Теория модернизации экономики и неомодернизации( - ) -1/2



На сегодняшний день в политологической науке не сложилась единая целостная теория, объясняющая закономерности становления и развития демократии.

Интерес к проблемам перехода к демократии возник в 50-60-е гг. как взгляд, в первую очередь США, на перспективы послевоенного развития мира. Критерии развития трактовались в рамках теории модернизации, т.е. осовременивания общества на началах европейского либерализма, рационализма и рыночной экономики. Первые однолинейные теории модернизации увязывали достижение демократии с экономическим ростом и развитием рыночной экономики. Поскольку в качестве образца для подражания выступали экономические, технологические и политические модели организации жизнедеятельности западных стран, модернизация получила название "вестернизации".

Ученые полагали, что на основе "экономической помощи" развитых стран и государственных инвестиций, развития рыночной экономики можно будет обеспечить экономический рост, а следовательно, повысить уровень жизни населения, грамотность населения и тем самым создать социальную базу демократии - средний класс, активно участвующий в политических процессах. Отличительными чертами этого подхода был оптимизм в оценке перспектив демократии и уверенность, что эти изменения могут быть осуществлены в принципе в любой стране, независимо от степени их готовности к этим переменам. Американский политолог С. Липсет предельно четко сформулировал идею взаимосвязи экономического роста с демократией: "Чем больше нация преуспевает экономически, тем больше шансов для того, чтобы нация стала демократической".

В конце 70-х гг. позиции однолинейной теории модернизации были серьезно поколеблены. Ряд стран, демонстрирующий экономический рост, выбрал не демократию, а авторитаризм. Типичной стала фрагментарная модернизация, проявляющаяся в разрыве в развитии экономической и политический сфер. Связано это с тем, что модернизация порождает целый комплекс социальных и политических проблем. Надежды на внешнюю финансовую помощь не всегда бывают оправданными. Ресурсы для модернизации ищутся внутри общества. Это означает, что обязательно будут "проигравшие" группы населения. Резкое имущественное расслоение, крах ожиданий приводят к росту политической активности масс, митинговой стихии, что способствует общественной нестабильности. Выбирая стабильность, политические элиты делают ставку на авторитаризм (эту мысль развивает С. Хантингтон).

Наконец, в первых теориях модернизации игнорировался культурный фактор. Но именно он часто выступает самостоятельным фактором развития, сводя на нет все попытки реформ либо придавая им другие очертания. Примером краха модернизации-вестернизации является неудача "белой революции" в Иране. Религиозная традиция оказалась сильнее светской инновации, выраженной в попытке реформ шаха Мохаммеда Резы Пехлеви. Это пример того, как попытка быстрой модернизации вызывает сопротивление со стороны традиционного фактора.

Сегодня в теорию модернизации внесены определенные коррективы:

- есть мнение, что экономический рост и более справедливое распределение благ, является, скорее, не предпосылкой, а следствием демократических преобразований;

- на развитие стран оказывает влияние культурный фактор, фон исторических традиций, что приводит к неодинаковому восприятию ценностей модернизации;

- страны отличаются разным объемом ресурсов, необходимых для модернизации, что делает возможным многовариантность переходов к демократии.

В последние годы среди политологов стали популярны теории "транзитологии" (от лат. глагола transire - переходить). Ученые пытаются смоделировать процессы переходного (транзитивного) периода от недемократических режимов к демократическим и выявить набор факторов, способствующих или затрудняющих эти переходы. В рамках этого направления выделяется несколько направлений.

Процедурный подход трактует переход к демократии в большей степени зависимым от выбора тактики применения конкретных процедур и технологий в начатых преобразованиях, нежели от социально-экономических и культурных факторов. Например, есть мнение, что расширение политического пространства демократии основано на властном велении правящих элит. В рамках этого направления можно выделить теорию рационального выбора, согласно которой все политические процессы детерминированы деятельностью людей, принимающих решения для получения ожидаемой выгоды. Соответственно переходный период рассматривается как борьба между сторонниками и противниками изменений, исход которой зависит от того, сумеют ли эти группы договориться между собой и заключить "пакт" о наборе новых демократических правил.

Структурный подход анализирует целый набор экономических, социальных, политических и культурных предпосылок. В отличие от ранних теорий модернизации значение этих факторов не абсолютизируется. Как утверждает С. Хантингтон, демократизация в разных странах содержит в своем основании разную комбинацию факторов, что ведет к установлению демократических устройств, отличающихся от страны к стране. Существуют схемы, сочетающие процедурный и структурный подходы.

 

Модернизация в конкретных сферах жизни общества:

В социальной области модернизация связывалась с четкой специализацией людей, общественных и государственных институтов по видам деятельности, которая все меньше зависела от пола, возраста, социального происхождения, личных связей людей и все больше – по мере развития модернизации – от личных качеств человека, его квалификации, усердия, образования. Социальная модернизация рассматривалась и как замена отношений иерархической подчиненности и вертикальной зависимости отношениями равноправного партнерства на базе взаимного интереса. Теоретики модернизации исследовали, как в процессе перехода от традиционного общества к современному изменяется роль и функции семьи, демографическая структура, как с этими изменениями связана ускоренная урбанизация.

Экономическая модернизация означала развитие и применение технологии, основанной на научном знании, высокоэффективных источников энергии, углубление общественного и технического разделения труда, развитие рынков товаров, денег и труда, а впоследствии и их регулирование, постоянное усложнение организации производства, существование стимулов для создания и внедрения технологических и организационных новшеств.

17. История формирования социологических идей о труде.

 

Наиболее ранние проявления экономической мысли рассматривает Вологдин А.А. на примере истории Древнего Востока. Народы этих стран стали земледельческими раньше других, чему способствовал благоприятный климат и разнообразие природных условий. На базе высокой урожайности накапливалось материальное богатство. Процесс становления рабовладельческого строя, культурный расцвет стран Древнего Востока явились основой развития экономической мысли. Наиболее актуальными вопросами трудовых отношений того времени были морально-политическое оправдание рабства, рационализация труда рабов, роль государства в экономической жизни..

Экономическая наука в Древней Греции зародилась как теория рабовладельческого способа производства, в котором особое место занимал вопрос о взаимоотношении натурального и товарного производства. В этот период (IV в. до н э.) появляются экономические трактаты Ксенофонта, проекты Платона, Аристотеля.

Экономические взгляды Ксенофонта представляют собой руководство по организации рабовладельческого хозяйства. Основой хозяйства и источником благоденствия он считал земледелие. Вместе с тем он рассуждает о разделении труда, специализации ремесленников в крупных городах. Сочинения Платона представляют собой программу стабилизации рабовладельческого строя путем возврата к натуральному хозяйству, ликвидации полисной демократии и ограничения прав свободного населения. В сочинении «Законы» он выступал за установление правил работорговли, возрождение мелкого крестьянства, натуральное хозяйство и земледелие. Много внимания Платон уделял разделению труда, совершенствованию трудовых отношений различных социальных групп. Он создал социальную пирамиду, состоящую из рабов, крестьян, философов и воинов. Аристотель также развивал основы экономической науки с позиции оправдания рабства, рассматривая его с позиции господства и подчинения, он отмечал, что раб является частью господина, поэтому «дурное применение власти не приносит пользы ни первому, ни второму». Аристотель выступал за земледелие, натурализацию хозяйства, запрет ростовщичества.

Рассматривая развитие представлений о трудовых отношениях в Средние века, Вологдин А.А. показывает воздействие на них процессов, связанных со становлением феодализма. Одной из главных проблем экономической мысли того времени является обоснование монополии крепостников на землю и основ организации отношений. Труд полусамостоятельного крепостного был более производителен, чем труд рабов. Это меняло методы принуждения. Ускоряло развитие процесса принудительной кооперации труда, возникновение форм крупного производства. В связи с этим экономической мысли Средневековья свойственно обращение к разработке принципов рациональной организации поместного хозяйства, поиску методов эффективного принуждения крестьян. Достижения экономической мысли в сфере трудовых отношений закреплялись в записи обычного права.

На рубеже XII-XIV вв. происходит переход феодального хозяйства к оброчной системе. Это меняет основы трудовых отношений субъектов феодальных отношений. Католическая церковь выступала за укрепление крепостничества и усиление эксплуатации крестьян. Она увеличивала свои земельные наделы и влияние. В результате католическая церковь стала самым крупным земельным собственником.

Для Нового времени особое значение имеет возникшая в конце XVII -начале XVIII вв. классическая школа, которая выступала с критикой меркантилизма и занималась поиском богатства в сфере производства. Первый этап развития этой школы связан с именем Ф.Кенэ. Его учение о «чистом продукте» позволило осуществить анализ производительного и непроизводительного труда, места и роли групп населения в обществе. В учениях о классах Кенэ попытался определить экономическую основу деления общества на классы. Он делил его на производительный (продуктивный) класс, относя к нему занятых в земледелии, включая собственников земли, занятых в земледелии и создающих земельную ренту и бесплодный класс (промышленный). Ко второму он относил занятых работами и услугами вне сферы земледелия.

Второй этап развития классической школы связан с именем А.Смита. Его научная деятельность совпадает с периодом мануфактурного производства и затрагивает этап промышленного переворота, выдвинувшего на первое место фигуру промышленника. Основной труд А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) стал научным объяснением функционирования рыночного хозяйства.

Центральное место в его методологии занимает концепция экономического либерализма, основанная на идеях «естественного порядка» и «экономического человека». Он считал, что исходным пунктом развития общества является «экономический человек» с его естественной свободой и личными интересами. Смит осуждает дворянские привилегии, крепостной строй и развивает тезисы о преимуществе вольнонаемного труда, выступает за свободу профессий и миграции населения. Разрабатывая теорию товарного хозяйства, в числе главных факторов повышения производительности труда он считает его разделение. Разделение труда Смит считает прирожденной склонностью людей к обмену, желанием заниматься наиболее удобной и выгодной для них работой.

Важное место в теории Смита занимает анализ доходов. Он определил факторы, вызывающие дифференциацию оплаты труда (профессиональная принадлежность, отраслевая принадлежность, государственная регламентация и т.д.). По мнению Смита, общество не может процветать, если значительная его часть бедна и несчастна. Таким образом, Смит создал основы теории либеральной рыночной экономики. Впервые проблемы экономической эффективности были увязаны с необходимостью обеспечения социальной справедливости.

Ранние социалисты-утописты, к которым принадлежали Т.Мор и Т.Кампанелла, критикуя капитализм рисуют картину общества, в котором не будет эксплуатации. Они рассматривают трудовые отношения как возможность для развития людей, а труд как честь. В работе «Утопия» Т.Мор писал, что члены общины должны кроме земледелия владеть и ремеслом, люди, посвятившие себя науке освобождались от труда. Мор предлагал установить 6-часовой рабочий день, чтобы свободное время люди использовали для развития. Т.Кампанелла в своей работе «Город солнца» трактует труд как всеобщую обязанность. Он предлагал посвящать труду 4 часа в день, а остальное время учебе, отдыху и развлечениям. Сен-Симон так же считал труд значимым общественным явлением, подчеркивая, что он является обязанностью всех людей. Праздность, по его мнению, ненормальное явление, а труд источник добродетели. Чтобы большинство общества было счастливо, он считал необходимым устранить наследственную знать, , выкупить землю у землевладельцев, не ведущих хозяйство, передать власть представителям промышленного класса.

К моменту зарождения марксизма существовал широкий спектр социально-экономических учений, по-разному понимавших социально-целесообразную модель трудовых отношений.

Предпосылками возникновения марксизма стали процессы бурного развития капитализма, возникновение огромной армии наемных работников, усиление капиталистической эксплуатации и социально-экономическая дифференциация населения. Представители марксистской школы считали, что человеческое общество проходит в своем развитии пять способов производства, среди которых первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Критериями являются производственные отношения, которые зависят от формы собственности, отражают характер соединения средств производства с рабочей силой и эволюцию производственных сил. Марксизм внес в теорию трудовых отношений тезис о необходимости освобождения труда, что на практике означало устранение одной из сторон трудовых отношений - предпринимателей. Ликвидация частной собственности на средства производства устранит отчуждение работников. Овладев средствами производства, общество уничтожит порабощение работников.

Таким образом, к началу Нового времени сложились три модели трудовых отношений. Первая модель представляет собой теорию неограниченного либерализма. Ее представители считали недопустимым вмешательство государства в трудовые отношения. Считая, что в обществе управляет невидимая рука рынка, основную роль они отводили конкуренции. Главным двигателем экономики по представлению либералов является частный корыстный интерес.(А.Смит, Д.Рикардо). Вторая модель относится к идеям социального государства, выдвинутых Сен-Симоном, Фурье, Сисмонди. Третью группу теорий составляют учения, отрицающие рынок как социальное устройство (К.Маркс, Ф.Энгельс).

19.Предмет и метод социологии труда. СТ – отрасл дисциплина (является теорией ср уровня), базируется на общей социологической теории, но и форм свой подход. Осн изучаемое явл-е - труд как соц феномен. Труд– осознанная целенапр общественно обусловл дея-ть, напр на изм самого ч-ка и об-ва, с целью получ общественно полезной материальной ценности. Социальный компонент труда – взаимод чел-ка, об-ва и природы. Это взаимод-е опосредовано обществ отн-ми, нормами и установками. Труд явл социально зависимой дея-ю, т.к. ч\з об-во происх оценка человеч деят-ти.т Предмет СТ – структура и мех-мы соц-трудовых отн-ий, соц процессы в сфере труда; поиск общих закономерностей взаимодействия, анализ взаимосвязей труда как соц института с др соц инст-ами. Концепции: А.Смит. 1776 «Исследование о причинах и природе богатства народов». Заложил основы полит экономии, критика меркантилизма (деньги выше всех ост товаров т.к. они не уничтожимы в обмене). Произв-во и труд – центр виды дея-ти в об-ве. Труд – всеобщ мера ценности товаров => все виды труда с соц т.зр равнозначны. Соц стр-ра об-ва зависит от его эк отн-ий. Осн классы опр-ся исходя из эк хар-к (видов дохода): рабочий класс – з\пл; капиталисты – прибыль; землевладельцы – рента. Рабочие д.б. заинтересованы в капиталистическом разв-ии об-ва, т.к. рост капитала => спрос на раб силу высок => растет ее цена. Природа действия ч-ка в эк сфере – утилитарно-рац, рац эгоизм – ведущий принцип эк отношений людей. Роль эк-ки в об-ве: это отд самодостат система, имеет мех-мы саморегуляции, естест з-н спроса, предл и конкуренции, при этом гос-во не д.б. собственником и не д. устанавливать монополии, т.к. оно заботится о производителе, а потр-ль – в проигрыше. Маркс«Экономико-философские рукописи 1844 года», «Капитал». Труд – 1) идеальная дея-ть (есть цель, ср-ва, образ рез-та), 2) материальная дея-ть, 3) в продукте труда отчуж дух его создателя, 4) основа по отн к др видам дея-ти Иссл-е капит формы труда. Осн хар-ка – отчуждение. 1. Отчуждение от соб-ти. 2. Отчуждение ч-ка от ч-ка (у рабочего и хозяина противоп интересы). 3. Трудящийся отчуждается от потр-ти в труде и человек – сам от себя. Труд уже выст не как самоцель, но как ср-во удовл-я потр-тей => жизнь стан-ся ср-вом к жизни. В труде рабочий не утверждает себя, а отрицает. Ч-к при капит-ме сущ-ет как обесчеловеченный товар. Деньги из посред-ка стан-ся господином. Именно отсюда произрастают отн-я собств-ти, классы, а не наоборот. д\Маркса трудовое содержание стоим-ти важно как пок-ль его соц содержания. Только труд, а не земля и не капитал, производят стоим-ть. В самом базисе производств отн-я яв ведущими по отн к производит силам. Вебер. «Хозяйство и об-во», «Протест этика и дух капит-ма». связь этики и религии с возникн капиталист труда. Капиталистическая мотивация труда носит целерац хар-р (пуританская конц-я – труд д.б. самоцелью), социалистическая – ценностно-рац, докапиталистич – традиц (стимул –стандарт жизни, трудится, чтобы заработать ср-ва к жизни). Разделение труда: а) Техническое (в за приемлемый в-ти от функций и от дифференциации действий) б) экономическое (в зав-ти от орг-ии предпр-я) в) социальное (в зав-ти от обладания ср-вами произ-ва). Виды присвоения права на труд: присвоение труда самим раб-ком (пример: цеховые мастера), владельцем раб-ка (крепостной труд), организацией рабочих (профсоюз). Э.Дюркгейм 1893 «О разделении общественного труда». Социальная ф-я разд.труда. – создание солидарности (орг – когда люди все больше отл друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, в отл-ии от мех солид-ти в доиндустр об-вах). Причины р.т.: 1. распад сегментарной стр-ры об-ва. 2. Рост физич и моральной плотности (на ограниченной терр-ии однородные об-ты приходят в конфликтное состояние). 3. Др соц причины: переход к монотеизму, к городскому образу жизни. Метод СТ: метод– способ теоретического или эмпир получения информации в пр-ссе исследования. Каждое науч напр имеет свой метод, собств методологию Осн ключ аспектом метода соц труда явл тот факт, что труд социален. Труд имеет истор х-ер (сильнейшая корреляция м/у трудом и развитием). СТ использует общенаучные методы: диалектический (познание действительности в ее развитии и самодвижении согласно 3м законам диалектики – отрицание отрицания, единство и борьба противоп, переход количества в качество); структурно-функциональный; типологизация и классификация, систематизация и.т.д. И методы сбора и обработки информации:опросы, наблюдение, анализ документов, экспертные методы (кач и колич).

 

21. Заработная плата: сущность, основные функции и модели.

 

С введением в действие Трудового кодекса РФ впервые появилось законодательное определение таких понятий, как «заработная плата», «оплата труда», «тарифная ставка», «тарифная сетка», «тарифная система» и др.

Заработная плата – вознаграждение за труда в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выполаты компенсационного и стимулирующего характера.

Оплата труда – система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. То есть оплата труда наёмных работников, кроме заработной платы, включает в себя отчисления работодателей в бюджет в виде единого социального налога.

Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) - гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

Тарифная ставка (оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени.

Тарификация работы - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника.

Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.

Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов.

Тарифная система - совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий.

 

При организации оплаты труда ИТР, служащих, государственных служащих используются преимуществленно повременные системы оплаты, а при организации оплаты труда рабочих – сдельные.

Сдельные системы оплаты труда подразделяются:

· На прямую сдельную;

· На сдельно-премиальную;

· На сдельно-прогрессивную;

· На косвенную сдельную;

· На аккордную и др.

Сущность прямой сдельной системыоплаты труда – в начислении заработка по заранее установленной расценке на единицу произведённой продукции. В том случае, когда применяются нормы выработки, расценка определяется делением тарифной ставки, соответствующей разряду работы, на норму выработки, а при применении нормы времени – умножением тарифной ставки, соответствующей разряду работы, на норму времени.

Сдельно-премиальная система оплаты труда применяется, когда рабочему сверх заработка по прямым сдельным расценкам начисляестя и выплачивается премия за выполнение и перевыполнение заранее установленных количественных и качественных показателей.

При сдельно-прогрессивной системе оплаты труд рабочего в пределах установленной нормы оплачивается по основным одинарным расценкам, а сверх установленной нормы – по повышенным сдельным расценкам.

Косвенная сдельная оплата труда основывается на том, что размер заработной платы вспомогательных рабочих ставится в прямую зависимость от результатов трдуа обслуживаемых ими основных рабочих. Косвенные сдельные расценки определяют дифференцированно по каждому обслуживаемому объекту путём деления дневной тарифной ставки вспомогательного рабочего на произведение количества обслуживаемых объектов и планового объёма производства по данному объекту обслуживания.

Аккордная система оплаты труда применяется для усиления материальной заинтересованности отдельных групп работников в повышении производительности труда и сокращении сроков выполнения работ. Размер такой оплаты труда производится на основе действующих норм времени и расценок. Как правило, для определения суммы оплаты по аккордному наряду составляется калькуляция с указанием перечня всех работ (операций), входящих в задание, расценок на одну операцию и общей стоимости выполнения всех операций, общего размера оплаты за выполнение аккордного задания.

Бестарифные системы оплаты труда, как правило, применяются в случаях, когда в результатах труда заинтересован весь коллектив и невозможно учесть результат труда каждого конкретного работника. Таким образом, эти системы основываются на зависимости уровня оплаты труда работника от результатов труда всего коллектива. Твёрдые тарифные ставки (оклады) не устанавливаются, а заработная плата между работниками может распределяться с применением коэффициентов, характеризующих их квалификационный уровень, и коэффициентов трудового участия в общих результатах деятельности или единого сводного коэффициента распределения.

Заработная плата - это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода ( чистую продукцию), зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала.

Определим сущность заработной платы. Большую часть доходов потребителей составляет заработная плата. Поэтому она оказывает определяющее влияние на величину спроса потребительских товаров и уровень их цен. В экономической теории существует две основных концепции определения природы заработной платы:

а) заработная плата есть цена труда. Ее величина и динамика формируются под воздействием рыночных факторов и в первую очередь спроса и предложения;

б) заработная плата - это денежное выражение стоимости товара «рабочая сила» или «превращенная форма стоимости товара рабочая сила». Ее величина определяется условиями производства и рыночными факторами - спросом и предложением, под влиянием которых происходит отклонение заработной платы от стоимости рабочей силы.

Заработная плата как денежное выражение стоимости товара «рабочая сила». Эта концепция была разработана К. Марксом. В основу он заложил положение о разграничении понятий «труд» и «рабочая сила» и обосновал, что труд не может быть товаром и не имеет стоимости. Товаром является рабочая сила, обладающая способностью к труду, а заработная плата выступает в качестве пены этого товара в виде денежного выражения стоимости. Рабочий получает оплату не весь труд, а только за необходимый труд. Экономическая природа заработной платы состоит в том, что за счет этого дохода удовлетворяются материальные и духовные потребности, обеспечивающие процесс воспроизводства рабочей силы. К. Маркс установил. Что величина заработной платы не сводится к физиологическому минимуму средств существования, она зависит от экономического, социального, культурного уровня развития общества, а также от уровня производительности и интенсивности труда, его сложности и от рыночной конъюнктуры.

«Производительная» теория заработной платы. Согласно этой теории, главным фактором, определяющим размер заработной платы, является уровень производительности труда. Американский экономист Г. Кэрри (1793-1879 ) утверждал, что заработная плата повышается и падает пропорционально производительности труда. Основным недостатком этой теории является использование при определении различий в уровнях заработной платы лишь одного фактора - производительность труда.

Теория предельной производительности. Эта теория была сформулирована американским экономистом Дж. Клерком (1847-1938). Она основывается на том, что производительность любого фактора падает по мере его увеличения, если одновременно другие факторы остаются неизменными. Применительно к заработной плате Дж. Кларк исходя из того, что при неизменной величине капитала всякий дополнительный работник будет давать убывающую массу продукции. В этих условиях заработная плата будет определяться предельной низшей производительностью, свойственной последнему, «предельному рабочему».

 

28. . Тенденции развития социально - экономической мысли античности.

Социальные предпосылки возникновения науки:

 - установление рабовладельческих отношений в домашнем хозяйстве при сохранении большой доли свободного населения.

 - развитие городского общественного хозяйства.

 - доминирование торгово-промышленных интересов.

 - процветание народовластия, общественной открытости, состязательности, творческого подхода к решению проблем.

Изначальная систематизация научных суждений происходила посредством поиска первоосновы, или первопричины. Эта ранняя античная форма науки приняла вид философского знания. Античная наука была близка к повседневному сознанию греков, сохраняя прочные корни в мифологии и религии.

Взгляды древних греков на общество имели преимущественно моральное оформление. Содержанием общественной жизни осознавалась добродетель. Человеческая природа была постоянна и заключалась в совокупности добродетелей. Верховная добродетель – справедливость.

Этапы развития:

 - Ионический период. Начальная рационализация мифологии и первые философские школы (VIII – VI вв. до н. э.). Основные тенденции общественной мысли здесь отражали противостояние старой земельной аристократии и мелкого крестьянства, поддерживающего ремесленно-торговые слои полиса. Рабовладение еще не приняло зрелые формы и не осознавалось как существенная черта социально-экономической жизни (представители – Фалес и Гераклит).

 - Афинский период (V-IV до н.э.). Расцвет полисной системы рабовладения, расцвет научного мышления. Философское знание разделилось на два течения: идеализм и материализм. Софисты содействовали переносу познавательного интереса философов с природы на общество. Это существенно повлияло на дальнейшие успехи социально-экономической мысли греков. Философия стала искусством правильной жизни человека (Учения Платона и Аристотеля, находятся в рамках этого периода).. Социальное учение Платона

Выдающийся древнегреческий философ Платон (428 - 347 гг до н является.) Прославил свое имя философскими и социально-экономическими трудами. Главные из них - "Государство" и "Законы". Социально-экономические взгляды Платона получили концентрированное выражение в модели идеального государства (труд "Государство"). Под ней он понимал сообщество людей, в которой вполне "естественно" существует разделение на богатых и бедных, а также на "свободных и рабов. "Свободными" могут быть только греки. Высшие состояния, прежде аристократия и военные, должны быть лишены хозяйственных забот. Интересно, что им не нужна, по его мнению, частная собственность, семья и любые частные интересы. Но содержать их имеют "свободные" граждане (простой люд и рабы). Последние могут иметь дом и земельный участок, полученную от государства на условиях владения и пользования. При этом на государство возлагается задача строго присматривать за имущественной равенством и предотвращать значительному обогащению одного гражданина перед другим (не более чем в четыре раза). Такой социально-экономический строй, по мнению Платона – справедливый .

Главная отрасль экономики - земледелие, а дополнительная - ремесленничество. Экономическая основа государства - натуральное хозяйство, но разделение труда обусловливает также мелкую торговлю. В целом в торговле, особенно крупной, относился нехорошо. Для аристократов и философов, а также "стражей" (военных) занятия торговлей недопустимо и даже позорное. В идеальной государстве Платона есть три "социальные состояния": философы, которые управляют государством; воины, которые ее защищают; землевладельцы, ремесленники и мелкие торговцы. Элита общества - философы и воины. Для них общего потребления, что и дало повод последующим исследователям толковать его социально-экономическую концепцию как пример "аристократического коммунизма".


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 390; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!