ВОПРОС 40. Сущность и нОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ арт-менеджмента



Арт-менеджмент – это один из функционально-ролевых видов деятельности, связанный с процессами отбора, хранения, производства и распространения культурных ценностей.

Арт-менеджмент в своих трудах рассматривают Г. Н. Новикова, Е. И. Жданова, С. В. Иванов, Н. В. Кротова.

Под менеджментом мы понимаем это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Приставка «арт» в слове «арт-менеджмент» указывает на определенную направленность, область деятельности специалиста по управлению, связанную со сферой искусства.

Сущностью арт-менеджмента является специфический вид управленческой деятельности в сфере культуры и искусства, включающий психолого-педагогический, экономический, культурологический и социологический аспекты.

Арт-менеджмент характеризуется своим творческим характером, результатом которого является интеллектуальный продукт, направленный на удовлетворение духовных потребностей людей.

Под художественно-творческим продуктом арт-менеджмента понимают производство разнообразных шоу-программ, концертов, фестивалей, конкурсов, клубных вечеров, организацию показов мод, выставок художественных произведений, производство кино-, аудио-, видеопродукции.

Алгоритм арт-менеджмента подразумевает последовательность действий для достижения поставленной цели и выполнения миссии коллектива (организации, учреждения) и включает следующие процедуры: постановка целей; анализ внешней и внутренней среды; определение необходимых ресурсов; разработка программ (проектов) с указанием времени, затрат и результатов.

Главными задачами арт-менеджера как специалиста являются управленческие и творческие задачи: поиск неординарных идей, новых произведений в сфере культуры, талантливых исполнителей, организация их творческой деятельности, подбор репертуара, поиск инвесторов, создание сценического имиджа, забота о творческом росте исполнителя или творческой группы и планирование их карьеры, подбор команды специалистов, поэтапно решающих поставленные задачи.

Основные функции арт-менеджера можно объединить в следующие группы:

1. Проектно-технологическая (концептуальная разработка идеи творческого проекта, формирование проекта как художественно-творческой продукции, направленной на развитие художественного вкуса публики, на обеспечение высокого эстетического отдыха, культурного общения).

2. Художественно-творческая (сценарная, репетиционно-творческая и воспитательная деятельность внутри творческого коллектива, разработка творческого имиджа проекта, конкретной личности, группы, разработка сценографии, костюмов, эмоцио­нально-образного и музыкального решения проекта).

3. Организационно-управленческая (формирование корпо­ративного имиджа фирмы и ее сотрудников, подготовка и прове­дение концертно-гастрольной работы, ведение переговоров, ус­тановление контактов с концертными организациями, площадка­ми, необходимыми государственными организациями и учрежде­ниями, отдельными юридическими и творческими лицами, про­изводство сценических аксессуаров, изготовление оборудования для сцены, закупка или аренда техники и т.п.).

4. Маркетинговая (исследовательская работа по выявлению возрастных, социально-групповых интересов аудитории, сегмен­тов рынка и основных потребителей художественно-творческой продукции).

Таким образом, арт-менеджмент – это профессиональное управление процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных), продвижения на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и организационных усилий коллектива организации.

 

 

Литература:

1. Жданова, Е. И. Основы арт-менеджмента: учеб. пособие / Е. И. Жданова, М.: МГУКИ, 2008.

2. Новикова, Г. Н. Технология арт-менеджмента: учеб. пособие / Г. Н. Новикова. – М.: МГУКИ, 2006.

 

Вопрос 41. Коммуникативная культура– составная часть профессиональной культуры специалиста социально-культурной деятельности.

 

В трактовке Б. И. Кононенко профессиональная культура: интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценки одновременно с двух позиций – конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности.

Профессиональный труд специалиста социально-культурной деятельности связан с преобразованием окружающей действительности, созданием социально-культурных событий, направленных на удовлетворение разнообразных культурных потребностей субъектов, развитие их культурной идентичности, социабельности, креативности.

Профессиональная культура характеризует уровень и качество профессиональной подготовки. К основным элементам, составляющим профессиональную культуру специалиста социально-культурной сферы, следует отнести: знание теоретических основ профессиональной деятельности, владение технологиями ее организации, способность к проектированию инновационных практик, коммуникативную культуру как условие осуществления профессиональной деятельности и т. д.

Коммуникативная культура как качественная характеристика делового общения и компонент профессиональной культуры специалиста социально-культурной деятельности, определяет успешность осуществления профессиональной деятельности.

Коммуникативная культура – это совокупность качеств специалиста, включающая: творческое мышление, культуру речевого действия, культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению, культуру жестов и пластики движений, культуру эмоций.

Коммуникативную культуру характеризует коммуникативная компетентность. Данное понятие содержит следующие составные:

- коммуникация (от лат. "communicatio" - сообщение, передача и от "communicare" - делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать) — смысловой аспект социального взаимодействия;

- компетентность (от англ. competence) - cовокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективного участия в социальном взаимодействии.

Коммуникативная компетентность определяется как знание культурных норм, этикета и ограничений в деловом общении, владение разнообразными коммуникативными, интерактивными, перцептивными, презентационными умениями и навыками, вербальными и невербальными средствами общения; моделями, стратегиями, эффективным стилем и формами взаимодействия; техниками убеждающего и внушающего воздействия на партнёров, умением устанавливать обратную связь.

Коммуникативная компетентность связана со способностью устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса.

Компонентом коммуникативной компетентности является перцептивная составляющая. Выбор человеком той или другой линии поведения в каждой конкретной ситуации предусматривает восприятие и оценку партнеров, самого себя и ситуативного контекста в целом. Перцептивный компонент коммуникативной компетентности выступает в роли регулятора процесса общения. Это и сторона компетентности, на основе которой строится совместная деятельность и коммуникативный процесс.

Интерактивная сторона общения предполагает объединение индивидуальных усилий в конкретных формах совместной деятельности. В этой связи интерактивный компонент коммуникативной компетентности представляется как способность к организации общих действий, которые позволяют партнерам реализовать какую-то общую для них деятельность.

 

Основные функции коммуникации: 1) информативная — передача истинных или ложных сведений; 2) интерактивная (побудительная) — организация взаимодействия между людьми, например, согласовать действия, распределить функции, повлиять на настроение, убеждения, поведение собеседника, используя различные формы воздействия: внушение, приказ, просьба, убеждение; 3) перцептивная функция — восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания; 4) экспрессивная — возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

Информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому.

Коммуникация осуществляется при помощи определенных средств, выполняющих инструментальную функцию

Средства коммуникации.Передача любой информации возможна посредством знаков, знаковых систем. Вербальные и невербальные знаковые системы определяют особенности коммуникативных процессов.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию (по такой «схеме» осуществляется монолог).

Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог представляет собой активный, двусторонний характер взаимодействия партнеров, в результате чего происходит то явление, которое можно обозначить как «обогащение, развитие информации».

Посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменении поведения.

Эффективная модель коммуникативного процесса, предложенная американским журналистом Г. Лассуэллом для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации (в частности, газет), включает пять элементов.

1) Кто? (передает сообщение)   — Коммуникатор

2) Что? (передается) — Сообщение (текст)

3) Как? (осуществляется передача)        — Канал

4) Кому? (направлено сообщение) — Аудитория

5) С каким эффектом?    — Эффективность

Экспериментально доказано, что каждый из этих элементов имеет большое прикладное значение, однако данная модель фиксирует лишь структуру процесса коммуникации, который включен в более сложное явление — общение, поэтому важно и в этой одной стороне общения увидеть его содержание, которое состоит в том, что в процессе коммуникации осуществляется взаимовлияние людей друг на друга. Процесс взаимовлияния предполагает также анализ мотивов общающихся, их цели, установки и пр. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи.

Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы:

1) оптико-кинетическую систему знаков (жесты, мимика, пантомимика);

 2) пара- и экстралингвистическую (это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, темп речи);

3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, (пространственно-временные нормы организации общения исследуются проксемикой как специальной областью знания)

4) визуальный контакт «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия — движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Выделяются следующие виды коммуникаций:

формальные (определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов). Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения;

неформальные коммуникации (например, канал распространения слухов);

вертикальные (межуровневые) коммуникации — сверху вниз и снизу вверх;

горизонтальные коммуникации — обмен информацией между различными отделами для согласования действий;

межличностные коммуникации — устное общение людей в любом из перечисленных видов коммуникаций.

Одной из составляющих коммуникативной компетентности является умение осознавать и преодолевать коммуникативные барьеры. Такие барьеры могут возникать, например, при отсутствии понимания ситуации общения, которое вызывается расхождениями между партнерами (социальными, политическими, религиозными, профессиональными, которые порождают разную интерпретацию тех же понятий, которые обусловливают разнообразное мироощущение, мировоззрение, мировосприятие). Барьеры в коммуникации могут носить также психологический характер, отображая индивидуальные психологические особенности тех, кто общается, их сформированные отношения: от дружбы к враждебности по отношению друг к другу.

Обобщая выше изложенное, можно сделать вывод, что коммуникативная культура проявляется как интегральное качество личности, которое выполняет функцию ее адаптации и адекватного функционирования в социуме; выступает в качестве инструмента делового общения; является одним из важных элементов профессиональной культуры специалиста социально-культурной деятельности.

 

Литература:

1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Наука, 994.

2. Введенская, Л. А. Деловая риторика : учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов-на-Дону : издательский центр «Март», 2002.

3. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. 2003.

4. Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб. пособие / А. П. Панфилова. – СПб, 2001.

5. Почепцов, Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века / Г. Г. Почепцов. – Москва, Киев, 2000.

6. Сидоренко, Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е. В. Сидоренко. – СПб..: Речь, 2003.

7. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения : учеб. пособие для сред. проф. образования / Г. М. Шеламова. – М. : Издательский центр академия, 2004.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 440; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!