Социологическая школа права (Е. Эрлих, Р. Паунд, «реалисты»)



Эпоха.

Конец XIX — XX вв.

Евгений Эрлих (1862 — 1922) (родился в Черновцах в семье адвоката; окончил Венский университет; занимался адвокатской практикой; преподавал в университете; стал деканом, а позднее ректором).

«Основы социологии права».

Роско Паунд (1870 — 1964) (глава социологической школы права в США; преподавал в крупнейших университетах США; был деканом Гарвардской школы права; занимал должность президента Международной академии сравнительного правоведения; большое количество трудов по теории права, цивилистике и криминалистике).

«Юриспруденция».

Карл Ллевеллин (1893 — 1962) и Джером Фрэнк (1889 — 1957) (реалисты).

Происхождение государства. (-).

Характеристика государства (определение государства).

Эрлих.Государство — один из общественных союзов (необходимый фактор организации социального порядка; возникает как институт, строящийся на силе, предназначенный для ведения войны и не имеющий отношения к праву).

Формы государства (идеальное государство). (-).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Эрлих.Главная задача социолого-правовой теории — на основании эмпирических исследований показать непосредственную связь права с обществом, доказать, что помимо законодательства существует подлинное, живое право, содержащееся в самих общественных отношениях.

Выделяет 3 вида права:

1) право союзов (состоит из организационных норм (устанавливают права и обязанности индивидов));

2) право юристов (адвокатов, судей, ученых) (состоит из норм решений, регулирующих рассмотрение споров (вторичны; призваны защищать более фундаментальные организационные нормы, направленные на их реализацию));

3) право государства (законодательство)

Право союзов (основополагающее правовое ядро; формируется внутри общественных союзов (семья, род, церковь, политические партии, объединения); возникает из народной жизни по инициативе самого населения).

Право — формализованный социальный порядок (организация, совокупность социальных связей, структурированных определенным образом; качественное состояние общества, формализованное проявление потока человеческой жизни).

Право юристов (возникает как практика по защите социального порядка, по созданию и обобщению норм решений; важнейшая задача — быть связующим звеном между общественным правом и правом государства).

Право государства (законы — самый верхний слой социального порядка; часто не отражают реальной жизни

В системе взаимодействия всех 3 видов права основной регулятор общественных отношений — живое право (совокупность норм, отвечающих насущным потребностям людей и складывающихся независимо от государства) (трудность при установлении полного господства живого права в обществе — значительные противоречия между правом союзов и правом государства (между обществом и государством)).

Исходящее от государства насилие, первоначально неизбежное и оправданное, приводит в дальнейшем к конфликту права союзов и законов, вносит дестабилизацию в общество (переходный этап к состоянию всеобщей социальной гармонии, когда интересы общественных союзов будут сбалансированными, а государство станет общественным, утратит монополию на власть — право союзов вытеснит право государства).

Нормам права не свойственна принудительность (реализуются в силу привычки; важнейший фактор соблюдения правовых норм — зависимость личности от мнения общественного союза, к которому она принадлежит).

Непосредственный источник живого права — правовой факт (факт жизни, с которым сознание человека связывает возникновение юридических отношений).

Виды правовых фактов (обычай (ведет к установлению внутреннего порядка общественных союзов); господство (формирует отношения между работодателем и работником); владение (устанавливает порядок в области имущества, выражается в праве собственности); волеизъявление (переходит в правовые сделки)).

Способы нахождения норм живого права (основная роль отводится судье в процессе рассмотрения им конкретного юридического случая; чтобы принять решение по делу, судья должен найти норму живого права и применить ее (судья фактически легализует нормы живого права)).

Паунд.Методологическая база — субъективно-идеалистическая философия прагматизма (главная идея прагматизма — научная истина сводится к индивидуальному опыту и проверяется только практической полезностью).

Право во всех его проявлениях — всего лишь наш субъективный опыт, из которого невозможно вывести общие законы (подлинная цели и задача права непознаваемы, а ценностные суждения, включаемые в НПА, изначально противоречивы).

Единственный объективный критерий оценки права — его полезность, практическая значимость (право познается только в той степени, в какой открываются результаты его воздействия на общество).

Право необходимо приблизить к общественной практике (преодолеть его формализм и приблизить к интересам индивидов — подлинной основе юридических отношений).

Важнейшая задача теории права — создание социальной инженерии (системы средств, с помощью которых устанавливаются социальный контроль и баланс интересов).

В людях существуют два взаимоисключающих инстинкта (агрессивный и социальный), борьба которых составляет содержание общественной жизни (чтобы она не уничтожила цивилизацию, необходим социальный контроль над инстинктами; право — высшая форма социального контроля, особенностью которой является принудительность, систематическое применение силы).

Задача классификации интересов зависимости от их социальной ценности и определение пределов их удовлетворения (интересы — публичные (государства); индивидуальные (права и свободы человека, семейные отношения); общественные (поддержание режима безопасности общества, защита общественных ресурсов от расточительства)).

Три значения права:

1) право — совокупность правовых предписаний, применяемых судебными и административными органами в данном политически организованном обществе;

2) право — правопорядок, режим упорядоченной человеческой деятельности, поддерживаемый систематическим применением силы политически организованного общества;

3) право — судебный и административный процесс

Необходимость разграничения права в книгах (законодательства) и права в действии (правопорядка, судебного и административного процесса) (всегда существует различие между текстом закона и его применением; между нормой права и фактическим поведением людей; между целью закона и фактическими последствиями его применения).

Нормы закона имеют тенденцию к абсолютизации общих положений (не учитывают особенности конкретного дела, отстают от меняющихся общественных потребностей и правоотношений, часто противоречат интересам и морали больших социальных групп или нейтральны по отношению к ним).

Законодательство не реализуется или не полностью реализуется в жизни (не может быть действенной формой социального контроля).

Поскольку право (как совокупность норм) не в состоянии отразить всю полноту общественной жизни, необходимо расширить полномочия правоприменительных органов.

Реалисты.Довели до крайних пределов традицию отрицания юридического позитивизма (чаще звучит тезис о тождественности права и юридической практики; ценность права ставится в зависимость от эффективности правоприменительной деятельности; методологическая база — прагматизм и бихевиоризм).

Право — прежде всего судебное и административное производство (важнейшие факторы, влияющие на вынесение решения по делу, — участники процесса (в первую очередь судья), особенности и мотивы их поведения).

Бумажные право (законы, прецеденты) всегда отстает от жизни, реальное — всегда находится в движении (не имеет четких нормативных границ; чтобы правильно рассмотреть дело, судья вынужден каждый раз прибегать к методу рационализации (формулировать интуитивно пришедшее к нему решение)).

Право по своей сути есть нечто неопределенное (в этом его социальная ценность — позволяет обществу развиваться свободно).

Особенности теории.

На смену формально-догматической юриспруденции приходит социологическая школа права (их роднит позитивистская методология и использование социологического подхода в исследовании права).

Особенность социологической школы права (стремление изучать право как прикладной, функциональный институт, тесно связанный с другими социальными явлениями (экономикой, политикой, межнациональными отношениями)).

40. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого

Л. И. Петражицкий (1867–1931 гг.), основной работой которого явилась «Теория государства и права в связи с теорией нравственности» (1909 г.).

Петражицкий считал, что источник права следует искать в мире духовном, в психике человека. Право – психический феномен, изучить который можно, наблюдая свой или других психический опыт.

Психика индивида – сложнейший мир, где ведущую роль играют эмоции. Эмоции, во-первых, основные двигатели человеческих действий. Во-вторых, они выполняют функцию контакта с внешним миром. Общаясь, индивид дает оценку действиям других: положительную или негативную.

Среди всех эмоций наиболее важны этические эмоции, представляющие собой переживания по поводу каких-либо поступков.

Нравственные обязанности – переживания, не отягощенные каким-либо долгом обязательства по отношению к другим. Правовые – переживания, связанные с возвращением какого-либо долга. Оценка названных обязанностей дает проекцию нормы поведения: нравственной или правовой. Нравственная – чисто императивная норма. Она не предполагает никаких прав, никаких притязаний с другой стороны. Поведение, сопутствующее ей, – односторонне обязательное (подача милости).

В основе психологии и других наук, касающихся психических явлений, лежат деления на:

1) двусторонние, пассивно-активные переживания, моторные раздражения – импульсии или эмоции;

2) односторонние переживания, распадающиеся в свою очередь на:

а) односторонне-пассивные, познавательные и чувственные;

б) односторонне-активные, волевые.

Импульсии и эмоции играют в жизни человека и животных роль главных и руководящих психических факторов приспособления к условиям жизни, прочие односторонние элементы психической жизни играют при этом вспомогательную, подчиненную и служебную роль.

Право выполняет две функции:

1. Распределительную – эта функция соответствует атрибутивной природе правовых переживаний и состоит в наделении отдельных индивидов или групп социальными благами. Это могут быть «хозяйственные» (распределение плодородных земель, других средств и орудий производства, предметов потребления) и «идеальные» (неприкосновенность личности, чести, свободы печати, совести собраний, блага).

2. Организационную – проявляется в создании порядка властвования и подчинения в различных социальных организациях, в том числе в государстве.

Л. И. Петражицкий различал интуитивное и позитивное право.

Интуитивное право в психологической теории не является идеальным или желаемым правом.

Интуитивное право – одно из «первичных» проявлений психического опыта индивида. Это «императивно-атрибутивное переживание» поступков людей, позитивного права с точки зрения справедливости как высшего критерия.

В обычном праве выделяется два вида:

1) «Старообразное» – обычное право предков, старых традиций;

2) «Новообразное» – право современных обычаев (возникающих в области этикета, торговли и т. д).

Судебная практика не относится к позитивному праву. Таковыми признаются лишь преюдициальные (отдельные преюдиции в сочетании с судебной практикой) и юдициальное право, возникающее в ходе судебных разбирательств.

К разновидностям позитивного права относятся:

1) книжное право (частные и официальные сборники);

2) прецедентное право;

3) договорное право;

4) право принятых в науке мнений;

5) право юридической экспертизы;

6) программное право.

Правовая жизнь с точки зрения взаимоотношения интуитивного и позитивного права распадается на три области:

· исключительного существования и действия позитивного права;

· существования и действия интуитивного права;

· параллельного существования и действия обоих видов права.

 

41. Ганс Кельзен (1881 - 1973) австрийский философ права. Основная работа "Чистая теория права" (1934. 2 расширенное издание 1960.). Под этим названием строилась теория позитивного права, которая в обеспечение своей чистоты, отказывается от познавательных усилий в отношении всех элементов, которые являются чуждыми позитивному праву. "Чистота" юридической науки означает исключение из нее идеологических аспектов, изъятие любых социальных аспектов, т.е. познания социальной реальности, рассмотрения права во взаимосвязи с другими аспектами общественной жизни.

Предмет изучения теории права составляет законодательные нормы, их элементы, правопорядок как целое, его структура. Ганс Кельзен ставит жесткую задачу объяснить право само из себя как самостоятельную единицу, в отрыве от социального бытия.

Цель теории снабдить юриста, прежде всего судью, законодателя и преподавателя пониманием и описанием позитивного права их страны.

Наука должна описывать свой объект как он есть, а не предписывать: каким он должен или не должен быть с точки зрения некоторых специфических целостных соображений. Последнее есть предмет политики, которое имеет дело с искусством государственного управления, с деятельностью направленной к познанию реальности.

Реальность, т.е. само существование позитивного права, не зависит от своего соответствия или несоответствия со справедливостью. Чистая теория права рассматривает свой предмет как некую копию трасцентральной идеи ("трансцентральный" - в схоластический философии то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями, выходит за пределы всякого опыта, выходит за пределы человеческого сознания), она проводит в тоже время ясное различие между эмпирическим правом и трансцендентальной справедливости путем исключения последней из своего рассмотрения.

Чистая теория права отказывается быть метафизикой права: "то, что не может быть обнаружено в содержаниях позитивных юридических норм, не может войти в правовое понимание". Чистая теория права - это скорее структурный анализ позитивного права, нежели психологическое или экономическое объяснение его фактов или моральных и политических оценок его целей.

Общими источниками единства и значимости норм права выступает постулируемая человеческим сознанием основная норма. Она не является синтезом социальной базы и права, ни нормой естественного права. Функция основной нормы, утверждал Ганс Кельзен, не аксиономическая, а познавательно-теоретическая, как предпосылка и условие единства и значимости всех норм данной системы, основная норма является трансцендетально-логической категорией познания.

С помощью основной нормы, согласно теории Ганса Кельзена, право достигает единства, не прибегая к метаправовым источникам и образует ступенчатый порядок, в котором низшие формы вытекают из высших. Высшая ступень права - конституция - черпает свою обязанность непосредственно в основной форме. Далее в нисходящей ступени следуют законы и общие нормы. Низшую ступень образуют так называемые индивидуальные нормы, создаваемые судом и органами управления применительно к отдельным правовым ситуациям.

В трактовке соотношения права и власть, право и государство позитивисткая традиция поступает наиболее отчетливо. Государство, рассуждает Кельзен, представляет собой систему отношений подчиненности и господства, т.е. отношений, в которых воля одних выступает в качестве мотива для выступления других. Существо этих отношений состоит в том, что они образуют урегулированную систему принуждения. В этом качестве отношения господства и подчиненности, политические отношения относятся не к сфере сущего, а к сфере должного. Но ведь тоже самое, утверждал Ганс Кельзен, представляет собой и право. Следовательно, заключает он, государство, как нормативный порядок человеческих отношений господства и подчинения, идентично праву. Государство есть относительно централизованный правопорядок.

Вывод: Несмотря ни на что юридические нормативы в XX веке были существенно потеснены социологическим и естественным правыми теориями, все же они продолжают занимать значительное место в праве, особенно в отраслевых дисциплинах и оказывают большое влияние на практику применения законов.

 

42. Л. Дюги

В первой половине XX века широкое распространение получило политико-правовое учение солидаризма, главным представителем которого был Леон Дюги (1859 -1928 ) теоретик права, конституционалист, декан юридического факультета в Бордо.

Он, опираясь на идеи французских социологов О. Конта, Э. Дюркгейма и Л. Бурнежуа, развил концепцию социальной солидарности. В теории Л. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности.

Общество делится на классы, каждый класс выполняет свою миссию, свой долг, свою социальную функцию по обеспечению солидарности и гармонии общества. Эти социальные связи основаны на разделении труда. Сотрудничество классов в процессе разделения труда приведет к преодолению теневых сторон капитализма мирным путем, без революций.

Факт общественной солидарности, говорил Л. Дюги, осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости: "не делать ничего, что нарушает социальную справедливость, и делать все возможное для ее реализации и увеличения". Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права.

Юридическая норма - это "верхний пласт" социальной нормы. Отдельные нормы в их многообразии значительны лишь поскольку, постольку они отвечают социальной норме солидарности. Л. Дюги утверждает, что право вытекает непосредственно из социальной солидарности и поэтому стоит над государством. Юридическая норма возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей. Законодатель лишь констатирует, но не создает ее. В этом аспекте теория Л. Дюги связана с социологической юриспруденцией.

Норма социальной солидарности создает для индивида лишь право выполнять "социальную обязанность", определенную социальную функцию, в соответствии с положением которой, данное лицо занимает в системе общественной солидарности и нет других прав.

Существует лишь объективное право - юридическая норма, которая никому: ни индивиду, ни коллективу не дает субъективных прав.

Человек лишь винтик в социальном организме. Индивид - это не цель, а средство выполнять известную работу в деле социального строительства. Для права есть только обязанности. Для каждого класса существуют свои социальные функции.

Государство налагает руку на собственность, которая должна выполнять социальную функцию. Л. Дюги говорил, что собственность социализируется и перестает быть абсолютным правом и трансформируется для собственника в социальный долг.

Л. Дюги говорил о социальной реформе общества. Он высказывал уверенность, что современное общество движется к известному роду федерализации классов, соорганизованных в синдикаты -синдикальный федерализм.

Всеобщее индивидуалистическое избирательное право предлагал заменить организаторским пропорциональным представительством партий и профессиональных организаций. Для этого классовое общество перестраивается на основе синдикатов. Каждый класс объединяется по профессиональному признаку в профессиональные союзы. Отношения между классами регулируется не законами, а договорами.

Соединение синдикатов в федерацию приведет к децентрализации политической власти, к политическому и правовому плюрализму. Власть будет распределяться между различными синдикатами, к которым перейдет вся практическая работа по осуществлению социально-экономических и социально-политических задач.

Деятельность центрального правительства будет направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов.

Некоторые идеи, которые выдвинул Л. Дюги, находят и сегодня применение, так в Норвегии продолжительность рабочего дня и минимальная оплата рабочего часа определяется соглашением организаций предпринимателей и рабочих. Этот договор является договорным.

Вывод: теория солидаризма выделяет следующие постулаты:

1. Общества складывается из связей, объединяющих людей на основе солидарности;

2. Сотрудничество классов, социальных групп регулируется социальной нормой солидарности;

3. Сущность права заключается в общественной солидарности, с которой должно считаться государство;

4. Отвергается самостоятельный статус субъекта права и в особенности его субъективные права.

Социологическая юриспруденция подвергла критике формально-догматическое направление, прежде всего за смешение права и закона. Но, с другой стороны, она сама страдает серьезными изъянами. Так, противопоставляются нормы и правопорядок, отрицается нормативный характер права, отвергается нормативная сила законов, исключаются из правовой науки сущностные и аксеологические проблемы права.

 

43. Теория элит

Ее основателями были итальянские политики Г. Моска (1856 -1941) и В. Парето (1848-1923).

Согласно данной теории политика есть сфера борьбы двух противоположных классов: властвующего меньшинства (элиты) и подавляющего большинства (народ). Первые всегда малочисленны, монополизируют политическую власть, осуществляют политические функции и на этой основе становятся правящем классом. Они живут за счет управляемого класса, который составляет большинство населения и производит материальные средства, необходимые для политического организма.

Моска расценивал идеи демократии, народовластия как утопию, несовместимую с законами общества и противные алчной и эгоистичной природе человека. Моска считал, что власть может быть властью от народа, для народа, но не может быть властью самого народа. "По отношению к власти, - утверждал Моска, - любое общество делиться на два класса: управляющий, политический и управляемый".

"Политический класс" берет на себя государственные функции и пользуется в связи с этим привилегиями. Однако привилегии носят сословный характер. Политический класс властвует над большинством благодаря обладанию рядом качеств, которые меняются в зависимости от времени и обстоятельств (военное могущество, богатство и др. ), а также вследствие его организованности. Большинство не в состоянии противостоять этой силе и не способно объединиться для достижения своих целей.

Фактическое господство "правящего класса" осуществляется посредством весьма сложной системы, соединяющий в себя "профессиональные, бюрократические элементы" с институтами конституционализма и политического представительства. С ее помощью обеспечивается возможность своевременного обновления правящего класса, поддержание его компетентности, способности вести за собой управляемое большинство. Моска считал, что без обновления элиты невозможна социальная стабильность в обществе. Всякая элита имела тенденцию превращения в замкнутую, что ведет к ее вырождению. В обществе имеются силы, способные заменить правящее меньшинство на управляемое большинство.

Моска допускал три варианта динамики политического класса: "увековечение без обновления, увековечение с обновлением и чистое обновление.

Сочетание этих вариантов с двумя формами государственного управления - автократической и либеральной - дает четыре типа государства:

o аристократический - автократический;

o аристократическо - либеральны;

o демократический - автократически;

o демократическо - либеральный.

В. Парето ввел в политическую науку термин "элита". В своем "Трактате по общей социологии" он утверждал, что политическая жизнь есть борьба и сила, циркуляция элит. В обществе всегда правит элита. Возникновение и существование господствующей элиты В Парето объяснял главным образом психологическими свойствами людей. В основе лежат психологические, иррациональные, побудительные начала, так называемые "остатки" - стремления, инстинкты.

В. Парето выделял шесть видов "остатков":

1) инстинкт общительности (для политика - это прежде всего потребность в признании со стороны руководимых им организации, партии, государства);

2) инстинкт комбинации (ярче всего выражен у выдающихся политических деятелей, составляет их главное профессиональное свойство);

3 ) потребность в демонстрации собственных чувств (в политике на этом основаны формы почитания в иерархических системах, ритуалы и культы, вера в вождя и т.д.);

4) стремление к постоянству агрегатов (этим обусловлена возможность длительного существования сложившихся политических институтов, конкретных политических взглядов, законных династий, традиций и пр.);

5) инстинкт целостности индивидуума (в политико-правовой сфере - это стремление объяснить безопасность личности и неприкосновенность собственности );

6) инстинкт сексуальности (самый глубокий, хотя его и пытаются сдерживать моральными, религиозными запретами).

"Остатки" зачастую не осознаются людьми и, во всяком случае, тщательно скрываются с помощью так называемых "производных". Это различного рода идеологические обоснования: от простых утверждений, воззваний и лозунгов, до сложных концепций, доктрин, в которых вытекающая из инстинктов частная выгода облекается в общепринятые благовидные одежды (требования общего блага и т.п.).

Комбинация и распределение "остатков" и "производных", связанных со сферой политической власти, на взгляд В. Парето, предопределяет способность тех или иных людей принадлежать к элите.

Согласно В. Парето "остатки" и "производные" группируются таким образом, что в политическом процессе выделяются два типа элит: элита львов и элита лис. Любая элита успокаивается на достигнутом, теряет свои первоначальные качества и вырождается. В обществе выделяется новая элита, но господствующая элита власть добровольно не отдает. Поэтому циркуляция элит совершается посредством переворотов. В период капитализма господствующая элита лис. Социалистическое и революционно- демократическое движения он считал слабостью этих элит.

Роберт Михелье(1876 -1936 ) применил элитиские концепции Г. Моски и В. Парето к исследованию политических партий. В книге "Социология политических партий в условиях современной демокатии" он утверждал, что во всех партиях, независимо от их типа (как буржуазных, так и социалистические) демократия ведет к олигархии.

Это закономерность развития любой организации, так называемый железный закон. Демократия немыслима без организации, любая организация иерархична по своей природе и требует оперативного управления, осуществляемого немногими, т.е. рядовые партийные массы неспособны к самостоятельному управлению. Однако даже самые демократические взгляды со временем антидемократизируются. Так что на определенном этапе демократия неизбежно оборачивается олигархией. И чем крупнее организация, тем более отчетливо проявляется этот закон. Демократия, следовательно, превращается в арену циркуляции партийных элит.

Вывод: Моска и Парето оказали большое воздействие на развитие буржуазных политических учений XX века, и по настоящее время составляют одно из влиятельных направлений политической мысли Западной Европы.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 521; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!