Музыка в формировании духовной культуры личности



       Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы В. А. Моцарта, Дж. Верди, Б. Бриттена), вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И. С. Баха), любви и ненависти (в различных трактовках трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»), войны и мира (Д. Д. Шостакович, Г. Малер, Д. Б. Кабалевский), личности и общества (Л. ван Бетховен, А. И. Хачатурян, А. Г.Шнитке), внутренних противоречий в душе человека (М. П. Мусоргский, Р. Шуман, Ж. Бизе) и др.

Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока.

Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, кра­сок). Музыка в театре и кино.

Опыт музыкально-творческой деятельности

Представления о музыкальной жизни России и других стран. Выдающиеся российские исполнители: Ф. И. Шаляпин, С. Т. Рихтер, Д. Ф. Ойстрах, Е. А. Мравинский, А. В. Свешников и др.

Выдающиеся зарубежные исполнители: Э. Карузо, М. Каллас, Э. Горовиц, И. Менухин, Г. Фон Караян и др. Международный музыкальный конкурс исполнителей имени П. И. Чайковского.

Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности.

Слушание музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей. Сравнение исполнительских трактовок. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.

Пение. Хоровое, ансамблевое и сольное пение. Одноголосное и двухголосное исполнение образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Вокализация основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки. Обогащение опыта вокальной импровизации.

Музыкально-пластическое движение. Обогащение опыта индивидуально-личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными.

Инструментальное музицирование. Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах. Инструментальная импровизация. Создание композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений.

Драматизация музыкальных произведений. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Поиск вариантов сценического воплощения музыкального произведения.

Музыка и современные технологии. Использование информационно-коммуникационных технологий для создания, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений. Опыт творческой деятельности в музицировании на электронных инструментах. Поиск музыкальных произведений в сети Интернет.

Под методами музыкалыюго образования (следуя дословному переводу слова «methodos» с греческого как «путь к чему-либо») понимаются определенные действия педагога и учащuxся, направленные на достижение цели музыкального образования школьников, или способы работы учителя и учеников. Это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение задач музыкального образования, воспитания и развития учащихся. Методы состоят из более частных приемов, которые их конкретизируют и детализируют.

                         Из общепедагогических прuменяется следующая группа методов, которые

классифицируются:

· по источнику знаний (практический, наглядный, словесный, работа с

     книгой, видеометод);

· по назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности, закрепление  

приобретенных знаний, проверка знаний, умений и навыков);

· по характеру познавательной деятельности (объяснительно­-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, игровой);

· по дидактическим целям (методы, способствующие первичному усвоению материала, закреплению и совершенствованию приобретенных знаний).

Общепедагогические методы в музыкальном обучении имеют свою специфику. Так, например, широко распространенный словесный метод в музыкальном обучении понимается не столько как передача необходимой информации, сколько в качестве образно-психологического настроя.

             К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, известные педагоги-музыканты относили и относят:

  • метод наблюдения за музыкой (а не обучения ей); метод не навязывать

             музыку, а убеждать ею; не развлекать, а радовать; метод импровизации (Б.В.Асафьев );

  • метод сопереживания (Н.А.Ветлугина);
  • методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к

             пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии

             (Д.Б.Кабалевский и Э.Б.Абдуллин);

  • метод развития стилеразличения у подростков (Ю.Б.Алиев);
  • метод музыкального собеседования (Л.А.Безбородова);
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования

художественно-творческого процесса (Е.Д.Критская и Л.В.Школяр).

Для включения детей и подростков в активную и приятную для них деятельность при слушании или исполнении произведения Ю.Б.Алиев рекомендует ряд эффективных приемов,особенно полезных в музыкальном образовании младших школьников (движения, игра в оркестр, импровизация мелодий, метод сопереживания и др.).

Среди формсовременного музыкального образования Э.Б.Абдуллин выделяет урок музыки, внеурочную и внешкольную музыкальную деятельность и самообразование школьников.


 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 977; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!