Политико-правовые взгляды М.А. Бакунина



Эпоха.

Россия второй половины XIX в.

Факторы, способствовавшие распространению анархизма в России (глубокий и длительный кризис самодержавного и крепостнического государства, не преодоленный в ходе непоследовательных буржуазных преобразований; государство не пользовалось уважением; в народе сохранялись традиции негосударственной организации).

Изменение социальной структуры страны в результате развития капитализма, образование значительных по численности маргинальных слоев, критическое по отношению к власти настроение многих представителей интеллигенции создавали атмосферу нестабильности и революционных ожиданий.

Анархизм в этих условиях находил социальную опору и приобретал радикальные, непримиримые формы (ориентируясь на социальную революцию с опорой на общину, он приобрел коллективистское содержание).

Михаил Александрович Бакунин (1814 — 1876) (сын помещика; избрал путь революционера; участвовал в революции 1848 г., в борьбе славян за освобождение от ига Австрийской империи; активно участвовал в деятельности I Интернационала (за раскольническую деятельность исключен).

«Государство и анархия» (программа практической деятельности русских революционеров — призыв идти в народ; необходимо использовать революционное настроение, присущее русскому народу).

Происхождение государства.

Происхождение государства рассматривает с идеалистических позиций (природа человека двойственна; лучшие ее черты и инстинкты — зародыш вольной безгосударственной организации будущего; худшие — основа для возникновения государства (замешано на дурных инстинктах и страстях); государство возникает во всех странах от союза насилия, опустошения и грабежа).

Характеристика государства (определение государства).

Государство означает насилие, господство посредством насилия, замаскированного, если возможно, и, в крайнем случае, бесцеремонного и откровенного (если есть государство, непременно есть господство и рабство; государство без рабства немыслимо).

Свобода никогда не уживается с политической властью (все властное, все построенное на принуждении должно безоговорочно отвергаться; всякое государство по условиям и цели своего существования — противоположность человеческой справедливости, свободе и нравственности).

Суть всякой государственной власти, всякого правительства — в порабощении народа (для народа государство всегда остается тюрьмой).

Вред государства исходит из его эксплуататорской роли по отношению к обществу и личности (государство всегда гарантирует то, что находит (одним — богатство, другим — бедность, одним — свободу, основанную на собственности, другим — рабство, как следствие нищеты); заставляет нищих работать и умирать для увеличения и сохранения богатства, являющегося причиной их нищеты и рабства).

Формы государства (идеальное государство).

Вместо государства хочет создать после социальной революции новый строй, основанный на идее свободы (свобода индивидов и ассоциаций — априорный принцип, сочетаемый с принципом равенства, справедливости, солидарности, а также с требованиями анархистской программы).

Важнейшее требование — разрушение государства, а также всякого, опирающегося на принуждение авторитета (несовместимы со свободой и равенством людей и коллективов).

Государство заменяется федерацией свободных самоуправляющихся общин.

Свобода индивида — отражение его человечности или его человеческого права в сознании всех свободных людей, его братьев, его равных (тесная взаимосвязь свободы с реальной возможностью удовлетворять материальные и духовные потребности, а также тесная взаимосвязь свободы индивидуальной и свободы коллективной).

Стремится к организации общества и коллективной собственности посредством вольного объединения, ассоциирования людей, которые во взаимоотношениях друг с другом будут руководствоваться нормами нравственности (только так можно достичь свободы каждого).

Свобода нужна для полного развития индивидом всех своих способностей и полного пользования ими (содействуют этому воспитание, научное образование, материальное благополучие).

Пути к осуществлению (народный бунт массовый и стихийный; отрицал необходимость пропаганды социализма в народе, считал, что в силу невежества, забитости, набожности и веры в царя русский крестьянин не в состоянии усваивать социалистические теории).

Русское государство — институт, противостоящий народу (в пореформенный период государство в полной мере раскрыло свою антинародную сущность, раздавило, развратило русскую общину) (единственный выход для отдельных лиц — разбой, для целого народа — всеобщий бунт, революция; две задачи — социальная революция и разрушение государства).

Политическая борьба, выставление общедемократических требований не нужны (такое направление борьбы в русских условиях выгодно только буржуазии; социальный переворот автоматически принесет с собой политические свободы).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Все юридические законы являются внешне навязанными, а потому деспотически установленными (порабощают человека и одновременно развращают самих законодателей; враждебны свободе и противоречат естественному (человеческому) праву).

Свобода человека должна соизмеряться не с той свободой, которая отмерена и пожалована государством и его законами, а с той свободой, которая является отражением человечности и естественного права в сознании всех свободных людей, относящихся друг к другу как братья и как равные.

Позитивная правовая программа лишена концептуальной завершенности (агитировал за абсолютную неприкосновенность и неотчуждаемость личной свободы и апеллировал к естественному человеческому праву).

В основу правовых отношений идеального общества положил труд (основа достоинства человека и его права; только свободным разумным трудом человек творит цивилизованный мир, сам отвоевывая у внешнего мира свое человеческое естество и свое право).


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 367; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!