ВОПРОС 37. Технологии организации семейного досуга в учреждениях социально-культурной сферы



Термин досуг означает часть свободного времени личности в условиях, в которых человек развивает свои духовные и физические силы и осуществляет полноценный отдых.

Семья - это традиционный социокультурный институт формирования личности. Одним из важных факторов формирования личности в семье является семейный досуг. Семейному досугу свойственно: отсутствие жестких стандартов и норм, строгой регламентации, свобода выбора видов и способов досуговой деятельности. Особенность технологий организации семейного досуга определяют социальные факторы: это, прежде всего, территориальные особенности региона, города, поселка; возрастные особенности; национальные признаки; влияние культурных традиций населения; экономические условия: занятость населения; материальный достаток, стабильность работы градообразующих предприятий.      

Современные социологические исследования по данной проблеме, показывают, что лидером в организации семейного досуга является женщина. На втором месте - культурно - досуговые учреждения. Анализ досуговых традиций и предпочтений современной семьи показал, что 72% семей не имеют своих семейных досуговых традиций. Однако стремление получить знание в области досугового общения семьи показали более половины респондентов.

Современные исследователи считают, что необходимо инициировать участие семьи в общественной жизни района, города, региона; направить содержание семейного досуга на преемственность, трансляцию традиций (напр. - спортивные традиции, народные традиции, культурные). Реализация данных направлений осуществляется через:

участие в творческих коллективах, клубных формированиях: («семейный клуб»; «воскресный клуб»; «творческие студии»), организацию и проведение массовых культурно-досуговых мероприятий (фестивали, концерты, праздники).

Проблемы организации семейного досуга решаются на государственном уровне. Издается методическая литература Министерства культуры «Клуб и семья». Реализуется целевая комплексная программа «Молодая семья», разработанная на долгосрочный период. В ней большое место отдано именно социально - культурной деятельности. Социально-культурная деятельность позволяет раскрыть и освоить огромный духовный, воспитательный потенциал, заложенный в самой природе семейной общности.

Наиболее эффективными в организации семейного досуга являются групповые и массовые формы отдыха, где каждый член семьи может себя творчески реализовать, а также установить тесные взаимопонимания между всеми членами семьи. Например, спортивные состязания «Папа, мама, я - спортивная семья» или туристические походы, семейные праздники и др.

Особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья – дети, семья – семья, дети – дети, дети – взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения, активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье.

 

ВОПРОС 38. оСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ РЕЖИССЕРА НАД КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ПРОГРАММОЙ

Культурно-досуговая программа как исторически сложившийся социально-художественный феномен, является одной из форм социально-художественной практики общества, призванной создавать, сохранять, восстанавливать и распространять общекультурные духовные ценности, формировать позитивную эмоциональную атмосферу культурной среды.  

Любое культурно-досуговое мероприятие основывается на социальном или коммерческом заказе, что и определяет форму и содержание программы. Как правило, в заказе определяются: цель мероприятия, форма и жанр, пространственные условия, временные рамки, целевая аудитория, технические возможности и др.

Руководствуясь вышеизложенными позициями, режиссер «рождает» замысел будущего действа. Режиссерский замысел это – неосуществлённое решение, задумка будущей постановки.

1. Замысел, реализуется через все сценические компоненты. Предметное, действенное воплощение замысла называется режиссерским решением - это овеществлённый замысел.

Замысел должен содержать в себе идейное толкование, то есть выражать позицию режиссера по отношению к заданной теме, а также замысел должен обладать действенным содержанием, то есть содержать конфликт неких позиций.

Основные компоненты замысла:

1) Мотивировка выбора темы и социально-педагогическое значение этой темы для предполагаемой аудитории.

Личный мотив и актуальность (зачем беру)

2) Идейно-тематическое толкование будущей постановки (тема, идея, конфликт)

- действенное содержание: определение сверхзадачи, сценарно-режиссерского хода, эпизодного построения, жанра; определение сценических задач исполнителя; определение основных мизансцен.

           Особенности формирования замысла:

           (в отличие от театральных спектаклей)

  - в начале, определяются все компоненты (обязательно)

  - сценарно-режиссерский ход

- эпизодное построение

- определение сценических задач каждому персонажу (действие, цель; как, что делать, для чего это делать)   

2. Сценарий -это подробная литературная разработка всего массового мероприятия в строгой последовательности. Излагается тема, даны примерные направления выступления реального героя (по Генкину Д.М.).

Сценарий – это запись того, что зритель должен видеть и слышать во время театрализованного действа (по Борисову С.К.).

   Сценарий театрализованного действа представляет собой результат драматургизации документального объекта внимания сценариста и реализацию субъективной идеи последнего в виде ее подробной драматургической и художественной разработки. Под драматургизацией в данном случае следует понимать преобразование информационно-логического материала в эмоционально-образный. При этом сценарист решает одну из главных творческих задач - создание художественного образа. ( по Борисову С.К.).

Воплощение замысла.

     3 этапа.

1) Застольный периодсвязан с первоначальной встречей режиссера с исполнителями закладка фундамента постановки

- распределение ролей

- характеристика персонажей

- режиссер посвящает в свои задумки людей, которые будут их воплощать. Цель его - знакомство с задумкой режиссера Основная задача режиссера – заразить своими идеями коллектив. Не надо выкладывать всё сразу для исполнителя, чтобы не навязать свои идеи по персонажам, пластике, характеру. Необходимо активизировать творческие предложения со стороны актеров.    Только при диалоге актёры воспримут замысел как свой, смогут его принять.

Данный этап строится в форме диалога Актёр – режиссер.

2часть застольного периода – выстраивается логика и последовательность какой-то сцены, разбор по эпизодам, читка по ролям уточнение интонаций.

Корректируется замысел, проводится «разведка действием» и «разведка умом». Данный этап не имеет резкой границы с последующим.

2) «Разводка»репетиция в выгородке»). Характерной чертой этого периода являются поиски мизансцен. Он самый продолжительный по времени.

       Режиссер на этом этапе  пользуется рядом заданий.

Формы заданий:

Словесное объяснение (рассказ)

-Показ Опасность – обезличивание актёра, механическое слепое копирование. Преимущество – может быстро синтетически выразить мысль (идею) режиссера Режиссер эмоционально может заразить своим показом. Плюс в том, что это экономит время.

Более безопасен этот метод, когда актёр уже состоялся как творческая личность, это значит, что механического копирования можно не опасаться.

  Должен быть намёк на будущего исполнителя Показ – исходя из индивидуальности исполнител.

Подсказ.Направление актёра по методу действия, а не чувства.

3) Этап прогонных репетиций- окончательная шлифовка, отделка, уточнение, закрепление. Все элементы сценической выразительности соединяются воедино. Прогоны бывают:

· Монтировочный - свет, музыка шумы, реквизит, костюм, перестановки.

· Сводная репетиция – соединение разных коллективов, подготовка сводных номеров, репетиция пролога и финала

· Черновой прогон- воплощение всех технических средств.

· Генеральный прогон;

· Этап сдачи, проверка на зрителя.

· Премьера

 

Литература: 

1. Жарков, А. Д. Организация культурно-просветительной работы / А. Д. Жарков. – М., 1989.

2. Захава, Б. Е. Мастерство актера и режиссера / Б. Е. Захава. – М., 1978.

3. Поламишев, А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы / А. М. Поламишев. – М.: Просвещение,1982.

4. Товстоногов, Г. А.Зеркало сцены. В 2-х т. / Г.А. Товстоногов. – Л.: Искусство, 1984.

5. Туманов, И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. – М.: Просвещение, 1976.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 160;