ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ПОСТЕПЕННОСТЬ  



Занимаясь цигун, вполне возможно в короткие сроки приобрести основные знания, освоить некоторые базовые методики. Однако для освоения более сложных техник требуется определенный процесс, в котором обычно возникают два вида искажений: стремясь побыстрее овладеть техникой, занимаются слишком много и напряженно; либо относятся к практике несерьезно, занимаясь от случая к случаю и пуская все на самотек.

Следовательно, с одной стороны, нужно добиваться, чтобы практикующий развивал возможности субъективного освоения на пути мастерства, преодолевая несобранность; с другой стороны, следует соблюдать естественные законы и продвигаться размеренно, сдерживая поспешность. В этом смысл последовательности и постепенности.

В процессе практики следует соблюдать принципы цигун, выполнять все тщательно, с учетом фактического состояния собственного тела и воздействия разных методов; понимать, в каких ситуациях использовать те или иные методы, постоянно обобщать собственный опыт, своевременно обмениваться информацией с ведущим занятия и получать от него конкретные указания. Нужно старательно преодолевать объективно возникающие трудности, учитывать временной фактор и влияние среды, стремиться к постоянному прогрессу в достижении мастерства, непрерывно укреплять тело, добиваться результатов в излечивании болезней. Конечно, также необходимо избегать разбросанности во взглядах и мыслях, действий, несовместимых с состоянием тела, частой беспорядочной смены техник и экспериментов без учета сложившейся ситуации, произвольного выбора методов. Недопустимо заниматься слепо и упрямо, добиваясь так называемого мастерства высшего ранга и доводя дело до того, что результат может оказаться совершенно противоположным. Нужно многое понять и использовать соответствующим образом, медленно продвигаясь по пути мастерства.

ГЛАВА VII ТЕХНИКА РЕЛАКСАЦИИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ И ЦИГУН  

СНАЧАЛА разберемся с терминами. «Релаксация» означает в данном случае динамическое расслабление, предполагающее умение расслабляться в движении. «Тайцзи» — Великий Предел, полюс человеческих возможностей. «Цюань» имеет основное значение «кулак», поскольку в Древнем Китае подобными практиками занимались главным образом для того, чтобы выстоять в кулачном бою. Все виды цюань исторически сложились как боевые искусства. По мере развития цивилизации и появления других средств воздействия на противника, кроме непосредственно физического, они постепенно превращались просто в средства самосовершенствования, имеющие общеоздоровительный и лечебный характеры. В первую очередь это касается систем тайцзицюань и цигун, где движения сильно замедленные, а то и вовсе отсутствуют. Существуют, правда, более «быстрые» и более «медленные» стили. Для нас представляет интерес самый замедленный.

 Профессор Г. И. Красносельский, изучавший эти практики в Китае в 1950-е годы, в книге «Китайская профилактическая гимнастика» пишет, что тайцзицюань способствует излечению некоторых заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем, желудочно-кишечного тракта, и в Китае используется не в меньшей степени, чем лекарства, будучи особенно полезным в период выздоровления и для профилактики возрастных нарушений. Тайцзи иногда называют суставной гимнастикой, поскольку в ней большое внимание уделяется подвижности суставов, а это предотвращает старение. Возраст сказывается прежде всего на суставах, они постепенно теряют гибкость. Цигун считается дыхательной гимнастикой, поскольку «ци» в современном языке означает воздух, а «гун» — работу. Однако это не просто налаживание дыхания. Китайская традиционная медицина считает, что в человеческом теле существуют каналы, по которым циркулирует жизненная энергия ци, и чтобы научиться ею управлять, нужна особая практика. Тайцзи и цигун часто сочетаются и дополняют друг друга.

Релаксация в системе китайских практик — не «мертвая», неподвижная поза, а очень медленное движение. Мышцы то мягко напрягаются, то полностью расслабляются. Движения естественные, хотя иногда и очень сложные. Дыхание спокойное, в ритме движений, медленное и глубокое, удовлетворяющее основным принципам: толчок руками — выдох, отход — вдох; сгибание — выдох, разгибание — вдох; перенос тяжести на «переднюю» ногу — выдох, на «заднюю» — вдох. Никакого насилия над собой! Естественно тянемся вверх со вдохом и опускаем руки с выдохом. Все тело тянется, как тесто, без рывков — плавно, без напряжения,— расслабленно. В конечных точках движений не останавливаемся, а сразу переходим к обратному движению. Вес тела переносится то на одну, то на другую ногу. Это называют: нога «полная» (нагруженная) и «пустая» (ненагруженная, расслабленная). На пустой ноге обычно сосредотачиваемся и наблюдаем, как эта пустота словно бы перетекает из одной ноги в другую.

Без сосредоточения внимания и привлечения сознания недостижим нужный уровень саморегуляции. Мы сосредоточиваемся на движениях и временно отвлекаемся от всего остального. Другой ритм движений, другое дыхание вызывают отвлечение сознания. Все обычное, привычное или необходимое пока отдыхает, зачастую впервые за многие часы, дни, годы. Если правильно отдыхать, то не будет стрессов, перенапряжений, инфарктов и очень «модных» заболеваний сердечно-сосудистой системы, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. И еще один, совершенно неожиданный результат: повышается скорость реакции. Сверхзамедленные движения, оказывается, помогают телу мгновенно прореагировать в сложной ситуации. Китайцы говорят: «Медленное рождает быстрое».

На начальном этапе, пока не освоите движений, дыхание должно быть свободным. И всегда, когда не знаете, как дышать, делайте это произвольно, ни в коем случае не напрягаясь. Выдох чуть длиннее вдоха. На вдохе диафрагма должна опускаться вниз, а стенка живота выпячиваться, на выдохе они возвращаются назад. Хорошо следить мысленно за вдыхаемым воздухом, провожая его глубоко вниз, полностью промывая легкие.

 1. Работа стопой. Поднять колено, чтобы бедро приняло горизонтальное положение, а голень свободно свисала. Положить на бедро свободно руку, пальцы на колене или около него (когда поднята левая нога — левую, когда правая — правую). Опорная нога чуть согнута в колене. Голову держим прямо, взгляд направлен вдаль. Будем сгибать и разгибать ступню поднятой ноги: со вдохом сгибать, с выдохом разгибать. Дышать старайтесь медленно, спокойно, не напрягаясь, беззвучно. Движения стопы плавные, без нажима в конце и без махов. Мышцы не только не напрягаются, но даже будто вообще не работают: тянущие мышцы чуть тянут, толкающие — чуть подталкивают, а движение идет как бы между ними. Не доводя до напряжения в конце пути, обращаются вспять. Мы скорее обозначаем движение, чем движемся. У мастеров высокого класса амплитуда движений очень мала.

Мысленно следим, как подошва ведет стопу вверх и вниз вокруг шарнира — щиколотки. Как вариант можно представить, что ведет не подошва, а кончики пальцев ног, тогда пальцы будут слегка сгибаться. Сосредоточение на кончиках пальцев очень полезно — так считает китайская народная медицина (рис. 81).

С удовольствием поработав с одной стопой, плавно, не спеша опустите ногу, пока она не устала, и проделайте то же другой ногой. Не спеша смените ноги и делайте вращательные движения стопой: сначала покрутите внутрь, потом наружу. Правила те же: плавно, без рывков, не старайтесь делать большие круги — это вызовет напряжение. Вверх — вдох, вниз — выдох, как можно более естественно. Не забудьте про другую ногу. В круговых движениях следите, как кончики пальцев рисуют круги. Если стоять на одной ноге тяжело, можно за что-нибудь придерживаться рукой.

                                               

Рис. 81. Работа стопой                           Рис. 82. Работа пальцами рук

2. Работа коленом. Поднять колено, как в предыдущем упражнении, и качать голенью вперед-назад, затем крутить внутрь и наружу — точно так же, как стопу. Не махать ногой: при высоком темпе ничего не успеешь почувствовать, не сумеешь сосредоточиться. Стопа ведет голень вокруг шарнира — колена, которое остается неподвижным. Вперед — вдох, назад — выдох. Опорная нога чуть согнута в колене, только она и напряжена, да еще чуть-чуть — мышцы, движущие голень. Все остальные мышцы расслаблены, следите за этим!

3. Работа тазобедренным суставом. Руки свободно опущены по сторонам туловища. Вращаем бедро в тазобедренном суставе, сначала внутрь, затем наружу. Голень свисает свободно. Колено ведет, рисуя круг. Затем плавно опускаем ногу и начинаем рисовать круги коленом другой ноги. Туловище все время вертикально, почти никуда не наклоняется. Закончив, опустите плавно ногу, чуть передохните и, расслабившись, переходите к следующему упражнению.

4. Вращение туловища. Поясом или талией делаете круг в горизонтальной плоскости, вращая среднюю часть туловища. Тело рисует веретенообразную фигуру (тор), ступни (на ширине плеч) и голова неподвижны. Назад — вдох, вперед — выдох (общее правило).

5. Работа пальцами рук. Плавно поднимите руки вперед ладонями вниз до горизонтального положения (локти остаются чуть согнутыми). Если так держать руки тяжело, согните в локтях побольше, приблизив кисти к туловищу. Локти при этом свободно свисают. Кончиками четырех пальцев (без большого) рисуем окружности: вверх-вперед-вниз-наэад. Вверх — вдох, вниз — выдох. Внимание сосредоточено на кончиках пальцев; старайтесь действовать плавно, без рывков и дрожания пальцев. Покрутив четырьмя пальцами вперед и назад, поработайте также отдельно с большими пальцами. Для активного отдыха можно плавно опускать (не бросать) руки затем так же плавно их поднимать (рис. 82).

6. Работа кистями рук. Вытягиваем руки вперед и двигаем кистями вверх (вдох) и вниз (выдох) равномерно, не задерживаясь на конечных точках, нигде не напрягаясь. Пальцы естественно полусогнуты и расслаблены, ноги чуть согнуты в коленях.

7. Работа «с шаром». Это характерное упражнение с круговыми движениями и сложной координацией: круг, овал, спираль — основные траектории движений в комплексах, до которых мы дойдем еще не скоро. Расставьте ноги шире плеч (если ступни поставить ближе друг к другу, то работа будет более интенсивной). Руки отнесите вправо от себя, они как бы держат шар диаметром с полметра: левая рука сверху, правая под ней. «Шар» «имеет вес», поэтому центр тяжести тела почти совсем перемещается на правую ногу. Переворачиваем «шар», так что правая рука оказывается сверху, а левая снизу, и несем его перед собой влево, скручивая позвоночник. Тяжесть тела при этом постепенно переходит на левую ногу. Затем снова переворачиваем «шар» (левая рука оказывается сверху) и несем его вправо. При переворачивании — вдох, при переносе — выдох. Внимание сосредоточено на «шаре», мы его «чувствуем» ладонями.

8. Вращение плечами. Плечи рисуют круги вперед и назад. Вверх — вдох, вниз — выдох.

9. Работа головы. Сначала наклоняем голову во все четыре стороны: вперед, назад, влево, вправо. Наклоняем на выдохе, выпрямляем на вдохе. Не делайте резких движений, опускайте и поднимайте голову плавно. Добавьте повороты влево-вправо, но не переусердствуйте, действуйте мягко, расслабив мышцы,— чем полнее расслабление, тем дальше повернется голова. Расслабляться хорошо с выдохом, поэтому, когда голова посредине делаем вдох, наклоняется или поворачивается (или даже сдвигается) — выдох. Последнее упражнение — катание головы: она свободно и равномерно прокатывается по кругу. Назад — вдох, вперед — выдох. Внимание сосредоточено на всей голове: она совершает различные движения и тянет за собой шею, как собака поводок.

10. Скручивание позвоночника. Ноги на ширине плеч. Руки висят несколько отстранение от туловища, как бы на воздушных подушках подмышкамц и при вращении корпуса идут вслед за плечами. Поворачивая плечи,  скручиваем туловище влево и вправо, при этом оно остается вертикальным, центр тяжести сохраняется между стопами. Поворот — выдох, возвращение — вдох. В качестве варианта при повороте вправо смещайте правую сторону, вращая ее на пятке; возвращая туловище, возвращайте и стопу. Повторите все движения влево. Колени все время остаются чуть согнутыми. Ступни в исходном положении параллельны.

11. Поглаживание «шара» изнутри. Принимаем позу левый лукообразный шаг. Для этого левую ногу выдвигаем, носок смотрит на север (вперед), а правая остается сзади (между ними примерно полторы ступни), отодвинута вправо на длину ступни и развернута вправо примерно на 45°. «Передняя» (левая) нога согнута, образуя «лук», но колено не должно выходить за кончики пальцев. «Задняя» (правая) нога выпрямлена, но не до конца. Стойка должна быть удобной и устойчивой. Правую руку (локоть слегка согнут) вытягиваем вперед, ладонь смотрит вперед. Этой рукой делаем круг: вниз, назад, вверх, вперед, как бы поглаживая ладонью «шар» изнутри. Взгляд следует за ладонью, внимание сосредоточено на поглаживании. Вместе с движением руки перемещается и туловище — переносим тяжесть то на левую ногу, то на правую, при этом сгибается то одна, то другая соответственно. Вес тела всегда на согнутой ноге. Левая рука висит свободно. При движении туловища не должно быть «плавания», держите его на одном уровне и не наклоняйте ни в какую сторону. Не забудьте сделать правый лунообразный шаг и погладить «шар» левой рукой.

12. Скручивание в лукообразном шаге. Примите позу левый лукообразный шаг (см. упр. 11). Перенесите тяжесть тела на «заднюю» (правую) ногу, сохраняя туловище вертикальным, при этом правая нога согнется, а левая выпрямится (не до конца). Затем вернитесь в первоначальное положение, перенеся тяжесть на «переднюю», левую сгибаемую ногу и выпрямляя правую. Покачавшись так немного, подключите дыхание: назад — вдох, вперед — выдох. Освоив это, переходите к скручиванию: при движении вперед туловище поворачивается влево (плечи ведут), при движении назад — вправо. Затем меняем направление скручивания: туловище идет вперед — поворачиваемся вправо, назад — влево. Дыхание остается таким же: вперед — выдох, назад — вдох. Естественно, необходима симметрия: что проделали с одной ногой, нужно повторить и с другой.

13. Стояние столбом — завершающее упражнение. Эту статическую позу китайская медицина считает очень полезной, стоять в ней рекомендуют от нескольких минут (для начинающих) до получаса. Ставим ступни параллельно на ширине плеч (людям физически сильным можно шире плеч, тогда колени слегка заворачивают внутрь). Туловище, сохраняя вертикальное положение, немного опускаем вниз (по тому же принципу: слабые не заводят колени за пальцы ног, у сильных бедра могут быть почти параллельны земле). Положение должно быть устойчивым и удобным. Медленно поднимаем руки ладонями вниз (кисти висят) до уровня груди или пупка (есть два варианта), поворачиваем ладони друг к другу и придаем рукам округлость, как бы обнимая дерево. Подмышками — воздушные мешки: плечо не должно прилегать к туловищу. Плечи опущены, локти висят. Пальцы рук кончиками обращены друг к другу, расстояние между ними составляет примерно 10 см. Голова «подвешена», взгляд направлен вперед, в бесконечность: сосредоточивать его ни на чем не нужно. Грудь чуть втянута, а спина слегка согнута, крестец немного подан вперед. Мысленно представляем над собой голубое небо, под собой — землю-кормилицу, себя между ними в гармонии с небом и землей, со всей природой (рис. 83). При малейшем дискомфорте выходите из позы. Составьте ноги вместе, сложите руки под пупком (подушечка большого пальца — на пупке). У мужчин правая рука располагается сверху, у женщин — левая. Потом опустите руки, и не спеша переходите к насущным делам, включайтесь в привычный ритм жизни.

Рис. 83. Стояние столбом


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 539; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!