Политико-правовые взгляды Сунь Ятсена



Эпоха.

Конец XIX — начало XX века (Китай оставался полуколониальным государством (неравноправный характер отношений с европейскими державами, Японией и Россией)).

Сунь Ятсен (1866 — 1925) (родился в провинции Гуандун; начальное образование получил в родной деревне; обучался в английской миссионерской школе на о. Гонолулу (Гавайи), где приобщился к европейской культуре; с отличием окончил королевский колледж в Гонконге; получив квалификацию хирурга, занялся врачебной практикой в Макао (Аомынь); становится профессиональным политиком; предпринимает несколько попыток поднять восстание на юге Китая, неоднократно создает политические организации; несколько раз эмигрировал из Китая).

В октябре 1911 года народное восстание увенчалось успехом (избран временным президентом Китая; создает Национальную партию (Гоминьдан); оттеснен от власти, организовал демократическое правительство на юге страны, оппозиционное Пекину; в союзе с компартией одержал победу в гражданской войне).

Происхождение государства. (-).

Характеристика государства (определение государства). (-).

Формы государства (идеальное государство). (-).

Понятие права (отличие от закона; виды права). (-).

Особенности теории.

Политическая концепция Сунь Ятсена выражена в трех принципах:

1) Принцип нации (национализм) (до свержения династии имел внутреннюю направленность; после ее падения реалии контрреволюции и гражданской войны наполнили его новым содержанием (борьба китайского народа против колонизаторов; закрепление принципа равенства всех наций Китая вплоть до права на самоопределение).

2) Принцип народовластия (демократия) (понимался как установление в Китае республиканской формы правления и как утверждение демократического режима).

Обосновал причины необходимости учреждения республики (нет нужды сохранять монархию, ибо все люди должны быть равными; монархия — тормоз развития общества и государства; только республиканская форма поможет преодолеть смуты и междоусобицы).

Демократия — степень участия народных масс в управлении государством (рассматривал ее шире, как условие существования свободы и равенства).

Критика западной демократии (народные массы устранены от управления государством и не имеют никаких прав; бюрократизм и коррупция — недостатки современного ему западного парламентаризма).

Создание чисто китайской модели демократии (Конституция пяти властей — государственная власть подлежала разделению на пять ветвей (законодательную, исполнительную, судебную, контрольную и экзаменационную); каждая ветвь на национальном уровне была представлена высшим органом (юанем), на провинциальном они объединялись в одном органе (провинциальной управе); возглавляло все Национальное собрание, в состав которого избирался один представитель от каждого уезда).

Функции юаней (законодательный, исполнительный и судебный — такие же, как у их западных аналогов; контрольный и экзаменационный должны были осуществлять контроль за деятельностью первых трех юаней).

Народ необходимо наделить также прямой властью — четыре права (право избирать, право отзывать, право инициативы и право референдума).

В концепции конституции заметно влияние традиционных китайских политических воззрений и западных идей (традиционные воззрения — выделение в качестве самостоятельной ветви экзаменационной власти; западные идеи — принцип разделения властей).

МСУ (полагал необходимым начинать преобразования с уровня МСУ — оно и есть фундамент демократии).

Процесс политического переустройства разделял на три периода (период военной власти (уничтожение противника); период политической опеки (становление и развитие МСУ); период конституционного правления (создание органов государственной власти и провинциальных управ)).

3) Принцип народного благоденствия (вкладывал в него социалистическое содержание, скорее это был утопическая попытка перескочить через капитализм со всеми его издержками(.

Методы достижения принципа народного благоденствия (уравнивание прав на землю (фактически — национализация); ограничение капитала (национализация крупных монополий и индустриализация страны)).

Взгляды на классовую борьбу (считал ее присущей только буржуазному строю, горе Китая видел в бедности, а не в социальном неравенстве).


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 856; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!