Общественно-политические взгляды Лао-цзы и Конфуция



Лао-цзы

Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных те­чений древнекитайской философской и общественно-полити­ческой мысли, считается Лао-цзы (учитель Лао, VI в. до н. э.). Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»).

В отличие от традиционно-теологических толкований дао как проявления «небесной воли» Лао-цзы характеризует Дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую доброде­тель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны.

Все недостатки современной ему культуры, социально-по­литическое неравенство людей, бедственное положение народа и т. д. Лао-цзы приписывает отклонению от подлинного дао. Протестуя против существующего положения дел, он вместе с тем все свои надежды возлагает на самопроизвольное действие дао, которому приписывается способность восстанавливать справедливость. «Небесное дао, — утверждал он, — напоминает натягивание лука. Когда понижается его верхняя часть, подни­мается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято».

В такой трактовке дао выступает как своеобразное естест­венное право.

Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния,воздержанию от активных действий. Недеяние выступает в этом учении прежде всего как осуждение антинародного акти­визма властителей и богатых, как призыв воздержаться от при­теснений народа и оставить его в покое. «Если дворец роско­шен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища совершен­но пусты... Все это называется разбоем и бахвальством. Оно является нарушением дао... Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов... Трудно управлять народом от­того, что власти слишком деятельны».

Все неестественное (культура, искусственно-человеческие установления в сфере управления, законодательства и т. д.), со­гласно даосизму, это отклонение от дао и ложный путь. Влия­ние естественного вообще (в том числе и естественного права) на общественную и политико-правовую жизнь в целом, по дан­ной концепции, осуществляется на путях такого следования дао, которое скорее означает отказ от культуры и простое воз­вращение к естественности, нежели дальнейшее совершенство­вание общества, государства и законов на основе и с учетом ка­ких-то позитивных требований дао.

Резко критиковал Лао-цзы всякого рода насилие, войны, ар­мию. «Где побывали войска, — говорил он, — там растут тер­новник и колючки. После больших войн наступают голодные годы... Победу следует отмечать похоронной процессией».

Однако восхваляемое даосизмом недеяние означало вместе с тем и проповедь пассивности. Даосистской критике культуры и достижений цивилизации присущи черты консервативной уто­пии. Поворачиваясь спиной к прогрессу, Лао-цзы призывал к патриархальной простоте минувших времен, к жизни в малень­ких, разобщенных поселениях, к отказу от письменности, ору­дий труда и всего нового.

Эти аспекты даосизма существенно притупляли его крити­цизм по отношению к реально существовавшим социально-по­литическим порядкам.

Конфуций

Фундаментальную роль во всей истории этической и поли­тической мысли Китая сыграло учение Конфуция(Кун-цзы, 551—479 до н. э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками. На протяжении многих веков эта книга оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Ее заучи-вали наизусть дети, к ее авторитету апеллировали взрослые в делах семейных и политических.

Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства.Госу­дарство трактуется им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правя­щих и подданных — семейным отношениям, где младшие зави­сят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-полити­ческая иерархия строится на принципе неравенства людей: «темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие» долж­ны подчиняться «благородным мужам», «лучшим», «высшим», «старшим». Тем самым Конфуций выступал за аристократиче­скую концепцию правления, поскольку простой народ полно­стью отстранялся от участия в управлении государством.

Правда, его политический идеал состоял в правлении ари­стократов добродетели и знания, а не родовой знати и богатых, так что предлагаемая им идеальная конструкция правления от­личалась от тогдашних социально-политических реалий и бла­годаря этому обладала определенным критическим потенциа­лом. Но в целом для Конфуция и его последователей, несмотря на отдельные критические замечания и суждения, характерно скорее примиренческое и компромиссное, нежели критическое отношение к существовавшим порядкам. Вместе с тем прису­щее конфуцианству требование соблюдения в государственном управлении принципов добродетели выгодно отличает это уче­ние как от типичной для политической истории Китая практи­ки деспотического правления, так и от теоретических концеп­ций, оправдывавших деспотическое насилие против подданных и отвергавших моральные сдержки в политике.

Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели.Этот призыв прежде всего обращен к правящим, поскольку соблю­дение ими требований добродетели играет решающую роль и предопределяет господство норм нравственности в поведении подданных. Отвергая насилие, Конфуций говорил: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стре­миться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа (подобна) ветру; мораль низкого человека (подобна) тра­ве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».

Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфу­цию, в преданности правителю, в послушании и почтительно­сти ко всем «старшим». Политическая этика Конфуция в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления. Помимо чисто моральных факторов он обращает внимание и на необходи­мость преодоления процессов поляризации богатства и бедно­сти среди населения. «Когда богатства распределяются равно­мерно, — отмечал он, — то не будет бедности; когда в стране царит гармония, то народ не будет малочислен; когда царит мир (в отношениях между верхами и низами), не будет опасно­сти свержения (правителя)». Отвергая бунты и борьбу за власть, Конфуций высоко оценивал блага гражданского мира.

Отрицательно относился Конфуций также и к внешним войнам, к завоевательным походам китайских царств друг про­тив друга или против других народов («варваров»). Не отвергая в принципе сами гегемонистские претензии китайских прави­телей, Конфуций советовал им: «людей, живущих далеко и не подчиняющихся» необходимо «завоевать с помощью образо­ванности и морали». «Если бы удалось их завоевать, — добав­лял он, — среди них воцарился бы мир». Эти культуртрегерские и миротворческие мотивы в дальнейшем нередко использова­лись китайскими правителями в качестве морального прикры­тия своих завоевательных акций и подчинения своей власти других народов.

Регулирование политических отношений посредством норм добродетели в учении Конфуция резко противопоставляется управлению на основе законов. «Если, — подчеркивал он, — руководить народом посредством законов и поддерживать по­рядок при помощи наказаний, народ будет стремиться укло­няться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он ис­правится».

В целом добродетель в трактовке Конфуция — это обшир­ный комплекс этических норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), почтительного отношения к родителям (сяо), преданно­сти правителю (чжун), долга (и) и т. д.

Отрицательное отношение Конфуция к позитивным зако­нам (фа) обусловлено их традиционно наказательным значением, их связью (на практике и в теоретических представлениях) с жестокими наказаниями.

Вместе с тем Конфуций не отвергал полностью значение за­конодательства, хотя, судя по всему, последнему он уделял лишь вспомогательную роль.

Существенную социально-политическую и регулятивную нагрузку в учении Конфуция несет принцип «исправления имен»(чжэ мин). Цель «исправления имен» — привести «имена» (т. е. обозначения социальных и политических статусов различных лиц и групп населения в иерархической системе общества и го­сударства) в соответствие с реальностью, обозначить место и ранг каждого в социальной системе, дать каждому соответст­вующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном, простолюдин — простолюдином, подданный — подданным.

Уже вскоре после своего возникновения конфуцианство ста­ло влиятельным течением этической и политической мысли в Китае, а во II в. до н. э. было признано официальной идеологи­ей и стало играть роль государственной религии.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1842; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!