Экономика и социология потребления(1/2)



Nbsp; Вопросы по профилизации «Экономическая социология»: вопросы 1. Методологические основы экономической социологии 2. Исторические этапы развития экономической социологии 3. Экономика с точки зрения социологии 4. Экономика как социальная система. Структура и функции экономической системы 5. Социальные регуляторы экономической системы 6. Экономика и производство. Социологическая теория производства 7. Потребление и распределение как социологические категории 8. Обмен как форма социальной жизни 9. Социально-исторические типы экономических систем. Социальные основания доиндустриальных экономических систем. 10. Социологические концепции капитализма 11. Социальная история и характеристики современной экономической системы 12. Социальные аспекты экономической глобализации 13. Теории модернизации и неомодернизации 14. Теория зависимости: основные положения 15. Критика классических концепций экономического роста в экономической науке и социологии 16. Индустриальная революция и экономический рост в социально-историческом контексте (традиционные и современные подходы к анализу) 17. История формирования социологических идей о труде в древнем мире, в средние века, в новое время   18. Понимание труда в различных социологических теориях (материалистической, системной, институциональной, эволюционной, структурно-функциональной). 19. Предмет социологии труда. 20. Рынок труда как социальный институт. 21. Заработная плата – принципы формирования и социально-экономическая сущность. 22. Основные характеристики современного труда в сферах материального производства и услуг   23. Социальное неравенство и пути его анализа. 24. Роль распределения в регулировании экономических отношений современных обществ.   25. Государство как субъект отношений собственности 26. Общественные блага и отношения собственности 27. Классы и распределение собственности 28. Тенденции развития социально-экономической мысли античности. 29. Тенденции развития социально-экономической мысли средневековья. 30. Тенденции развития социально-экономических идей эпохи Возрождения. 31. Тенденции развития социально-экономической мысли Нового Времени. 32. Институциональная экономика двадцатого века. 33. Новая экономическая социология и концепция доверия. 34. Общественный и частный сектор в системе рыночной экономики 35. Модели взаимодействия экономики и государства 36. Социологический подход к предпринимательству 37. Социологические и экономические проблемы демографии 38. Понятие трансакционных издержек и их основные виды 39. Стабильность экономических институтов и институциональные изменения. 40. Институциональная структура общества. Институты формальные и неформальные и их взаимодействие   2.Истоки социально-экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV-III в. до н. э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций (551-479 гг. до н. э.), указывалось на различия в умственном и физическом труде, причем первый объявлялся монополией "высших" слоев, а второй - уделом "простолюдинов" основную массу которых составляли рабы. Дальнейшее развитие социально-экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта (430-354 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) - можно охарактеризовать как теоретически исходные пункты современной социально-экономической науки, например, идея о полезности как основе ценности хозяйственных благ, правильного обмена хозяйственных благ, обмена эквивалентов и т. д. В связи с тем, что в условиях рабовладения физический труд считался занятием, неприличным для свободного гражданина, поэтому и продукт тогда оценивался только с точки зрения его полезности, а не труда. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима: Катона Старшего (234-149 гг. до н. э.), Варрона (116-27 гг. до н. э.), Лукреция Кара (99-55 гг. до н. э.), Калумеллы (I в. н. э.), Сенеки (2-65 гг. н. э.) - являлись своего рода развитием экономической мысли Древней Греции. Здесь также обосновывается необходимость рабства, но уже находят свое отражение упадок и разложение рабовладения. Так, Сенека, утверждавший, что все люди по природе равны, осуждал рабство. Он писал: "Они рабы. Но они люди". Сенека выступал против ростовщичества, хотя сам через вольноотпущенников занимался ростовщичеством и был очень богат. Его идеи оказали влияние на христианство, которое в свою очередь ознаменовало собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: "Если кто не хочет трудиться, тот не ешь". Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов труда, понятия собственности, богатства и многие другие социально-экономические проблемы в той или иной степени изложены в христианском учении. Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внешних и внутренних рынков, интенсификации денежного обращения. Экономическая наука откликается на эти процессы появлением меркантилизма. Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства (и в этом их заслуга, ибо они заговорили об этом первыми). Но трактовали они этот вопрос неправильно, ибо источник богатства выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Отсюда и название данного учения, ибо "меркантильный" в переводе означает "денежный". Меркантилисты были представителями торговцев и выражали их интересы. Идейно близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на защиту, ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров, ограничения проникновения в страну иностранных товаров и капиталов. Наиболее известными представителями меркантилизма были Т. Ман (1571 -1641), А. Монкретьен де Ваттевиль (1575-1621), Г. Скаруффи (1519-1584), Д. Норе (1641 - 1691), Д. Юм (1711 -1776). Антуан Монкретьен де Ваттевиль - яркий представитель меркантилизма во Франции, который обессмертил свое имя тем, что ввел в научный оборот термин "политическая экономия". С выходом в свет его книги "Трактат по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась как политическая экономия. Первая часть данного термина произошла от греческого слова "политейя", что означает "государственное устройство". Следовательно, "политэкономия" дословно переводится как "законы хозяйствования в рамках государства" (не в отдельном рабовладельческом или городском хозяйстве, как у Аристотеля, а именно в государстве в целом). Появление данного термина в это время не случайно, оно обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле. Последняя, по мнению Монкретьена, является источником прибыли, "главной целью различных ремесел" и лучшим способом обретения государством могущества. Разницу между богатством и благосостоянием А. Мокретьен определял так: "Не обилие золота и серебра... делает государство богатым, но наличие предметов, необходимых для жизни..." Он был противником роскоши, которая, по его словам, "для государства чума и роковое разорение". Учение Уильяма Петти (1623-1686) является как бы переходным мостиком от меркантилистов к классической (подлинной) науке - политической экономии. Его работы - "Трактат о налогах и сборах" (1662), "Слово мудрым" (1665), "Политическая арифметика" (1676), "Кое-что о деньгах" (1682). Последняя работа оценена Ф. Энгельсом как шедевр политической экономии. Заслуга У. Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение: "Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать". Новый этап в развитии политической экономии представлен физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Это название в переводе с греческого дословно означает "власть природы". Главным представителем и основателем этого направления был Франсуа Кенэ (1694-1774). В возрасте 52 лет вслед за научными работами по медицине Ф. Кенэ написал главный свой труд по политической экономии "Экономические таблицы" (1758), в котором была предпринята гениальная попытка анализа общественного воспроизводства с позиции установления определенных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство; источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Ограниченность его учения в том, что источником богатства считался труд только в земледелии. Вокруг Ф.Кенэ группировался ряд его талантливых учеников и сторонников: В. Р. Мирабо-старший (1715-1789), Дюпон де Немур (1739-1817), Анн Тюрго (1727-1781). Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823). Адам Смит родился в 1723 г. Его первая книга - "Теория нравственных чувств". А. Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политической экономии. Книга "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1777). В этой книге систематизирована вся сумма накопленных к тому времени экономических знаний. Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл "невидимой рукой". А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительного труда как создателя стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения его производительности, создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения и многое другое. Его исследование стало как бы библией для ученых-экономистов Запада. На ошибки классической школы политэкономии неоднократно указывали русские экономисты в конце XIX - начале XX в. Так, В. Я. Железнов писал, что классическая школа облекла свои положения в абсолютную форму, считала свои теоретические выводы пригодными для объяснения хозяйственных явлений всех времен, стран и народов, а свои принципы (эгоистические интересы и свободная конкуренция) - вечными постулатами для создания нормального строя экономических отношений. Крупным недостатком классической политэкономии было игнорирование роли государства в хозяйственной жизни. Определенным этапом в эволюции мировой экономической мысли стали труды швейцарского экономиста и историка Жана Шарля Леонара Симона де Сисмонди (1773-1842). Он учился в Женевском университете. Жил во Франции, Великобритании, Италии. Главный его труд - "Новые начала политической экономии" (1819). Он выступал с критикой экономического механизма капиталистического общества. В центр экономического учения Сисмонди ставил распределение, от которого зависят потребление и производство. Считал, что политическая экономия призвана быть наукой совершенствования социального механизма ради счастья человека. Идею создания будущего общества, каждый в своем понимании, выдвинули французские социалисты-утописты Анри Клод Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772- 1837) и английский - Роберт Оуэн (1771 -1858). Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм. С именем К.Маркса (1818-1883) связана попытка построить общество без частной собственности на средства производства, опираясь на экономику государственного типа, регулируемую из центра. Его главный труд - "Капитал" (1867), сделавший его одним из величайших экономистов мира. Главные заслуги К. Маркса: создано учение об общественно-экономических формациях, причинах их смены; раскрыты законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения - противоречия, исторически преходящий характер капитализма как формации; разработаны теории воспроизводства и экономических кризисов, цены производства; создано учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре, противоречиях товара, о прибавочной стоимости; раскрыта сущность абсолютной ренты, сущность наемного труда, дана общая характеристика капиталистической эксплуатации.  

Экономика и социология потребления(1/2)

 

 

Переформулируем: социологический подход к потреблению как экономической деятельности.

Потребность – это то, что человек выделяет из окружающего мира, придает этому ценность. Предпочтение одному благу отдается через его сравнение с другим.

Не всякое потребление связано с естественным потреблением благ.

Дискуссия: А.Маслоу иерархия потребностей, т.е. одни потребности насущные, а другие – второстепенные. Не совсем так. Веселов: Потребности – отражают рациональное потребление + как это благо вписывается в систему ценностей человека. Рационализация проявляется в следующем: даже если человек хочет есть, он подумает, что для него вкусно/не вкусно. Вкус и т.п. связан с социализацией. Если пища из другой культуры, то мы задумаемся, не будем есть. Потребность вписывается в систему ценностей.

Потребление.

1. Экономическая функция – воспроизводство рабочей силы

2. Социальная – воспроизводство личности и конструирование идентичности.

Конструирование личности происходит через выбор, что потреблять, таким образом, человек создает образ, через который другие люди воспринимают этого человека. Создается знаковое пространство и символическая коммуникация.

Потребление формирует социальное единство. Напр, молодежная одежда – принадлежность человека к опред возрастной группе. Кроме того, совместное потребление интегрирует группу. Напр, совместные обеды.

Противоположная функция: с помощью потребления человек позиционирует себя в социальной иерархии, определят социальный статус через статусное потребление. Суть такого потребления: с точки зрения полезности разницы может и не быть, но относит потребителя к определенной ступени социальной иерархии. Бурдье: вкус подчеркивает принадлежность, положение.

Потребление (как соц феномен) интегрирует в социальную структуру, участвует в социальной коммуникации, человек выражает свой статус.

Потребление может быть как потребление товара/услуги или денежное потребление, потребление потребительной стоимости (полезности) или стоимости (цены).

Капитализм – массовое производство, которое порождает массовое потребление, а оно вновь массовое производство. Современное общество – общ-во изобилия, дает всем необходимый минимум благ. Потребление в кредит. Покупки в кредит. Но: Кейнс: с ростом доходов человек стремится больше накапливать, а не потреблять. Сейчас главная потребность – в деньгах, она не имеет насыщения. Деньги хороши до тех пор, пока не потрачены, они дают власть. При капитализме возникают кризисы перепроизводства из-за высокого предложения и низкого спроса, так как производство работает, чтобы продавать, а люди сберегают деньги.

 

Потребление становится не столько необходимой деятельностью, а смыслом деятельности. Потребление из пассивного стало активным модусом жизни.

 Первые попытки разработки теории потребления связаны с целым рядом ключевых фигур обществоведения XIX-XX веков. К.Маркс выдвинул идею товарного фетишизма. Американец Т.Веблен в конце XIX в. предложил теорию показного (престижного) потребления. Немецкий социолог Г.Зиммель выдвинул ряд ключевых идей теории моды. Немецкий социолог и экономист В.Зомбарт предложил концепцию роскоши. Другой немецкий социолог М.Вебер сформулировал концепцию статусных групп и протестантской этики. Эти имена часто цитируются в исследованиях потребления. Наиболее крупным современным теоретиком потребления является француз Пьер Бурдье (Bourdieu). Главной его работой, посвященной этой проблеме, является “Отличия: социальная критика суждений о вкусе” (первое французское издание 1979 г.). Одним из крупнейших теоретиков потребления является также француз Бодрийяр (Baudrillard), разработавший концепцию “общества потребления”, написавший работу по политэкономии знака. Большое влияние на исследование потребления оказали работы американского социального психолога и социолога И.Гоффмана (Goffman). Большим авторитетом пользуются работы советского литературоведа и культуролога М.Бахтина, чьи идеи находят применение и для понимания поведения потребителей.

Социология потребления.

Социология потребления как наука возникла в 1970-х гг. Активно развитием данного направления социологии занимаются Скандинавы.

Паккард: ввёл термин «Искатели статусов» - люди, которые потребляют дорогие товары для попадания в элитарную группу (Вы ведь оденетесь лучше, чем в повседневной жизни, когда идёте на собеседование, правда? Тем самым Вы хотите показать, что Вы из более высокого слоя, не так ли?).

Концепция Tricle down: потребительские практики скатываются от элиты к нижним слоям. В начале возникает какая-то вещь, и она потребляется богатыми. Но: А. С течением времени данная модель устаревает в связи с появлением более новых и она дешевеет. Б. С течением времени возникают упрощённые модели и они также стоят дешевле. В любом случае они проникают в «массы».

Кэмбел: «Романтическая этика и дух потребительства»: потребление как погоня за мечтами, за символами. Когда у человека нет вещи, он хочет её. Но когда получает, она ему сразу надоедает, и он ищет другую вещь.

 

Постмодерн

Во второй половине ХХ в. в западных странах развивается интеллектуальное течение, получившее в конце 1970-х гг. название постмодернизма. Оно не является какой-то оформленной научной школой, это скорее новое мировоззрение, проявляющееся как тенденция в литературе, искусстве, науке, литературоведении, философии, социологии. Между тем эта интеллектуальная тенденция, с одной стороны, оказывает влияние на массовое сознание, а с другой - сама подпитывается сдвигами в мировоззрении широких народных масс. Говорить, как многие сторонники постмодернизма, что на смену эпохи модерна пришла эпоха постмодерна, пока нет оснований. Модернистское мировоззрение и по сей день четко проявляется не только в России, но и в США, Западной Европе. Скорее можно говорить о том, что на смену безраздельному господству модернистского мировоззрения пришла эпоха его мирного сосуществования со все более усиливающимся постмодернистским мировоззрением, отражающим тенденцию к формированию нового общества постмодерна.

Потребление в свою очередь кардинально меняет свой характер: если прежде это было потребление хлеба насущного, то теперь это потребление символов (Campbell: 98). Меняется само представление о ценности, стоимости вещи. Ее ценность конструируется с помощью смыслов, представляемых вещами. Потребители экономически высокоразвитых стран Запада проявляют тенденцию отдавать предпочтение имиджу продуктов и таким торговым маркам, как обувь фирмы Nike, автомобили BMW и джинсам Levi. Потребители, которые могут их себе позволить, делают своего рода личное заявление с помощью потребляемых ими товаров (Firat 1995: 112).

Модернизм и постмодернизм существенно различаются в понимании самого потребителя. “Модернистское видение потребителей, - отмечает М.Томас, - представляет их как рациональных, планирующих, организованных, конформистских и, вероятно, лояльных. Постмодернизм смотрит на потребителей как на иррациональных, непоследовательных, противоречивых и, возможно, аморальных, но уж точно не моральных индивидуалистов” (Thomas: 57).

Изучение потребления в развитых странах современного Запада привело исследователей к выводу, что оно становится для широких масс населения прежде всего “систематическим актом манипуляции знаками” (Baudrillard 1996). “Можно утверждать, что большая часть современного потребления, - пишет англичанин М.Томас, - это поиск ответа на вопрос: “Кто я?”. Городская жизнь, обезличивающие нас организации и работа, массовое производство одинаковых вещей - все это подрывает устойчивость идентификации. В этих условиях потребление заполняет образующийся вакуум идентичности (Thomas: 56).

Возникает феномен, который называют социальным конструированием чувства идентичности, принадлежности к той или иной группе. Это конструирование представляет собой процесс использования таких предметов потребления, как одежда, обувь, популярная музыка или занятия определенным видом спорта для обозначения себя как члена той или иной группы или наоборот - для подчеркивания своего пребывания вне ее (Bocock 1993: 28).

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 511; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!