Христианская концепция истории человечества как основа политико- правовых взглядов Августина



Аврелий Августин (354–430 гг.) – один из видных идеологов христианской церкви и западной патристики. Был автором, разработавшим основные положения христианской философии. Его политические и правовые взгляды изложены в работах «О граде Божием», «О свободной воле»и ряде других сочинений. В развиваемой Августином христианской концепции истории человечества, опирающейся на библейские положения, все социальные, государственные и правовые учреждения и установления предстают как следствие греховности человека. В работе «О граде Божием» он отмечает, что «великое преступление» Адама и Евы, от которых происходит весь человеческий род, привело к тому, что «изменилась в худшую самая природа человеческая и передана потомству повинная греху и неизбежной смерти». Сама эта греховность предопределена замыслом бога-творца, наделившего человека свободной волей, т. е. способностью жить по-своему, по-человечьи, а не по-божьи. Греховность земной государственно-правовой жизни (отношений и установлений в «земном граде») проявляется, согласно Августину, в господстве «человека над человеком», в существующих отношениях управления и повиновения, господства и рабства. Такое положение дел, сложившееся вследствие первородного греха и сохраняющейся греховности природы человека, Августин называет «естественным порядком» человеческой жизни.

В своей трактовке исторической эволюции Августин выделяет шесть периодов в жизни человечества: младенческий период, детство (время, когда развивается память), юность (зарождение «низшего разума», морального сознания), зрелость (распространение религиозного сознания), начало старости (время, когда душа постигает бога). Таким образом, торжество религиозного начала Августин относил к зрелому и позднему возрасту человечества, по аналогии с нравственным взрослением отдельного человека. Последний период исторического движения к торжеству христианства – это, согласно Августину, время от рождения Христа и до второго его пришествия.

В вопросе о различных формах человеческой общности Августин с известной христианской модификацией разделяет воззрения Цицерона о наличии таких общностей, как семья, государство, общность языка, человеческое общество и, наконец, универсальная общность, объединяющая богов и людей.

Взгляды Августина на человеческую природу и человеческую историю отличаются заметной новизной, в целом присущей его трактовке отношений человека и христианского бога. Человек согласно его воззрениям – существо немощное и совершенно неспособное своими силами ни избежать греха, ни создать на земле какое-либо совершенное общество. В конечном счете добро и справедливость должны возобладать благодаря предустановленному вечному порядку и неодолимому авторитету божества. Божественный порядок (в том числе здесь, на земле) оказывается высшей целесообразностью и благом, абсолютной нормой всего, что должно быть, т. е. внешней и принудительной силой по отношению к отдельному индивиду, грехи или добродетели которого предопределены заранее. Таким образом, отдельный индивид не цель в себе или для себя, а только средство в осуществлении божественного порядка.

По поводу определения государства у Цицерона Августин замечает, что оно больше подходит для определения церкви: союз людей только тогда основывается на праве, когда сочетается со справедливостью.

 

Основные черты политико-правовой идеологии Византийской империи

Византийская политико-правовая доктрина была сформирована (в основных чертах) при императоре Юстиниане I (482–565). Согласно этой доктрине, императорской власти приписывалось божественное происхождение. Однако, хотя императоры могли издавать и изменять законы, им не позволялось ставить себя выше закона. В Византии декларировался так называемый принцип симфонии церкви и государства, но фактически византийский император являлся главой церкви. В отличие от Западной Европы, в Византии отсутствовала феодальная доктрина вассалитета и условного характера собственности. Доминировало право полной, безусловной собственности на землю, восходившее к римским правовым принципам. Политическая идеология Византии отличалась ярко выраженным консерватизмом. Ее характеризовали идеалы божественного всемогущего императора, повелителя ойкумены, и священной, единственной империи, воплощающей Царство Божие на земле.

Важнейшая составляющая политической культуры Византии – образ идеального государя. При оценке деятельности того или иного императора византийские авторы соотносили с идеальным образом конкретные черты и достоинства описываемых ими правителей. В законодательном сборнике патриарха Фотия «Исагога» (IX в.) были сформулированы и важнейшие добродетели государя: он не подвержен гневу, умерен, одинаково милостив, беспристрастен и ровен со всеми и «никого не преследует, руководствуясь враждой, но раздает награды в соответствии с добродетелью каждого». К царским добродетелям Львом VI Мудрым (886–912) были добавлены: воинская доблесть, знатность происхождения, искусство законодателя и строителя. Его сочинения «Тактика» и указы-новеллы пронизаны идеей величия, исключительности «дарованной ему богом» державы и его собственной в ней роли. С этого времени церемониальная торжественность правительственных распоряжений, глубокое убеждение в превосходстве ромеев над всеми иными народами, в идеальности их общественного устройства, в могуществе их армии, в чистоте и величии культуры стали неотъемлемой чертой существования Византии.

Вершиной официальной политической мысли в X в. стала система воззрений Константина VII Багрянородного (905–959). В своих трудах он изложил не только политическую доктрину и учение об императорской власти, но и учение о нравственных ценностях верноподданного византийца. В сочинении «Об управлении империей» Константин утверждает тезис о наследственной власти в своем роду уже как порядок, санкционированный богом. Под божественной защитой император правит «ради истины», «в согласии с законом и справедливостью», «как раб и слуга божий», имеющий «страх божий», который гарантирует от совершения недостойных дел. Если василевс забудет «страх божий», он неизбежно впадет в грехи, превратится в деспота, не будет держаться установленных отцами обычаев и по проискам дьявола, совершит недостойное и противное «божьим заповедям», станет ненавистным народу, синклиту и церкви, будет недостоин называться христианином, лишен своего поста, подвергнут анафеме, и, в конце концов, убит как «общий враг» любым ромеем.

В первую очередь, Византия являлась государством теократическим, и эта главная, доми-нирующая черта, обусловившая остальные индивидуальные особенности Империи. Главная цель ее существования заключалась в том, чтобы нести веру Христову по всему миру, укреп-лять Церковь и жить по Евангелию. Остальные задачи государства, принципы организации его политической системы и социальной жизни неизменно вытекали из этой высокой цели. Оче-видное подтверждение этому можно обнаружить в императорских актах, в которых недвусмысленно указывается, что являлось предметом постоянной заботы верховной власти.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 523; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!