Комуникативная, перцептивная, интерактивная функция общения



 

Типология коммуникативныхедениц невербальной коммуникацит.

Общение – межличностная коммоникация,т.е. взаимодействие 2х индивид. Соотвт. Индивидуальтное общение. Межличностная коммуникация является целенаправленным процессом, поэтому осуществляется через 3 послед. Этапа.

1. Перцептивный: на нем происходит взаимное восприятие друг друга. На этом этапе необходим устный контакт с партнером. Во-первых привлечь его внимание, убедиться что он готов слушать, и установить необходимый эмоциональный фон.

2. Комуникативный этап- на этой этапе происходит обмен высказываниями. Высказывания должны быть хорошо подготовленными, т.е. содержать в себе объект и основываться на факторах , цифрах и прочее, соответствовать данной конкретной ситуации общения, а также соотв. Запросам и ожиданиями партнера.

3. Интерактивный - обмен не только высказываиями, но и действиями. Это заключительным этап, на нем проверяется эффективность коммуникации. В кач-ве результата могут выступать: правильно понимая высказывания ( адекватность), отношение ( фиксация общих взглядов, общих оценок), желаемое действие со стороны получателя.

 

Если не удалось достичь всего что перечислено, то следует выяснить негативные представления партнера о проблеме, явл. Фильтром восприятия , мешающим прийти к достоверности, а затем назначить новую встречу.

 

Гуманистическая, регулятивная, ритуальная функции общения.

1) Гуманистическое общении – его целью явл. Расширить фонд знаний партнера, побудить его к саморазвитию, а также сделать своим единомышленником. Условия организации общения: опора на индивидуальные особенности партнера ( знать тип мышления). Учет его позновательных возможностей и установок.

Коммуникативные формы: - все обучающие формы – лекции, семинары, доклады, аналитические сообщении, проектные работы.

Методы: убеждения, аргументы, доказательства, разъяснения, сравнительный анализ.

 

2) Манипулятивное общение - сформулировать определенный эмоциональный настрой у партнера, и побудь его к не*** для коммуникатора действию.

Условия организации : опора на индивидуальные особенности партнера ( репрезентативные система, чувства). Осуществляя таким образом подстройку в ведение партнера. Недостаточная информированность партнера и авторитетность внушающего.

Комуникативные формы – презентации, собрания, митинги, лозунги, и призывы, реклама.Басни,притчи, сказки.

Методы: эмоционально окрашенный образный язык . актерское мастерство, искренность, демонстрация чувств.

 

Ритуальное общение - Цель такого общения –обеспечить регуляцию соц. Психики в больших и маленьких группах, сохранить уже имеющиеся традиции и формировать новые.

Условия организации – торжественный характер,( церемониальный), художественно оформленная пространственная среда. Комуннк. Формы : праздники, юбилеи, посвещения.

Методы: использование интерактивных методов взаимодействия , т.е. включения участников в актив. Массовую деятельность.

 

Методы общение : убеждение и внушение.

Убеждение: высказывание доводов в пользу предлагаемого решения или позиции. Убеждения направлениы на сознание партнера.

Условия убеждения:

1. Согласие партнера слушать друг друга, концентрировать внимание на информации.

2. Эмоциональная нейтральность.

Общие правила убеждения:

1. Вежливость и корректность высказхываний. Принижать личность партнера запрещено. При любых ответах партнера ( если он даже сердится) необходимо сохранять вежливость.

2. Простота высказываний

3. Краткость высказываний. Чтобы удержать внимание партнерта необходимо говорить по существу и только то, чьто он ожидает услышать.

 

Приемы убеждения:

1. Прием положительных ответов Сократов.

Прием основан на убеждении от противного. Метод от противного, когда какое-то общепринятое утверждение подробно рассматривается совместно с партнером и выясняется его парадоксальность, его неверность и далее делается вывод, что верно равно противоположное.

2. Прием двухсторонней аргументации – открытиое предъявление как сильных так и слабых сторон предлогаемого решения. Это самокитика.

Самокритика осуществляется не только для того, чтобы вызвать доверие у получателя но и и чтобы совместно с ним обсудить как справ. Со значе. Недостатков.

3. Прием развертывания – аргументация, когда к партнеру применяются все новые и новые аргументы. От простого к сложному.

 

Метод внушения – сознательное, неаргументированное воздействие на получателя информации.

Условия: 1. Личностынй авторитет. 2. Уверенность вербального и невербального поведения.

 

Понятие знака.

Семиотика – наука, изучающая природу, фун-и, виды знаков а также знаковую деятельность человека, исторически сложившееся в симиотике.

2 подхода к изучению знака:

1. Логико-филосовский. Основан Пирсом. Он определял знак как объект ( слово, прдмет, физич. Явл., невербаль.знак) Объект занимающий другой реальный или идеальный объект в процессе сохранения познания и коммуникации.

2. Лингвистическо-коммуникативынй.

Оснв. К.Ф. До Соссюр. В рамках этого подхода знаками являются только слова, а язык рассматривается как знаковая система. Соссюр рассматривает знак как единство означаемых ( значение слова) и означающего ( звучание слова). Соссюр утверждал, что слова как знаки имеют символ. Природу.

Слова имеют договорную природу, создаваемых по соглашению между людьми. Не солучайно в разных изучениях один и тот же предмет будет назван по разному.

В рамках логико-фил. Подхода Г. Фреге состю след симеотическ. ,объясн. Природу знака.

 

 

                                                  Концепт

 

 

               Денотат                                                    знак

Денотат- исходный предмет, который замещает знак.

Концепт- мысли, образ объекта, его идея, его смысл.

 

В рамках этого подхода знак тесно связан с денотатом, даже символы должны от части отражать свойства, характерные для денотата.

 

 

Типология знаков

Существует множество классификаций знаков. Общепризнанной и наиболее полной до сих пор считается классификация, данная основателем семиотики Чарльзом Пирсом еще во второй половине 19 века. Основание его классификации – взаимоотношение знака и его объекта. Это отношение (синонимично используются также термины: форма и денотат, знак и предмет, знак и референт, означающее и означаемое и пр.) служит основой для выделения трех базовых в семиотике типов знаков:

1) знаки-иконы (или иконические знаки, иногда их называют знаками-копиями, знаками-изображениями);

2) знаки-индексы (индексальные знаки, или знаки-признаки);

3) знаки-символы (символические знаки, или условные, конвенциональные знаки).

Эта классическая трихотомия и сегодня представляется нам исчерпывающей системой (несмотря надо сих пор выявляемые в ней погрешности), поскольку выбранный Ч. Пирсом различительный критерий – отношение между знаком и объектом – наиболее общий и релевантный принцип, не зависящий от множества частных свойств знаков.

Символы. Знаки такого рода называют условными, или конвенциональными (от слова конвенция – соглашение). Они потому условны, что их денотат связан с формой как бы по соглашению, договору, негласно заключенными между пользующимися этими знаками. Например, по графической форме «радость» мы не можем определить денотата, и только знание «условия», или «соглашения», что «радость» означает «состояние удовольствия, веселья», позволяет судить о его денотате.Условный знак отличается от других тем, что форма его выражения ни в каком отношении не сходна с его денотатом (формы слов «человек», «письмо», «встреча» и др. ничуть не похожи на человека, письмо, встречу как они есть; флаг и герб страны, будучи символами страны, совсем не похожи на саму страну; нимб над головой святого не похож на качество святости. К символическим знакам относят естественные языки, искусственные знаковые системы (языки программирования, нотную грамоту, химические символы и т. д.).

Индексы. Это указательные знаки. Особенность их в том, что форма и денотат находятся в отношениях смежности, «соприкасаются» друг с другом в пространственном и временном отношениях. Задав вопрос прохожему на перекрестке: «Где находится улица Соборная?» и получив ответ – указательный жест или ответ: «Прямо», мы отлично поймем, куда нужно идти. Понимание достигается благодаря тому, что знак «прямо» или указательный жест употреблены в такой ситуации, когда слушающий и говорящий видят обозначенное ими пространство, одинаково осознают время и находятся в одном пространстве и времени. Форма знака и денотат находятся в отношениях пространственной и временной смежности. Форма является следствием значения, а значение – причиной формы.

Например,дым является индексальным знаком: он указывает на наличие рядом огня; мимика человека, его позы и жесты говорят о его эмоциональном состоянии, повышенная температура – свидетельство болезни; указательный жест определяет направление и место некоего объекта; «Индекс физически связан со своим объектом», – отмечает Ч. Пирс, поскольку без имеющегося рядом во времени и пространстве объекта нет и его знака-индекса». К индексам причисляют как естественные, природные знаки, так и искусственные, созданные человеком намеренные знаки: «Ч. Пирс отмечал, – пишет У. Эко, – что индексальный знак – это такой знак, который привлекает внимание к означаемому им объекту каким-то безотчетным образом /…/ увидев стрелку-указатель, я следую в указанном направлении, при том условии, что меня это сообщение интересует, но в любом случае я сразу усваиваю смысл означаемого»

Иконы (изображения). Иконические знаки (изобразительные) отличаются тем, что их форма и денотат сходны, похожи друг на друга, т. е. находятся в том или ином отношении аналогии. Действие иконического знака основано на фактическом подобии формы и денотата. В знаках-иконах (eikon (др. греч.), icon (англ.) – образ, подобие) форма как бы дублирует содержание, по форме знака можно определить его значение; можно сказать, что форма знака берет на себя функцию значения. Такой знак не нуждается в переводе, потому что он похож на свой объект. Например,рисунок какого-то животного подобен самому животному, человек на фотографии похож на реального человека. Первое заменяет второе «просто потому, – пишет Ч. Пирс, – что оно на него похоже»[6]. К иконическим знакам относят картины, рисунки, фотографии, скульптуры, пиктографическое письмо, чертежи, географические карты, звукоподражания и т. д.

Можно проиллюстрировать смысл некоторого физического сходства между иконическим знаком и денотатом следующим образом: например, наскальные изображения людей и буйволов, сделанные первобытным художником, не вызывают затруднений в идентификации нашими современниками и будут так же понятны и нашим потомкам благодарю сходству изображения с реальным объектом изображения.

Принципиальная особенность иконических знаков состоит в том, что их форма берет на себя функции значения – она сама по себе есть информация о денотате.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 292; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!