают, но если такое случается, встает вопрос о том, как от них избавиться. Зимой 1956 года кабинет китайской медицины Шанхайского городского отдела здравоохранения пригласил на семинар многих шанхайцев, давно занимающихся цигун, для обсуждения возможных причин появления отклонений, среди которых были выделены следующие:

— организм и состояние болезни не позволяют заниматься статической работой, но при этом проводятся насильственные занятия, которые могут привести к отклонениям;

— отсутствует руководство со стороны учителя;

— не соблюдаются методы;

— в процессе занятий нарастает интенсивное возбуждение;

— настоятельно добиваются результата, жестко интенсифицируя тренировки;

— в процессе занятий возникают непонятные ощущения и в сознании накапливаются вопросы, не находящие ответа.

Отклонения бывают существенными и незначительными; одни выправляются легко, другие с трудом. Профилактика играет главную роль, поскольку выправление идет сразу. Профилактические меры принимаются с двух сторон. От самого занимающегося требуется следующее:

— подождать, пока врач, руководящий группой цигун, изучит состояние здоровья, определит, можно ли заниматься и как именно, и лишь потом приступить к занятиям;

— все жизненные обстоятельства, психические состояния, ситуации на занятиях следует сообщать ведущему; когда возникают какие-то аномальные ощущения и явления, нужно своевременно обсудить их вместе с ведущим, ни в коем случае не проявлять самостоятельности и не действовать вслепую;

— следует доверять ведущим цигун, все личные сомнения или пожелания попробовать другие методы следует обсудить с ведущим и прийти к соглашению. Ни в коем случае нельзя, увидев что-то новое, сразу пробовать делать это или приступать непосредственно к «работе высшего класса». Следует овладевать основами практики, не стремиться к особым ощущениям, но и не бояться их.

Для ведущего занятия необходимо следующее:

— не проводить занятия с теми, кому это противопоказано;

— не обучать других тому, чем сам не овладел как следует;

— овладев методом недостаточно и не чувствуя в себе уверенности, что при возможном развитии отклонений сумеешь принять меры для их исправления, ни в коем случае не следует приступать к обучению других;

— при появлении на занятиях у больных ощущений или достижений не следует чрезмерно одобрять и восхвалять их, чтобы избежать ненужных устремлений;

— анализировать практический опыт занимающихся, избегая субъективизма и прагматизма в преподавании.

ВНУТРЕННЯЯ ЦИ НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ

Когда в практике цигун в статической работе доходят до определенного этапа, то обычно ощущается поток теплой ци (нуаньци), резко отличающейся от прохладной ци (лянци); обычно ее называют внутренней ци (нэйци), а также горячей ци (жэци), горячей энергией (жэнэн), клубком горячей ци (жэцитуань).

Различные взгляды на циркуляцию внутренней ци

Циркуляция внутренней ци — метод, заимствованный из техники внутренней пилюли даосизма: малый небесный круг (сяо чжоутянь) проходит по каналам управления и действия, (думай, жэньмай) большой небесный круг проходит по восьми каналам и считается, что без овладения ими невозможно достичь мастерства (гунфу). Однако исторически существовали различные подходы к этому вопросу.

Некоторые, ссылаясь на «Чжуан-цэы», доказывают раннее происхождение данного метода, учитывая следующее высказывание: «Ду (канал управления) позволяет сохранять тело, наполнять жизнь, пестовать родных, исчерпать годы». Однако другие указывают, что «ду» в данном контексте говорит о приверженности срединному правильному пути, а не о меридиане, канале управления (думай), что это ошибка в толковании.

При династии Мин (1368—1644 гг.), когда метод работы с внутренней ци распространился, Ли Тин в книге «Входные ворота к медицине» указывал: «Если внутренним движением слишком долго вращать ци по каналам управления и действия, рождается фурункулез; через селезенку-почву — пучение живота; через поле пилюли — кровь в моче; через макушечные ворота (дин-мэнь) — разжижение мозга». В 50-е годы XX века были опубликованы две статьи, где высказывались прямо противоположные мнения по этому поводу.

В статье «Метод цигун-терапии малого небесного круга» Вэй Цикэ писал: «После того, как мы почувствуем, что в поле киновари есть жар и удержим ощущение, следует стремиться сдавить поле киновари, при этом горячая ци протолкнется вниз в точку „хвостовые ворота" (вэйлюй на копчике). После прохождения „хвостовых ворот" она сразу идет вверх через двойную заставу „сжимающих хребет" (точек цзяцзи), проходит „небесный столб" (шею), „яшмовую подушку" (юйчжэнь, на затылке) и вверху доходит до „дворца глиняного шарика" (ниваньгун). Пройдя этот дворец, возвращается через „двор духа" (шэньтин), „сорочий мост" (язык), „многоэтажное здание" (горло), „пурпурный дворец" (цзяньгун, среднее поле киновари в груди), „точки ци" (цисюэ) снова в поле киновари. Освоившие круг, проходящий спереди и сзади, прошли малый цикл неба». Кроме того, отмечалось, что ощущение вращения имеет терапевтический смысл.

В статье «Некоторые замечания к методам цигун-терапии» Ли Личжи указывал следующее: «Некоторые люди слепо верят в „три заставы". Как утверждают, когда мастерство в цигун высокое, то можно почувствовать, как поток горячей ци пробивает точку «встреча инь» (хуэйинь, в промежности) и анус (первая застава), по позвоночнику поднимается вверх, пробивает макушку головы (вторая застава), затем от лица опускается вниз, пробивает грудь (третья застава) и доходит до поля киновари, завершает круг, пройдя все тело, — все это пустая легенда, не имеющая научных оснований. Передающие ее, с одной стороны, утверждают, что при изучении цигун нельзя добиваться таких результатов насильственным путем, а с другой стороны, говорят, что без этих ощущений мастерство недостижимо. Это вызывает изумление у некоторых людей и порождает настойчивость в устремлениях. В результате возникает нервное расстройство, ци ударяет в голову и прочие беды».

Внутренняя ци циркулирует безостановочно

Циркуляция внутренней ци изначально имеет определенную закономерность. Однако она полностью определяется субъективными ощущениями, и как конкретно проходит этот процесс, четко и полно рассказать нельзя, а что служит материальной основой, тем более. Объективные данные отсутствуют, все это требует дальнейших наблюдений, сбора сведений для научного объяснения. Однако у некоторых людей в процессе циркуляции внутренней ци возникали следующие проблемы:

— после прохождения трех застав клубок теплой ци, по ощущениям, доходит до участков сжимающие хребет или яшмовая подушка и застревает надолго, не поднимаясь и не опускаясь, что трудно вытерпеть;

— отдельные клубки теплой ци, по ощущениям, достигают головы, где все время вращаются, вызывая неприятные ощущения, как будто одета тяжелая шапка, что называют «ци ударила в голову»;

— клубок теплой ци проходит канал управления, однако это ощущение возникает каждый раз после успокоения, поэтому от него нелегко избавиться;

— клубок теплой ци покидает линии каналов управления и действия, разбегаясь по всему телу и вызывая нестерпимую боль;

— вместе с циркуляцией внутренней ци тело тоже непроизвольно качается, иногда от малых колебаний к большим, не останавливаясь на несколько часов, а боль очень сильная.

Ситуации, связанные с неостанавливающейся ци, могут продолжаться, долго не прекращаясь. Обучая пациентов восстановлению организма посредством циркуляции внутренней ци, недопустимо относиться к ним безразлично.

Остановка нежелательного движения внутренней ци 

Можно воспользоваться следующими методами: прекратить практику, ликвидировать напряженный внутренний настрой, поддерживать внешнюю направленность мышления. В случае локального движения внутренней ци, можно похлопать по этому месту и помассировать его. Когда поток растекается по всему телу, можно воспользоваться методом похлопывания по всей поверхности тела. Когда руководитель пользуется методом похлопывания, процедура выглядит следующим образом.

Подготовительная поза. Подвергающийся похлопыванию сжимает кулаки, левый кулак помещает на правый, приняв положение «исполнение желаний» (жуй). Кулаки находятся на уровне носа, на расстоянии от носа примерно 20 см, глаз кулака (отверстия) — напротив глаз, взгляд направлен поверх кулаков вперед по горизонтали, ноги расставлены, локти — как колени, колени — как стопы [по ширине]. Корпус в положении полуприседа, колени над носками стоп, туловище чуть-чуть наклонено вперед, плечи расслаблены, грудь выпячена, поясница опущена, образуется стойка всадника (цима ши). Ведущий похлопывает по различным частям тела в соответствии со следующей схемой.

Похлопывание по передающим (сочувственным) точкам легких (фэйшу). Ведущий становится за спиной и ладонями хлопает по этим точкам трижды. При каждом хлопке воздух должен с силой выходить из ноздрей. (ФЭЙШУ (дренаж легких) V 13)

Похлопывание по точкам гаохуан (на каналах мочевого пузыря, на спине) тем же способом.

Похлопывание по точке минмэнь. Все то же, но похлопывание поперечной ладонью.

Похлопывание по каналу управления (думай). Ведущий похлопывает одновременно двумя поперечными ладонями по каналу управления от плечей к копчику и обратно.

Похлопывание по меридиану мочевого пузыря. Ведущий двумя ладонями, разводя их, похлопывает по каналу великий ян от плечей до ягодиц и обратно.

Похлопывание по меридиану желчного пузыря. Ведущий двумя ладонями похлопывает по меридиану малый ян, от плечей ведет через бока, поясницу, переднюю часть бедер, доходя до коленных чашечек, и обратно к плечам.

Когда похлопывают по меридианам управления, мочевого и желчного пузырей, обеими ладонями ударяют одновременно. Поначалу ударяют 10—30 раз, потом можно постепенно увеличить тяжесть ударов, число, сделать несколько циклов. Если в процессе похлопывания пациент ощущает ломоту в ногах и не может терпеть, можно позволить ему стоять с прямыми ногами. Закончив похлопывание, предложите пациенту походить, подвигаться в течение нескольких минут. Тяжесть ударов при похлопывании определяется силой и выносливостью пациента.

Когда ладони похлопывают по спине, ходят вверх-вниз, запястья хлопающего должны быть подвижны, нельзя ударять с жесткой силой. Когда говорится о похлопывании по передающим точкам (гаохуан), то хотя это два места, но поскольку они расположены очень близко друг от друга, то просто касаются их пальцами.

Для исправления безостановочного движения ци можно также подобрать любой из шести целительных звуков, либо проделать какую-то динамическую работу, например, выполнить восемь триграмм (багуа), либо прибегнуть к иглоукалыванию или массажу туйна. [Помогает, в частности, холодный душ.]


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 525; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!