Правовое сознание и правовая культура



Правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры общества. Культура в целом - это совокупность духовных и материальных достижений общества. Правовая культура в данном случае является объектом исследования науки теории права, и она включает в себя как правовые, так и неправовые составляющие.

Правовая культура - это качественное состояние всех соц институтов, так или иначе связанных с существованием права в обществе.

Правовая культура - это не просто совокупность соц явлений, но именно кач состояние последних, характеризующее уровень развития, эф-ть правовой системы. Правовая культура показывает правовые ценности, результаты и достижения общества в правовой сфере, степень развития юр теории и практики.

Структура правовой культуры имеет достаточно много уровней. Она складывается из кач оценки следующих институтов: ·позитивное право, т.е. действующее законодательство; ·источники права; ·правооотношения; ·законность и правопорядок; ·реализация права; ·гос аппарат; ·индивидуально-правовые акты; ·правосознание; ·юр наука, литература, образование и др. Этот перечень является открытым.

Таким образом, правовая культура представляет собой не просто совокупность правовых и неправовых институтов, но их качественное состояние.

Правовая культура имеет несколько уровней:1индивидуальный - на уровне отдельной личности;2корпоративный - на уровне социального объединения, коллектива;3общий - на уровне общества в целом;4цивилизационный или общечеловеческий включающий в себя правовую культуру человеческой цивилизации в мировом масштабе.

Виды правовой культуры: обыденная; профессионально-юридическая; доктринальная - научная.

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, которая является идеальным отражением правовых явлений в сознании людей.

Правосознание - это часть субъективной реальности, а именно совокупность представлений людей о праве как явлении соц жизни. Правосознание - это субъективное представление человека, группы людей, общества в целом об объективном праве, существующем в настоящем, существовавшем в прошлом и должном существовать в будущем.

Структура правосознания включает две взаимосвязанные и взаимодействующие составляющие: правовую идеологию; правовую психологию.

Правовая идеология - это понимание права, включающее правовые знания, идеи, концепции, теории, представления. Правовая психология - это эмоционально-чувственная оценка правовых явлений, включающая чувства, эмоции, настроения, переживания, иллюзии, привычки, стереотипы.

Правовое воспитание заключается в передаче правовой информации, опыта и знаний о праве из поколения в поколение. Правовое воспитание является составной частью общего воспитания и образования личности. Целью правового воспитания является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан. Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению. В то же время, развитие правосознания определяет выбор индивидом правомерного или неправомерного поведения, а следовательно, и общее состояние законности и правопорядка.

 

Правовой нигилизм

Термин "нигилизм" произошел от лат слова "nihil", которое означает "ничто", "ничего". Как соц явление нигилизм характеризуется:

а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям; б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания; в) не сопряжен с позитивной программой; г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.

В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственным и т.п.

Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как соц ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость права, его возможности, общественную полезность.

Проф. Н.И. Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма: а) умышленное нарушение законов и иных НПА; б) массовое несоблюдение и неисполнение юр предписаний; в) издание противоречивых правовых актов; г) подмена законности целесообразностью; д) конфронтация представительных и исполнительных структур; е) нарушение прав человека; ж) теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др).

Проф. В.А. Туманов говорит, во-первых, о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юр нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него. Во-вторых, проф. В.А. Туманов разделяет правовой нигилизм: а) на высоком этаже общественного сознания (в виде идеологических течений и теоретических доктрин); б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных установок, стойких предубеждений и стереотипов); в) ведомственный-нередко подзаконные акты становятся "надзаконными", юр нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии.

Правовой нигилизм - это патология правового сознания, обусловленная определенным состоянием общества. Поэтому пути борьбы с ним должны быть разнообразны. Это: а) реформы соц-эк характера;б) изменение содержания правового регулирования, макс приближение юр норм к интересам различных слоев населения; в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судебной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду; г) улучшение правоприменительной практики; д) теоретическая работа в этом направлении, и др.

Все это, в принципе, представляет собой не что иное, как процесс улучшения состояния правовой культуры общества, ее обогащения.

 

Законность и правопорядок

Законность как требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения юр норм возникла вместе с правом, является атрибутом правового регулирования и в этом смысле производна от права. Однако законность - явление исторически развивающееся: она развивалась вместе с правом и обществом и в своем развернутом виде, отвечающем современным представлениям о ней, законность предстала, когда произошло формирование буржуазной демократия, а право стало мерой свободы формально равных индивидов.

Относительно субъектов законности (лиц, на которых распространяются ее требования) и сферы ее действия существуют разные подходы. Так, проф. Н.В. Витрук полагает, что законность касается исполнения только законов и только должностными лицами. По его мнению, нарушения законов, совершенные гражданами и другими лицами, не выступают в качестве нарушений законности, они суть нарушения правопорядка. С позиций такого подхода очень четко выгладит нарушением законности принятие ведомственных актов, противоречащих конституционным положениям, нормам закона. Проф. В.В. Лазарев считает, что ограничение субъектов законности должностными лицами неоправданно: принцип законности является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий. И распространяется законность, по его мнению, на все сферы действия права (включая частно-правовую) и на все НПА. С позиций такого подхода законность определяется как "правовой режим общественной жизни, заключающийся в неуклонном соблюдении юр норм всеми ее праводееспособными участниками".

В качестве принципов законности в литературе выделяют следующие: а) всеобщность ее требований; б) верховенство закона; в) единство (единообразие) законности; г) гарантир-ть основных прав и свобод граждан; д) неотвратимость наказания за совершенное правонарушением, е) недопустимость подмены законности целесообразностью, их противопоставления; ж) связь законности и культурности; и др.

Правопорядок является реальным итогом, результатом действия законности как конституционного принципа и режима жизни общества. Он включает в себя сложившуюся систему правовых отношений общества и правомерное поведение, в том числе акты правомерного поведения в рамках общей правовой структуры, установленной нормами о правосубъектности (в рамках общего правового положения субъектов).

Правопорядок представляет собой часть общественного порядка как устойчивой системы общественных отношений, сложившейся в результате действия всех соц регуляторов, а не только права. Общественный порядок не следует понимать узко, то есть как порядок отношений в общественных местах. Проф. В.В. Лазарев понимает общественный порядок как "определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности соц связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие".

 

 

Права человека

Права человека – это совокупность естественных возможностей, неотъемлемых свойств индивида. Несмотря на широкую разработанность проблемы прав личности в настоящее время сохраняются дискуссии относительно многих аспектов указанной проблематики. Предлагается в качестве основополагающего признака прав человека указывать на юр закрепленность и гарантированность возможностей личности. Отдельные исследователи акцентируют внимание на наличие в системе прав человека не только естественных, но и властно устанавливаемых правомочий, соответствующих уровню развития общества. Кроме того, неоднозначно решается вопрос о соотношении категорий «право» и «свобода».

По природе и происхождению права подразделяются на негативные и позитивные. Первые принадлежат человеку от рождения, не могут быть отчуждены, носят фундаментальный характер. Их реализация не связана с соц-эк возможностями государства. Главным условием является обязанность любых субъектов воздерживаться от действий, способных ограничить данные права (право на жизнь, свободу, достоинство и т.д.). Позитивные права предполагают закрепление за государством, организациями обязанности предоставить индивиду те или иные блага. Реализация данной группы прав напрямую зависит от наличия у государства необходимых материально-фин ресурсов (право на образование, медицинскую помощь, социальное обеспечение).

Права также можно классифицировать на индивидуальные и коллективные. Основная масса всех провозглашенных прав по своему характеру являются индивид, но они нередко могут осуществляться коллективно. Принципиальная особенность коллективных прав заключается в невозможности их реализации индивидом самостоятельно – право на забастовку, на собрание.

Самый распространенный критерий классификации прав человека – сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы личности. В соответствии с названным основанием выделяют гражданские (личные), политические, экономические, социальные, культурные, экологические и информационные права. Однако эти права не только относятся к различным сферам, но и различаются по времени их возникновения и нормативного закрепления. Отсюда появилось понятие «поколения прав человека».

Первым поколением прав признаются личные (гражданские) и политические права. К личным правам, в частности, относятся право на жизнь, на собственность, на свободу и личную неприкосновенность, запрещение пыток, свобода совести, мысли, слова и проч. Политические права принадлежат, как правило, только гражданам государства: право на участие в управлении государством, права на объединение и др.

Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы различных классов за улучшение своего эк положения, за повышение культурного статуса. В эту группу входят социально-эк права, позволяющие человеку отстоять свое право на достойную жизнь и защитить себя от соц несправедливости: свобода эк деятельности, свобода труда, защита от безработицы, право на забастовку, право на соц обеспечение, право на жилище, на охрану здоровья и благополучную окружающую среду, право на образование, на свободу творчества и культурную деятельность.

В период после Второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека. К данной группе относят коллективные (солидарные) права. Их природа такова, что они не могут осуществляться отдельной личностью, а принадлежат коллективам, общностям, народам: право на мир, право народов на самоопределение, развитие, на здоровую окружающую среду и т.д.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о гарантиях прав и свобод. В настоящее время международное сообщество выработало целый комплекс средств международно-правового сотрудничества в области осуществления прав человека: создание и функционирование спец междунар органов; междунар контроль, непосредственное вмешательство междунар сообщества в лице органов ООН. Универсальная международная защита прав человека осуществляется в рамках ООН и ее специализир учреждений (Эк и Соц Совет ООН, Комиссия ООН по правам человека, Верховный комиссар ООН по правам человека). На региональном уровне созданы межамериканские, европейские и африканские системы. Полномочными органами являются Европейская комиссия по правам человека, Европейский Суд по правам человека, Комитет министров Совета Европы.

Самым главным и эффективным средством защиты является система, созданная самим государством. Внутригос юр гарантии принято подразделять на нормативные (право на юр защиту) и институциональные (правозащ учрежд-суд), судебные и внесудебные.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 298; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!