Архитектоника и композиция сценария



Архитектоника сценария – это структурная основа театрализованного действа, общая внешняя форма строения и взаимосвязи его частей. Структурные схемы архитектоники (по Борисову):

«Шашлык». При этом драматургические цельные и независимые друг от друга эпизоды как бы нанизываются на единый стержень, которым может служить сквозной персонаж, работающий в каждом эпизоде; одно и тоже место действия, в котором происходящее автономно и не зависит одно от другого; одно и тоже время, печать которого лежит на внешне не похожих событиях и т.п.

«Цепь». В этом случае концовка каждого предыдущего эпизода является началом последующего.

«Мозаика». При такой схеме драматургически не зависимые и внешне никак не связанные между собой эпизоды фрагментарны, но подобно кусочкам смальты они в совокупности создают общую живописную картину.

«Матрёшка». В этом случае каждый последующий эпизод является более укрупнённой и подробной разработкой одного из смысловых элементов предыдущего эпизода. При этом предпринимается попытка дойти до сути, до корней проблемы, явления, события, человека и т.д.

«Перекрёсток». При такой схеме драматургически законченные и не зависимые между собой эпизоды являются либо следствием одной и той же причины, либо причины разные, но приводят они к одному и тому же результату.

Композиция сценария театрализованного действа определяет закономерное, мотивированное расположение отдельных драматургических деталей и элементов внутри структурных модулей, составляющих архитектонику сценария, и взаимное отношение этих деталей. В случае поэпизодного построения сценария композиция определяет необходимую последовательность эпизодов и краткое содержание действия, происходящего внутри каждого эпизода.   

Монтаж:

«Лито-монтаж», принцип идейности, приём контрастного построения (например, чередование стиха и прозы рождает неожиданные эмоциональные и ритмические сдвиги), также хорошо работал в «Лито-мантаже» приём рефрена. Цель рефрена – сцементировать эпизоды сценария, дать смысловую глубину и ёмкость содержанию.

Приём ассоциативного построения образов. Ассоциативный образ возникает на основе монтажного сопоставления двух планов или тем, на основе персонификации образа, философского обобщения.

Последовательный монтаж, предлагающий хронологическое построение материала, внутреннюю логику действия, связанного единой темой, излагающую события в их естественном течении. 

Параллельный монтаж, предполагающий одновременное развитие действия на нескольких сценических площадках, на экране и в зрительном зале и т.д.

Контрастный монтаж,позволяющий с наибольшим успехом активизировать аудиторию, заставить её идти за авторской мыслью. 

Лейтмотив (напоминание)

Иллюстративныймонтаж есть художественное изображение, которое в его содержательной части повторяет изображение документальное.

Ассоциативныймонтаж есть соединение двух или более элементов, на первый взгляд, не имеющих между собой ничего общего, однако связанных некоторым признаком, наличествующим в обоих составляемых модулях.

 

Принципы составления концертной программы.

Концертная программа – это совокупность, последовательность, чередование номеров.

Принципы построения концертной программы:

1.С учетом зрительского восприятия – более сложные для восприятия номера должны быть в начале.

2.Нельзя ставить рядом одинаковые номера по стилю, характеру, темпу, жанру.

3.Завершать концерт должен легкий для восприятия номер.

Закономерности построенияконцертной программы:

· Разнообразие.

· Сопрягаемость номеров.

· Контрастность – средства для переключения внимания зрителя с предыдущего номера на последующий.

· Номера послабее должны быть в первой половине концерта.

Чаще всего концерт состоит из 1 или 2-х отделений.

Если в концерте два отделения, то:

1-е отделение – 90 минут.

2-е отделение – 45 минут.

Концерт в одно отделение должен быть не более 2-х часов.

Количество номеров: 12-14 – для концерта в одно отделение;

 16-18 – для двух отделений.

 

Литература:

1. Генкин, Д.М. Сценарное мастерство / Д. М. Генкин, А. А. Конович. – М.: 1999.

2. Борисов, С. К. Основы драматургии театрализованного действия: учебное пособие / С. К. Борисов. – Ч., ЧГИК, 2000. – 206с.

3. Марков, О. И. Сценарная технология. / О. И. Марков. – Краснодар, 2004.

4. Шилов, Н. П. Сценарное мастерство: учеб. пособие. – Челябинск, ЧГАКИ, 2000.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!