Дело не в трубке, а в человеке



Однажды бельгийский художник Рене Магритт нарисовал курительную трубку и подписал: «Это не трубка».

 

CECI N’EST PAS UNE PIPE

 

Что это значит? Ведь это же трубка. Но почему Магритт пишет, что это не трубка? Немного поразмыслив, мы поймем, что Магритт прав. Конечно же, это не трубка. Это изображение трубки. Трубка и ее изображение – совершенно разные вещи. Так и мир, который мы можем наблюдать и который считаем настоящим, это совсем не подлинный мир. Мы способны видеть только изображение мира, которое рисуют наши чувства. Например, если бы я обладал зрением электронного микроскопа, я мог бы видеть молекулы воздуха в подвале своего дома и восхищаться их строением. Соломинка в стакане воды на самом деле не ломается, Земля, хотя мы этого и не ощущаем, несется в пространстве с огромной скоростью, а линии горизонта, вопреки тому, что говорит нам зрение, не существует.

 

Этот мир – просто холст нашего воображения.

Генри Торо

 

Будда прекрасно понимал, что чувства стесняют разум, а Сократ считал, что истина откроется нам только после смерти, когда мы освободимся от власти чувств.

 

Представление человека о мире похоже на представление цыпленка, который еще не вылупился из яйца.

Будда

 

Парменид встречает богиню мудрости и сходит с ума

Способны ли наш разум и воображение преодолеть сопротивление чувств и представить нам мир таким, какой он есть на самом деле?

Многие философы размышляли над этим вопросом, но дальше всех пошел греческий мыслитель Парменид.

Парменид рассказывает, что однажды во сне ему привиделась богиня мудрости (мне лично чаще всего снятся богини красоты. Но кто я такой, чтобы спорить с Парменидом?). Богиня обратилась к нему с такой примерно речью: «Дорогой Парменид, есть два пути познания мира: путь чувств и путь истины. Знай, что чувства замутняют истину и вводят в заблуждение. Тебе, гордому потомку невероятно древних греков и очень умному человеку, не пристало идти вслед за чувствами. Оставв это низшим. Сам же иди путем истинв1»,

Проснувшись, Парменид решил, что он так и поступит. Но как можно идти путем истины, не опираясь на чувства?

Парменид решил для начала найти какую‑нибудь вполне очевидную истину, в которой невозможно усомниться. (Если вы читали предыдущую часть книги, посвященную «Алисе в Стране чудес», то уже знаете, что это очень непросто.)

Пару недель мозг Парменида работал сверхурочно, но в конце концов добился своего.

 

Бытие – есть, а небытия – нет.

Согласно Пармениду, в этом тезисе невозможно усомниться. Ведь ясно же, что то, что есть, – есть, а то, чего нет, – нет. Вооружившись этим постулатом, Парменид ринулся на поиск других истин. При этом он полагается только на разум, поскольку на чувства полагаться нельзя.

Следующая истина, которую обнаружил Парменид, звучит так:

 

У бытия не существует начала, и оно бесконечно.

Это утверждение очень легко доказать. Математики называют это доказательством от противного. Если предположить, что у бытия есть начало, мы приходим к логическому противоречию.

Бытие может брать начало (происходить) или от бытия, или от небытия. От небытия ничего происходить не может, потому что его нет. Если же бытие произошло от бытия, следовательно, бытие существовало и прежде. Таким образом, у бытия нет начала, оно существует всегда.

ЧТД (что и требовалось доказать).

Следующим шагом Парменид доказывает, что…

 

Бытие – сплошное, однородное и не имеет частей.

И снова очень простое доказательство. Если бытие не сплошное, следовательно, оно разделено частицами небытия. Но небытия не существует. То же самое и с однородностью.

Если где‑то бытие менее плотно, чем в других местах, следовательно, там присутствует больше небытия. Но небытия не существует.

Все это уже начинает напоминать горячечный бред. Но мы еще не закончили. Вот настоящий хит.

 

Движение невозможно.

Доказательство формулируется в один ход: если все имеет одинаковую плотность, то как может происходить движение?

Ученик Парменида Зенон придумал несколько парадоксов о невозможности движения, но о них мы поговорим в другой раз. То, что движение наблюдается в окружающем мире, Парменида вообще не интересовало. Он ведь не опирался на чувства. В его мире все неизменно, постоянно, нигде ничего не происходит и повсюду ужасная давка.

Доктор Юваль Штайниц (впоследствии член кнессета и министр финансов) в своей книге «Приглашение к философии» подытожил учение Парменида: «Ничто не ново под луной, ничто не старо под луной. Да и самой луны нет».

Я думаю, что Парменид заслужил награду за смелость мышления и за готовность идти до конца – до той грани, где встречаются гениальность и безумие.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 279; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!