КРУГ ИЗ СТУЛЬЕВ В КОНЦЕ КЛАССА



Слово этика — греческого происхождения и означает обычай, нрав, характер. Этика не создается путем теоретического интереса к той или иной области действительности, как большинство наук, а обусловливается самим фактом общественной жизни. В этом смысле христианство в истории этики начинает новую эру.

Христианские принципы легли в основу конституций многих государств в мире. Библия стала фундаментом для европейского искусства, многое почерпнули из нее и история, и география, и социология...

— Библия? — удивится, возможно, кто-то из родителей. — Библию изучайте на уроках религии, а не этики!

Действительно, на уроках религии Библии уделяется основное внимание. Участие в практической религиозной жизни позволяет учащимся усвоить понятия нравственности на конфессиональном, то есть связанном с конкретной Церковью, уровне.

На уроках этики нравственность изучается как бы вширь,используется база нравоучительных произведений литературы, философии и, конечно, произведений христианских мыслителей. Конфессиональный уровень в программе этики и, следовательно, в нашей книге не предусмотрен.

Здесь, правда, следует обратить внимание на одну существенную деталь. Мы говорим знатьи не употребляем глагол верить. Ввопросе веры школьнику предоставляется свобода, но, если он хочет быть культурным человеком, ему просто необходимо знать, что написано в Библии.

Основы нравственности - нетрадиционный предмет. Нам даже показалось, что существительное параграф в наших беседах неуместно, и мы заменили его словом раздел.

Слово раздел в одном из своих значений — часть какого-нибудь текста. В нашем случае — часть главы.

Особое место в книге отводится вопросам. В них сосредоточено как бы резюме основного текста, его главные акценты. Вот почему вопросы выделены.

Очень важно, чтобы после бесед на темы этики оставались не только конспекты и знания — хотя, безусловно, это нужно! — а чтобы в душу школьника запало зернышко нравственности, которое со временем может прорасти и дать плоды добра, любви и сострадания. Знать можно много, а поступать совсем иначе!

В печати постоянно дискутируют проблемы введения более суровых законов и увеличения репрессивного аппарата — полицейских, тюрем и т.д. Но не пустая ли это трата сил и средств, если не будет остановлен упадок нравственностиобщества?

Нетрадиционный школьный предмет допускает и нетрадиционные формы общения. Быть может, проблемы смысла жизни лучше обсуждать, сидя не за партами, а в кругу из стульев (вместе с учителем!) в конце класса?

Обратите внимание на форму вопросов при обсуждении текстов, которая позволяет высказать свое мнение и двигаться вместе по пути к Абсолютной Истине.

В мире много религий: язычество, иудаизм, ислам, буддизм, индуизм и т.д. О чем же это говорит? О множестве человеческих слабостей и немощей, не позволяющих во всей полноте познать Истину.

Православие — это одновременно проявление духовной жажды человека и наиболее полный ответ на наши лучшие стремления, и огонь, и очищение, и преображение огнем этим нашей слабой и постыдной жизни.

В заключение Нового Завета мы видим суровые, но и радостные слова:

«Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни...

Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром».

[Откровение 22, 11—14(17)]


1. Иеромонах Иларион (Алфеев). Святоотеческое учение о человеке. — М.: 1993.

2. Альберони Ф. Дружба и любовь. - Вильнюс: Вага, 1983.

3. Бердяев НА. О назначении человека. - М.: Республика, 1993.

4. Митрополит Антоний (Блум). Беседы о вере и Церкви. — М.: Интербук, 1991.

5. Митрополит Антоний (Блум). Таинство любви. — СПб.: САТИС, 1994.

6. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа, тело. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1988.

7. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. - М.: Республика, 1994.

8. Гитт В., Ванхайдн К.-Х. Если бы животные могли говорить... — Bielefeld: CVL, 1991.

9. Гончаров И.А. Собрание сочинений в 8-ми т. — Т. 6. — М.: Художественная литература, 1980.

10. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. - М.: Молодая гвардия, 1989.

11. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. - М.: МИРОС, 1992.

12. Даниель-Ропс. Общее введение в Священное писание// В кн.: Библия. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1983.

13. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. — М.: Художественная литература, 1985.

14. Священник Дмитрий Дудко. О нашем уповании. - Париж: 1974.

15. Дунаев М.М. Православие и русская литература. - М.: Христианская литература, 1996.

16. Дьяченко Г. (составитель). Искра Божия. — М.: 1903.

17. Протоиерей Василий Зенъковский. На пороге зрелости. — М.: 1991.

18. Протоиерей Василий Зенъковский. Педагогика. — Париж—Москва: 1996.

19. Карсавин Л. Религиозно-философские сочинения. Т. 1. - М.: 1992.

20. Лагерлёф С. Легенды о Христе. — М.: Феникс, 1991.

21. Ласмане С, МилтсА., Рубенис А. Этика. — Рига: Звайгзне, 1994.

22. Ледбитер Ч. Жизнь после смерти. - Вильнюс: 1991.

23. Лихачев Д.С. Заметки о русском// В кн.: Избранные работы в 3 т. — Т. 2. -Л.: Художественная литература, 1987.

24. Лосский И.О. Избранное. — М.: Правда, 1991.

25. Лукашевич К. Сеятель. - СПб.: Синодальная типография, 1914.

26. Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда. - М.: Республика, 1992.

27. МаклинД.С, Окленд Р., МаклинЛ. Очевидность сотворения мира. Происхождение планеты Земля. — М.: Протестант, 1991.

28. Малышевский А.Ф. Мир человека. В двух частях. — М.: Интерпракс, 1995.

29. Начало пути христианина. — Брюссель: 1989.

30. Никифоров-Волгин В. Дорожный посох. — Jordanville, New York: Yolly Trinity monastery, 1957.

31. Отец Арсений. — М.: Братство Всемилостивого Спаса, 1993.

32. Петров Р. Беседы о новой иммунологии. — М.: Молодая гвардия, 1976.

33. Повести и рассказы современных зарубежных писателей. — М.: Детская литература, 1983.

34. Разум сердца. — М.: Изд-во политической литературы, 1990.

35. Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. — М.: 1991.

36. Русская духовная поэзия. — М.: Прав, братство Споручницы грешных, 1996.

37. Сартр Ж.П. Избранные произведения. - М.: 1992.

38. Иеромонах Сафроний (Сахаров). Преподобный Силуан Афонский. -Эссекс, Англия: 1990.

39. Свет и жизнь. — Брюссель: Foyer Oriental Chretien, 1990.

40. Сирот ИМ. Русские пословицы библейского происхождения. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1985.

41. Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1982.

42. Смысл жизни. - М.: Прогресс, 1994.

43. Соловьев В. Смысл любви. - М.: Путь, 1995.

44. Тальберг Н. История христианской Церкви. — New York: 1964.

45. Тарасов Б.Н. «Закон Я» и «Закон любви» (нравственная философия Достоевского). — М.: Знание, 1991.

46. Толковая Библия. Т. 1, 3. — Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987.

47. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22-х т. — Т. 10. — М.: Художественная литература, 1982.

48. Толстых А. Возрасты жизни. - М.: Молодая гвардия, 1988.

49. Трубецкой Е. Умозрение в красках. — М., 1916.

50. Трубецкой Е. Смысл жизни. — Берлин: Слово, 1922.

51. Тургенев И.С. Собрание сочинений в 12-ти т. — Т. 1,6. — М.: Художественная литература, 1978.

52. Тысяча лет. — Нью-Йорк: издание RBR, 1985.

53. Митрополит Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении. — СПб.: 1992.

54. Святитель Феофан Затворник. Созерцание и размышление. - М.: 1998.

55. Фромм Э. Душа человека. — М.: 1992.

56. Фромм Э. Психоанализ и этика. — М.: Республика, 1993.

57. Храни сердце твое. - М.: 1991.

58. Христианство: Энциклопедический словарь в трех томах. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993, 1995.

59. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем. Т. 1, 2, 4. — М.: Наука, 1974, 1975, 1976.

60. Шабиров В.Ш. Два лика зла. - М.: Знание, 1992. — (Этика).

61. Шлинк Б. Рок-музыка: откуда, куда? — Darmstadt-Eberstadt: 1992.

62. Протопресвитер Александр Шмеман. Воскресные беседы. — М.: 1990.

63. Этика и психология семейной жизни. Ч. I, II. — М.: Школа-пресс, 1999.

 

Автобиографическая справка

Роман Янушкявичюс родился в 1953 г. в Вильнюсе. Окончил ВГУ, стажировался в Москве. Профессор, доктор педагогических наук, преподает в Вильнюсском педагогическом университете, личный секретарь митрополита Хризостома. Автор православных календарей-численников с 1991 по 1996 г. Живет в Вильнюсе.

Ольга Янушкявичене родилась в 1955 г. в Красноярске. Окончила в 1977 г. Московский физико-технический институт, кандидат физико-технических наук. Живет в Вильнюсе.

В 2000 г. окончила Православный Свято-Тихоновский Богословский институт.

Председатель Православного просветительского общества, руководитель воскресной школы, организатор летних православных лагерей. Преподаватель христианской этики и Закона Божьего в светской школе с 1 по 11 класс. Автор программ для преподавания Закона Божьего маленьким детям и учебника «Дерево доброе».

 

Роман Янушкявичюс, Ольга Янушкявичене

Основы нравственности

Учебное пособие для школьников и студентов

ISBN 5-89510-003-1

Ответственный редактор В.В.Скрябин

Руководитель православной редакции «Духовность и образование»

монах Киприан (Ященко)

Редактор С.М.Бучнева

Художественное оформление А.Стрельченко

Корректоры Н.В.Боровичева, Л.А.Никонова

Набор Т.В.Соколова

Верстка Д. Мельник

Лицензия ИД. № 00241 от 8.10.99 г.

Подписано в печать 30.10.2001. Формат 60x90/16.

Объем 28,5 печ.л. Бумага офсет №1.

Тираж 10 000.

Издательство «Про-Пресс»

127576, Москва, ул.Илимская, д.7.

E-mail: vestnik@ins.ru

Тел./факс: (095) 909-4422.

Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии ОАО «Внешторгиздат»

Заказ № 368.


1 Сомнамбулизм — своеобразное расстройство сознания, характеризующееся выполнением во время сна бессознательных действий (например, хождение и др.). (Здесь и далее прим. авт.)

 

1 Название произведения может быть заменено авторской фразой или мыслью, которая выражает суть текста раздела.

 

1 Я читал в газетах, что недавно в Красном море моряк был проглочен китом и оставался еще живым, когда животное поймали

1 При написании этого раздела использовалось учебное пособие А.Ф. Малышевского «Мир человека».

1 Кинолог — специалист по кинологии. Кинология (от греч. kyon (kynos) — собака) — наука о собаках, их породах и уходе за ними.

1 Рефлексия — размышление, содержание сомнения; склонность к анализу своих переживаний.

1 Сокращенное изложение статьи И.А. Гончарова (1812—1891) «Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв».

2 Героиня романа И.А. Гончарова «Обрыв».

3 Сентенция — изречение нравоучительного характера.

1 Краткое и адаптированное изложение сказки Н.С. Лескова «Час воли Божьей».

1 Сокращенное изложение рассказа «Живые мощи» из сборника И.С. Тургенева «Записки охотника».

 

1 Оброк — плата, которую во времена крепостного права крестьяне платили помещикам.

1 Этот рассказ Василия Немировича-Данченко (1849-1936) публикуется по сборнику «Искра Божья».

1 Сокращенное изложение рассказа А.П. Чехова «Художество».

1 Аналой — употребляемый в богослужении высокий четырехугольный столик с покатым верхом.

1 Сокращенное изложение рассказа Л.Н. Толстого «Где любовь, там Бог».

1 Четыре отрывка из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

 

1 Легкий (лат.).

1 Тетя (фр.).

2 Благодарю, дядя! (фр.).

 

1 Ваше превосходительство (фр.).

1 Напомним, что монотеизм (от греч. monos —один, единственный и theos — Бог), в отличие от политеизма, утверждает, что Господь — единственный Бог.

1 Гений (от лат. gens —род, gigno — рождать, производить) — в римской мифологии первоначально божество — прародитель рода. В эпоху империи особое значение приобрел культ гения Рима и императора.

2 Сивилла (от греч. sibilla — пророчица) — у древних греков и римлян женщина, предсказывающая будущее, — прорицательница.

1 Фарисеи — еврейские религиозные фанатики, называвшиеся по-еврейски «хасидим», то есть праведные, а в греческой транскрипции — «асидеи» и «фарисеи».

1 И сказал Бог Аврааму: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужской пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт 17:10-11). Согласно Толковой Библии, обрезание символизировало собой отсечение плотских похотей и нечистых пожеланий, или, как это выразительно называет Библия, — «обрезание сердца».

 

1 Стихотворение неизвестного автора «Жизнь» из сборника «Русская духовная поэзия».

1 Красный угол — угол в доме, где находятся иконы

1 Меоническая — от греческого слова меон — небытие.

 

1 Поддевка — длинная верхняя мужская одежда в талию, с мелкими сборками.

1 Курс парусного судна против ветра.

1 Имеется в виду дореволюционный период.

1 Антиминс (греч. — вместо преетонис) — священный плат с изображением погребения Господа Иисуса Христа.

 

1 «Лоси» — американская благотворительная организация; «Шрайнеры» — американская масонская организация.

1 Априори (лат. a priori) — независимо от опыта, до опыта; заранее.

1 Слова из молитвы Господней: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Лука, 11:11-4). 2 Нагорной проповеди посвящен раздел 8 главы 4.

1 Иудейское название Пятикнижия Моисея (то есть первых пяти книг Ветхого Завета: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие).

2 «Заповеди блаженства» изложены в Нагорной проповеди (см. гл. 4, раздел 8): «Блаженны нищие духом... плачущие... кроткие... алчущие и жаждущие правды... милостивые... чистые сердцем... миротворцы... изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».

1 Григорий Палама (1296—1359) — византийский богослов.

2 Логос (греч. logos) — слово, понятие, здесь — Разум.

1 Тертуллиан (ок. 160 — после 220) — христианский богослов и писатель

2 Фома Аквинский (1225 или 1226 — 1274) — средневековый философ и теолог

3 Григорий Нисский (ок. 335 — ок. 394) — богослов, крупнейший христианский философ Византии

1 При написании этого раздела использовалась книга С. Ласмане, А. Милтс и А. Рубенс «Этика».

1 Александр Шмеман — священник и богослов. С 1962 г. — декан Владимирской семинарии в Нью-Йорке. Почетный доктор ряда университетов. Скончался в 1983 г.

1 Повесть Ч. Диккенса «Семьдесят раз семь» печатается в сокращении.

1 Клайв Степлз Льюис — английский писатель и религиозный философ, ставший в англоязычных странах и легендой, и учителем. 

1 Речь идет о книге Дж. Беньяна «Путь паломника» (1684).

1 Сокращенный вариант повести И.С. Тургенева «Первая любовь».

1 Сажень — русская мера длины, равная 2,13 м.

1 В этом и последующих семи разделах использована работа профессора протоиерея В.Зенысовского «На пороге зрелости».

1 Мф. 19, 12.

2 Кол. 3, 1-3.

1 То есть женщиной, соблюдающей светские приличия.

1 Отрывок из книги К.С. Льюиса «Любовь. Страдание. Надежда».

1 Рассказ В. Немировича-Данченко «Турчанка» из сборника «Искра Божия».

1 При написании раздела использована книга Ф. Альберони «Дружба и любовь».

1 Боссюэ (Bossuet) Жак Бенинь (1627—1704) — французский писатель и епископ.

1 Работа Е.Трубецкого «Умозрение в красках» печатается в сокращении.

1 Речь идет о Первой мировой войне.

1 В этом разделе использована работа профессора медицины архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) «Дух, душа, тело».

1 Этот раздел подготовлен по проповеди епископа Григория (Лебедева).

1 Этот раздел подготовлен по работе немецких ученых Вернера Гитта и Карла-Хайнца Ванхайдна «Если бы животные могли говорить...».

1 Отрывки из книги Е. Трубецкого «Смысл жизни».


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 144;