Тема 5. Общие положения, принципы формирования учебного предмета
«Музыка» для общеобразовательной школы
План лекции:
· Цели изучения предмета «Музыка».
· Дидактические принципы Э.Б.Абдуллина, Л.В.Школяр.
Литература:
1. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в
общеобразовательных учреждениях. - М., 2002. - 416 с.
2. Сборник нормативных документов. Искусство. Сост. Э.Д.Днепров,
А.Г.Аркадьев. - М., 2004. - 63 с.
Изучение музыки на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
· становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
· развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
· освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
· овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
· воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию;
|
|
· слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Д.Б.Кабалевский основывает свою программу «Музыка» на принципах связи музыкальных занятий с жизнью; тематического построения программы по музыке; доступности учащимся высочайших образцов серьезной музыки и воспитания на этих образцах духовного мира школьника; обращения к народному музыкально-поэтическому творчеству; импровизационности (реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки); образно-игрового вхождения в музыку; художественности, увлекательности и педагогической целесообразности при отборе музыкальных произведений для музыкальных занятий в школе; целостности урока музыки.
Э.Б.Абдуллин выделяет следующие дидактические принципы музыкального обучения:
1) принцип музыкального воспитания и образования, музыкального развития школьников;
2) принцип наглядности, который выступает в качестве логической основы построения системы музыкального обучения;
|
|
3) принцип связи музыкального обучения с жизнью;
4) принцип интереса, увлеченности, положительного отношения к урокам музыки;
5) принцип оптимизации процесса обучения, который характеризует деятельность учителя на уроке и обращен к процессу обучения с выявлением особенностей каждого учащегося, фиксацией их музыкальных способностей, наблюдением за усвоением программы и т.д.;
6) принцип прочности и действенности результатов музыкального образования по показателям (степень эмоционального отношения, интереса и любви к музыке, мера усвоения знаний в эстетической оценке, уровень сформированности исполнительских навыков).
Л.В.Школяруказывает на следующие принципы музыкальной педагогики: целостность, образность, ассоциативность, интонационность, художественность.
Кроме того, Л.В.Горюновавыделяет линии организации художественно-эстетической среды как движение: от целостности к целому, от образности к образу, от импровизационности к импровизации, от удивления к размышлению, от насыщения художественными впечатлениями к расширению поля значений и личностных смыслов, далее к навыкам и логическому осознанию, от изустного к письменному, от вопросительности к вопросу, от многословия к унисонному пению. В целом от художественности к художественному.
|
|
Тема 6. Учитель музыки
План лекции:
- Приоритетные качества личности учителя музыки.
- Основные компоненты художественно-педагогической деятельности.
- Представление об индивидуальном стиле учителя музыки.
Литература
1.Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М., 2002. - 416 с.
2.Подласый И.П. Педагогика. Кн.1. - М., 2003. - 576 с.
3.Сластенин В.А. Педагогика. - М., 2000. - 512 с.
В самом характере педагогического творчества учителя, в частности учителя музыки, есть своя особенность. Она заключается в потребности отдавать другим то, что узнал сам. Учитель музыки - это «человек отдачи», в котором живет неистребимое желание просветительства, при этом педагог ощущает потребность к «лицедейству». На концерте симфонической музыки, в театре, во время чтения литературы в каждом учителе происходит процесс духовного накопления. Без каких-либо внутренних команд, так же естественно, как дыхание, идет непрерывная работа музыкальной памяти, внимания, воли, для того чтобы привнести в содержание урока что-то новое, актуальное, заинтересовывающее.
|
|
Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Практическая педагогическая деятельность учителя музыки лишь наполовину построена на рациональной технологии. Другая ее половина - искусство. Поэтому первое требование к педагогумузыканту - наличие музыкально-педагогических способностей. Основные компоненты его художественно-педагогической деятельности можно представить в виде следующей таблицы:
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 665; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!