Музыкально-педагогическое мастерство учителя музыки



Знания и навыки Общекультурные, музыкально-педагогические, музыкально-теоретические, музыкально-психологические, музыкально-исполнительские
Умения Гностические (включая перцептивные – восприятие), двигательные (дирижерские жесты и игра на инструменте), коммуникативные (включая артистические), педагогические
Качества Артистизм, дирижерская и исполнительская техника, музыкальность, вера в успех, интуиция, дар педагогического общения
Направленность На практическую реализацию воспитательного потенциала искусства, на просвещение и музыкальное воспитание детей, любовь к музыке и детям, престиж профессии
Функции Диагностическая, прогностическая, организаторская, коммуникативная, проектировочная, исследовательская, конструктивная
Способности Дидактические[4], коммуникативные, организационные, конструктивные, гностические, прогностические, перцептивные, креативные, экспрессивные

 

На стиль отношений в процессе учительского общения настолько существенно влияет стиль организаторской (управленческой) деятельности педагога, что в зависимости от этого часто выделяют и три стиля педагогического общения:авторитарный, демократический и попустительский.

Авторитарный стиль проявляется в жестких способах управления, пресечении всякой инициативы учеников, отсутствии обсуждения принимаемых учителем решений. Он один управляет классом, контролирует и координирует работу учащихся. Основные формы связи - приказ, указание, инструкция, выговор, благодарность, отрывистая команда. Небезынтересны и такие черты поведения учителя: он лаконичен в обращении с учащимися, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям, он редко улыбается, чаще - хмурый.

Демократический стиль учителя отличается коллективным обсуждением проблем в классе, поощрением инициативы учащихся, активным обменом информацией между учителем и учащимися, принятием решений на общем собрании хорового коллектива. Демократичный учитель прислушивается к мнению ученического коллектива, выполнение задачи им мотивируется, усилия учеников поощряются. В результате у школьников формируется уверенность в себе, развивается самоуправление. Демократичный учитель старается наиболее оптимально распределить учебные нагрузки, учитывает индивидуальные склонности и способности учеников. Основные способы его общения - просьба, совет, информирование.

Попустительский стиль выражается в добровольном отказе учителя от управленческих функций, устранении от руководства, передаче функций управления членам классного коллектива. Попустительский стиль называют часто либеральным или анархическим. Фактически учитель самоустраняется от ответственности за происходящее.

Каждый педагогический стиль имеет свои достоинства и недостатки, и в этом смысле нет «плохих» и «хороших» стилей руководства школьниками. Однако исследователи отмечают, что наихудшим из них является либеральный, или попустительский. При нем учебной работы выполняется меньше и качество ее хуже. Демократический стиль считается лучшим. Хотя количественные итоги работы здесь могут быть и ниже, чем при авторитарном, но желание работать сильнее. Авторитарный педагогический стиль в ряде случаев обеспечивает наивысшую эффективность коллективной деятельности, но создает неблагоприятный психологический климат, прививает культ силы, формирует невротиков.

Кроме того, каждый учитель музыки обладает индивидуальным, неповторимым собственным педагогическим стилем.


 

Тема 7. Внешкольные формы музыкального образования: сущность,

Многообразие,  вариативность

План лекции:

· Содержание понятия  «внешкольная работа».

· Многообразие и вариативность внешкольных форм музыкального образования.

Литература:

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. - М.,

2004.

2. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2003.

Внешкольная работа (дополнительное образование детей)- составная часть системы образования детей, подростков, учащейся молодежи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Цель ДОД - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. ДОД способствует реализации социальной и досуговой функции свободного времени, позволяет детям использовать его с максимальной пользой, сочетая досуг с развлечениями, праздником, творчеством. ДОД органически связано с учебно-воспитательным процессом в школе, внеурочной работой, воспитательной работой по месту жительства.

Основные виды учреждений ДОД: Центры (комплексы) дополнительного обра­зования, творческого развития, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский оздоровительно-образовательный, профильные ­экологический, детского и юношеского туризма и т. д.; дома (дворцы) детского творчества; учащейся молодёжи, профильные - юных натуралистов, техников, туристов, эстетического воспитания, культуры (искусств) и т. д.; клубы, Детские студии (по различным видам искусств), Станции (юных натуралистов, детского технического твор­чества и т. д.), Детские парки, Школы (в различных областях науки и техники, по видам искусств, детско-юношеские спортивные), Музеи (детского творчества, литературы и искусства), Детские оздоровительно-образовательные лагеря. В учреждениях ДОД работают педагоги и специалисты с высшим или средним профессиональным образованием.

В учреждениях ДОД создаются различные одновозрастные и разновозрастные объединения учащихся (кружки, секции, студии, ансамбли и др.), а в каникулярное время открываются лагеря, туристские базы.

Занятия проводятся по комплексным, интегрированным, вариантным, разно­уровневым, практико-ориентированным программам, многие из них являются авторскими, разработанными педагогами-практиками.

Клуб любителей музыки- одна из распространенных в настоящее время форм внешкольной работы. В современных социокультурных условиях речь идет о возрождении музыкальных клубов по интересам, деятельностью которых руководят сами учащиеся, которые, по мнению большинства членов клуба, достойны того, чтобы его возглавлять. Педагог-музыкант лишь помогает школьникам в постижении сущности и особенностей клубной деятельности, нахождении привлекательных для них форм работы и создании максимально благоприятных условий для раскрытия и реализации в совместной музыкальной деятельности творческого потенциала каждого ребенка, доказавшего своими практическими делами желание и готовность быть активным членом клубного объединения.

Хорошо известно, однако, что из огромного мира музыки многие школьники выбирают исключительно образцы молодежной музыкальной субкультуры. Принимая во внимание гипертрофированное увлечение подростков и юношества прежде всего поп-музыкой, педагоги-музыканты стремятся направить работу клубного объединения учащихся таким образом, чтобы максимально стимулировать развитие познавательных интересов школьников, сохранив при этом неформальный характер общения как членов клуба, так и своего общения с учащимися.

Детская филармония (филармония школьника)- одна из форм музыкально­-просветительской работы среди учащихся, основывающаяся главным образом на базе краевых, областных, городских филармоний. Здесь, как правило, в рамках «Детского отдела» планируется репертуар и подбираются исполнители, которые выступают в учреждениях общеобразовательного типа. Однако «Детская филармония» может существовать и на базе других организаций: музыкально-педагогических факультетов педагогических университетов и университетов культуры и искусств, разного рода училищ и даже общеобразовательных школ.

Основной формой работы детских филармоний является проведение тематических концертов, лекций-концертов. Исполнители - преподаватели и студенты учебных заведений, учителя музыки, учащиеся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Таким образом, подобного рода организация, государственная или общественная, ­прежде всего концертная.

Исполнители-участники концертов разделяются обычно на две, а то и три группы: для малышей, подростков и старших школьников. Филармонии заранее составляют абонементы, предназначенные для детей того или иного возраста и по степени подготовленности юной аудитории. При этом абонементы каждого последующего года, как правило, исключают повтор в своем содержании.

В настоящее время в общеобразовательных учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования действуют детские оркестрыразличных видов народных инструментов, духовые, симфонические.

Работа с оркестром является одним из самых сложных направлений в деятельности педагога-музыканта. Руководители детских оркестров в своей работе уделяют внимание установлению содержательных взаимосвязей между инструментальным музицированием на уроках музыки и на занятиях оркестра. Так, например, по мнению А.А. Бороздинова,этому способствует:

· введение инструментального музицирования в уроки музыки начиная с 1-го класса, для ознакомления с этим видом музыкально-исполнительской деятельности всех первоклассников, в том числе тех, кто не имел такого опыта до школы. Заинтересовавшись игрой на простейших музыкальных инструментах, многие из них захотят попробовать поиграть и на других, более сложных инструментах;

· использование на занятиях школьного оркестра произведений из школьной программы по музыке, по которой работает учитель;

· изучение на уроках музыки и оркестровых занятиях одних и тех же ладоинтонационных комплексов, но с разной степенью проработки; введение в занятия школьного оркестра различных видов музыкальной деятельности и некоторых методических приемов, используемых на уроках музыки, в том числе слушание оркестровых и хоровых сочинений, пропева­ние разучиваемого музыкального материала, импровизирование, игру по но­там и по слуху, выполнение музыкально-творческих заданий, использование относительной и абсолютной сольмизаций, ручных знаков и некоторых дру­гих.

Детская музыкальная студия(преимущественно хоровая), как правило, это внешкольное музыкальное учебное заведение (хотя студия может существовать и в стенах общеобразовательной школы), сочетающее в себе учебную, исполнительскую и воспитательную работу.

       Г.А. Струве, основатель детской хоровой студии (1958 г.), выделяет следующие признаки студийности:

       1. Хоровые ступени - это наличие, как минимум, двух хоровых коллективов ­- младшего и старшего.

2. Хоровые классы - это объединение учащихся в классах общеобразовательной школы. Все учащиеся-студийцы включаются в один класс соответственно той или другой ступени. При этом обычно в 1-м и 2-м классах одно хоровое занятие со студийцами проходит в .общеобразовательной школе, другое - в студии. Следует подчеркнуть, что этот «признак студийности» имеет место лишь в студиях, созданных на базе общеобразовательных школ.

3. Хоровые лагеря - это летние лагеря, в которых проводится каждодневная музыкальная работа (один или два раза в день по 1,5 часа). Именно в хоровых лагерях обычно разучивается большая часть репертуара студии, осуществляется сплочение коллектива, подготовка и перевод кандидатов в старший хор.

В лагерях проводится работа по укреплению здоровья ребят, находящихся круглые сутки на свежем воздухе, как правило, в лесу, на речке, с включением в режим дня купания, участия в разнообразных спортивных играх и т.п.

       4. «Хоровые прививкu» (термин Г.А. Струве) - это совместные занятия опытных хористов с менее опытными в следующих разновидностях:

а) «Хоровая прививка», осуществляемая в процессе совместных занятий двух хоровых коллективов, в результате чего более опытный хор в процессе совместных занятий за короткий срок значительно повышает уровень менее опытного хора.

б) «Хоровая прививка» в сводном хоре подразумевает участие нескольких коллективов, среди которых имеется более подвинутый, оказывающий положительное влияние на все остальные, например, демонстрацией «эталонного» звучания как отдельных партий, так и всего произведения.

5. Хоровая эстафета - это шефская работа старших студийцев с младшими (наставничество), включающая в себя разучивание слов, той или иной партии, обучение разного рода вокально-хоровым навыкам. Такая работа воспитывает в студийцах заботу о младших ребятах, формирует педагогические умения и навыки, проявление творческой инициативы, самостоятельности, сохранение традиций коллектива.

6. Хоровое сольфеджио представляет собой комплекс методических упражнений в условиях хоровых занятий, предназначенных для развития

музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкальной грамотности учащихся, раз­вития гармонического слуха, чувства ритма и т.д. Хоровому сольфеджио отводится по 10-20 минут.

Детская музыкальная школа, детская школа искусствсегодня существуют повсеместно. Они создаются не только в городах (в Москве, к примеру, их больше ста), но и в сельской местности. Музыкальное образование в детских музыкальных школах и детских школах искусств может иметь различную направленность: либо на общую подготовку в области инструментального (вокального) музицирования, либо на подго­товку повышенного уровня: 1) музыкальное исполнительство (инструментальное исполнительство, сольное пение); 2) хоровое пение; 3) теория музыки.

Школы рассчитаны на семилетний или пятилетний срок обучения (в последнем случае по сокращенной программе). После окончания детской музыкальной школы учащимся, желающим продолжить музыкальное образование с целью подготовки к дальнейшей профессиональной музыкальной деятельности, предоставляется возможность заниматься дополнительно по углубленной программе обучения в течение гола.

Содержание и организацию учебного процесса в детских музыкальных школах, школах искусств определяют примерные программы по дисциплинам и учебные планы, утвержденные Министерством культуры РФ.

Детские музыкальные театрысуществуют сегодня в нашей стране в двух основных видах. Это профессиональные детские музыкальные театры, имеющие статус государственного учреждения (примером служит знаменитый на весь мир Детский государственный академический музыкальный театр имени Н. И. Сац (Москва), в котором ставятся как оперы, так и балеты). Получили широкое распространение и любительские детские музыкальные театры, которые создаются при детских музыкальных школах, Домах детского творчества, в рамках общеобразовательных школ и других общеобразовательных учебных заведений и учреждений дополнительного образования.

Различают две разновидности любительских детских музыкальных театров в зависимости от основной направленности их деятельности:

· самодеятельный детский музыкальный театр, в работе которого принимают участие все желающие и целью которого становится общее развитие ребенка с помощью театрального искусства;

· профессионально ориентированный детский музыкальный театр, нацеленный на поиск, отбор наиболее талантливых, одаренных детей и их подготовку как будущих артистов профессионального музыкального театра.

При создании детского любительского музыкального театра, определении содержания и организации его работы большую помощь педагогам-музыкантам способны оказать программы по театрально-творческому воспитанию детей, разработанные специалистами в области театральной педагогики. Сред них выделим две программы: Т. Г. Пени и Е. П. Ершовой.

Музыкальные фестивали, конкурсыявляются широко распространенными формами популяризации творческих достижений детей в области музыкального искусства. В их числе - фестивали, посвященные различным видам детского музыкального творчества, конкурсы по отдельным исполнительским направлениям, а также музыкально-композиционному творчеству.

Разнообразные по своей направленности, форме проведения и масштабности, такие фестивали, конкурсы могут проводиться в рамках общеобразовательного учебного заведения, учреждения дополнительного образования. Они могут проводиться и на городском, региональном, республиканском, международном уровнях.

Отличие фестиваля от конкурса, как правило, состоит в том, что на фестивале  происходит демонстрация творческих достижений коллективов и отдельных участников, проходящая как некий праздник музыки, праздник музыкально-творческих результатов проведенной работы в области искусства. Конкурс же предполагает творческое состязание, в результате которого выявляются лучшие, определяются победители.


[1] Коновалова М.Д. Экспериментальная психология. – М., 2006. С.19.

[2] Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2006. С.8.

[3] Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. – М., 1977. С.6.

[4] Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Дидактическое содержание (обучение, образование) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения (Подласый И.П. Педагогика. – М., 2003. С.293).


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!