Ремесленное производство — база для технического прогресса, обеспечившего капиталистическую промышленную революцию



Общественная мысль Возрождения пропитана противостоянием между интересами старого и нового общества.

1. Возникает гуманизм. В центре не бог, а человек и его природа.

Возникает интерес к дохристианским мыслителям.

2. Реформация (Лютер, Кальвин, Мюнцер). Традиционное католичество вытесняется другими течениями. Демократизация богослужения. Человек ищет призвания в мирских делах и облагораживает земную жизнь.

3. Обозначается разрыв между научным мышлением и религией. Новая картина мироздания строится на принципах небогословской рациональности.

Вектор развития не регресс, а совершенствование человеческого бытия.

Важный фактор исторического прогресса — политическая деятельность.

В XV в. в Англии появляется теория парламентаризма Дж. Фортескью.

Видный политик и пра­вовед XV в., канцлер Англии Джон Фортескью в трактате «О по­хвальных законах Англии» представлял сочетание деятель­ности короля и парламента стало главным признаком наилучшего государственного устройства, истинным сохранением правильности английских политических традиций. Невмешательство в собственность под­данных, в частную их жизнь и права, согласно Фортескью, составля­ет главное свойство правильной власти и наилучше Отвечает «естест­венному закону», знакомому древним английским обычаям и наибо­лее соответствующему интересам подданных. Законы возникают да­леко не по воле единственно правителя, они принимают во внимание интересы всех лиц страны, «а отбирать чужую собственность без со­гласия владельца и помимо его вознаграждения — противно законам». «Король Англии, — резюмировал Фортескью, — не может из­менить по своей воле законов страны, ибо природа его правления не только королевская, но и политическая... Он не может ни изменять законов королевства без согласия своих подданных, ни облагать по­следних против их воли необычными налогами. Таким образом, на­род, управляемый законами, установленными с его согласия и одоб­рения, спокойно пользуется ему принадлежащим, не опасаясь быть лишенным собственности королем или кем-либо другим».

Концепция, изложенная Фортескью, получила распространение в английской политической и правовой литературе последующих сто­летий. Она стала, по сути, первой попыткой представить оптималь­ное и политическое взаимодействие короны и парламента в виде своеобразной дуалистической монархии

В следующем столетии во Франции появляется теория целостности и единства народого суверенитета Ж. Бодена.

Жан Боден (1530-1596) выдвинул идею о государственном суверенитете.

Свои социальные и политические воззрения он изложил в работе "Шесть книг о республике" (1576). В соответствии с положениями "Политики" Аристотеля Ж. Боден считал основой государства семью. Государство представляет собой содружество, которое решает проблемы семьи, сохраняет общественное имущество, основывающееся на частной собственности. Ж. Боден признавал имущественное неравенство в обществе как естественное и необходимое. Государство он определял как правовую власть над социальными вопросами, власть, которой принадлежит решающая сила. Монарх — единственный, абсолютный источник права, суверенности.

Разработка проблемы суверенитета государства является крупнейшим вкладом Ж. Бодена в развитие политико-теоретического знания.

Ж. Боден стремился к гармонической справедливости. Для него она заключалась в распределении наград и наказаний и того, что принадлежит каждому как его право, совершаемое на основе подхода, заключающего в себе принципы равенства и подобия.

Представители третьего сословия разрабатывают утопические проекты будущего.

Утопии Т.МОра и Т. Кампанеллы, в которых содержится критика капиталистического накопления, частной собственности и товарообмена.

В начале книги Мор обращает внимание на существующее неравное социальное положение сословий в Англии, причина которого – обезземеливание крестьянства, политика огораживаний. Далее в книге в красочных тонах рассказывается, как прекрасна и счастлива жизнь на острове Утопия, где нет частной собственности и все принадлежит всем. Там все трудятся (при этом рабочий день не превышает 6 ч), денег нет вообще.

По своему государственному устройству Утопия представляет федеративную республику, которая состоит из 54 городов, представители этих городов заседают в сенате. В каждом из городов проживает около 6000 семей. Все государственные должности в Утопии выборные, а все важные дела городов решает народное собрание. В Утопии разрешены любые религии и секты, только религиозный фанатизм находится вне закона. Что касается атеизма, то он не приветствуется, так как безбожие нельзя допускать.

Основная задача должностных лиц острова состоит в том, чтобы никто не уклонялся от работы. За преступления в Утопии не карают строго. Человек обращается в рабство на время, совершает полезные для общества работы.

Мор не является апологетом индивидуальной свободы. Личные интересы он предполагал подчинить общественным. В частной собственности он видел причину социальных бедствий и препятствие на пути к идеальному обществу.

Утопист Томмазо Кампанелла (1568–1639) изложил свои утопические взгляды в произведении «Город солнца».

Город солнца – прекрасное, совершенное государство, где господствуют философы-священники во главе с Метафизиком. Город солнца – это социально однородное общество, которое ведет общинный образ жизни и где исповедуется простая и рациональная религия. В этом обществе нет места для частной собственности и семьи, потому что детей воспитывает государство. Установлен обязательный четырехчасовой труд. Хозяйственной единицей является не семья, а мастерская (или бригада). Кампанелла возражает против применения рабского труда. Но жизнь в Городе солнца еще более регламентирована, чем в Утопии. Все носят одинаковую одежду, одинаково питаются, одновременно начинают и завершают работу и т. д.

 

Главный принцип - принцип общественной пользы.

Н.Макиавелли

Объясняет человеческие поступки и социальные процессы с точки зрения принципа полезности.

Политический утилитаризм нацелен на экономическое процветание посредством выражения, защиты и контроля имущественных интересов. Интересы соперничают между собой, поэтому государство предназначено для реализации наиболее полезного интереса.

Сфера политики возвышается над повседневной жизнью и здесь не действуют обычные критерии морали. Принципы эгоизма и индивидуализма.

 

Экономические взгляды деятелей эпохи Возрождения воплотились в доктрине меркантилизма.

Истоки этого течения - школа Саламанки и количественная теория денег. (по Синютину)

Меркантилизм исходит из естественных прав человека на собственность.

Также человек склонен к наращиванию собственности посредством обмена. Обмен починяет себе и производство, и общественную жизнь. Критерий успеха человека — прибыль. Ранний меркантилизм ставит задачу протекционизма ради привлечения и сосредоточения в стране ценностей. Поздний меркантилизм ограничивает вмешательство государства. Накопление следовало обеспечить успехами собственной промышленности и завоеванием внешних рынков. Эту идею развивал англичанин Т.Ман.

31. Социально-экономические учения Нового Времени (XVII-XVIII вв)

Рабочая сила освободилась от всякой личной зависимости и выступает как товар на рынке труда. Успешные буржуазные революции (Англия и Франция). Республиканский строй сменяет феодально-абсолютистские режимы.

Усложненяются критерии научности. Поиск истины освобождается от религиозной веры. Мышление людей Нового Времни требовало обоснования догматов фактами опыта и эмпирической достоверности.

Эксперимент становится составной частью научного доказательства.

Значимую роль здесь сыграл Ф.Бэкон.

Научное познание

Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.

Метод познания

Указывая на плачевное состояние науки, Бэкон говорил, что до сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью.

Исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом Бэконом — ранний предшественник научного метода.

В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.

Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. В этом саду вся сирень белая — вывод из ежегодных наблюдений в период её цветения.

Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим чёрную особь. Это заключение всегда носит вероятный характер.

Пытаясь создать «истинную индукцию», Бэкон искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его.

Итак, в своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только его основоположником, но и самым последовательным эмпириком.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!