Общая характеристика философии Средневековья
В эллинистическо-римскую эпоху происходит формирование больших единых государств, в которых власть концентрировалась в руках определенных центральных органов, будь то единоличный правитель или республиканское правительство. С целью «поддержания единства» государственной мозаики, состоявшей из различных и недружественных этнических групп, правитель для усиления власти центра иногда изображался богоподобным. Исчезновение относительно независимых в политическом смысле малых обществ и тенденция к концентрации власти привели к возрастанию политического бесправия народа. В таких государствах, в дополнение к лишенным какой-либо власти свободным мужчинам и женщинам, существовали на грани физического выживания полностью бесправные рабы.
Люди обратились к поискам сверхъестественного в собственном внутреннем мире. Они искали решение проблем исключительно тяжелой жизни в религиозной сфере. Христианство обращалось к каждому. Оно провозглашало надежду для каждого. Вопреки политическому бесправию, материальному неблагополучию и физическим страданиям, вопреки злу и ослаблению силы характера, надежда существует для каждого. Земная жизнь, провозглашало христианство, является частью драматического исторического процесса, в конце которого каждого ожидает справедливое вознаграждение за страдания и несправедливости этой жизни. Превыше всего этого пребывает Бог-Отец, создатель мира, дух всемилостивый, всесправедливый и всеправедный.
|
|
Христианство сыграло огромную роль в развитии философской мысли. Оно внесло следующие новые идеи:
1) Идею «человека как центра всего»;
2) Идею линейности истории;
3) Представление о Боге как Личности и Творце.
Под теологией понимают богословие, то есть систематическое изложение, опирающееся как на собственный, так и на философский понятийный аппарат, и защиту учения о Боге, Его свойствах, качествах, признаках, деяниях, а также комплекс правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией (в данном случае христианством). Хотя теология не может обойтись без философского понятийного аппарата, она по сути своей отлична от философии. В пределах теологии как таковой философское мышление выполняет главным образом «служебную роль»,ибо оно только принимает, разъясняет, истолковывает «Слово Божие». Все это, конечно, весьма далеко от философии как свободного мышления о мире и человеке. Если в теологии мировоззренческая мысль ограничена рамками догматики, то действительная философия всегда плюралистична.
Главенствующей идеей христианского мировоззрения является идея Бога. Основными принципами философии Средневековья являются:
|
|
1. теоцентризм - центром мира является Бог;
2. монотеизм- единобожие;
3. теодицея- оправдание бога-творца в наличие зла на земле;
4. супранатурализм - все в мире имеет сверхъестественную природу;
5. сотериологизм- ориентация всей жизнедеятельности человека на спасение души;
6. ревеляционизм -принцип богооткровенности;
7. креационизм- сотворение мира Богом из ничего;
8. антропоцентризм- человек есть центр Вселенной, венец творения Бога;
9. провиденциализм- божественный замысел предопределяет историю людей как план спасения человека;
10. эсхатология- учение о конце мира;
11. символизм- нахождение скрытых символов в вещах для поиска утраченного единства;
12. экзегез- толкование религиозных текстов;
13. герменевтика- толкование любых текстов.
Периодизация Средневековой философии
Философское знание средних веков принято условно разделять на несколько периодов, самые крупные из которых патристика и схоластика. В свою очередь каждая из них делится на несколько различных периодов и направлений.
2 Проблема соотношения веры и знания в философии эпохи Средневековья
Люди обратились к поискам сверхъестественного в собственном внутреннем мире. Они искали решение проблем исключительно тяжелой жизни в религиозной сфере. Христианство обращалось к каждому. Оно провозглашало надежду для каждого. Вопреки политическому бесправию, материальному неблагополучию и физическим страданиям, вопреки злу и ослаблению силы характера, надежда существует для каждого. Земная жизнь, провозглашало христианство, является частью драматического исторического процесса, в конце которого каждого ожидает справедливое вознаграждение за страдания и несправедливости этой жизни. Превыше всего этого пребывает Бог-Отец, создатель мира, дух всемилостивый, всесправедливый и всеправедный.
|
|
Христианство сыграло огромную роль в развитии философской мысли. Оно внесло следующие новые идеи:
1) Идею «человека как центра всего»;
2) Идею линейности истории;
3) Представление о Боге как Личности и Творце.
Под теологией понимают богословие, то есть систематическое изложение, опирающееся как на собственный, так и на философский понятийный аппарат, и защиту учения о Боге, Его свойствах, качествах, признаках, деяниях, а также комплекс правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией (в данном случае христианством). Хотя теология не может обойтись без философского понятийного аппарата, она по сути своей отлична от философии. В пределах теологии как таковой философское мышление выполняет главным образом «служебную роль»,ибо оно только принимает, разъясняет, истолковывает «Слово Божие». Все это, конечно, весьма далеко от философии как свободного мышления о мире и человеке. Если в теологии мировоззренческая мысль ограничена рамками догматики, то действительная философия всегда плюралистична.
|
|
Главенствующей идеей христианского мировоззрения является идея Бога. Основными принципами философии Средневековья являются:
1. теоцентризм - центром мира является Бог;
2. монотеизм- единобожие;
3. теодицея- оправдание бога-творца в наличие зла на земле;
4. супранатурализм - все в мире имеет сверхъестественную природу;
5. сотериологизм- ориентация всей жизнедеятельности человека на спасение души;
6. ревеляционизм -принцип богооткровенности;
7. креационизм- сотворение мира Богом из ничего;
8. антропоцентризм- человек есть центр Вселенной, венец творения Бога;
9. провиденциализм- божественный замысел предопределяет историю людей как план спасения человека;
10. эсхатология- учение о конце мира;
11. символизм- нахождение скрытых символов в вещах для поиска утраченного единства;
12. экзегез- толкование религиозных текстов;
13. герменевтика- толкование любых текстов.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 470; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!