Украинская культура ХIХ – начала ХХ в
1.Дворянский этап национально-культурного возрождения в Украине
в периодизации профессора Пражского университета М. Троха
соответствует:
а) культурному;
б) академическому;
в) политическому.
2.По мнению современных исследователей, национально-культурное
возрождение в Украине началось в:
а) последней четверти ХVIII в.;
б) первой четверти ХIХ в.;
в) второй четверти ХIХ в.
3.Национально-культурное возрождение в Галичине связывают с
именем:
а) Маркияна Шашкевича;
б) Ивана Франко;
в) Ивана Вагилевского.
4.Формирование политических партий в процессе национально-
культурного возрождения характерно для:
а) народнического этапа;
б) дворянского этапа;
в) модернистского этапа.
5.Важнейшим произведением украинской национально-политической
мысли конца ХVIII − начала ХIХ века называют:
а) «Летопись» Г. Грабьянки;
б) «Историю Малой России» Д. Бантыша-Каменского;
в) «Историю Русов» (автор неизвестен).
6.Первым на землях Восточной Украины был открыт университет в :
а) Киеве;
б) Одессе;
в) Харькове.
7.Основоположником художественной прозы новой украинской
литературы был:
а) Г. Квитка-Основьяненко;
б) И. Котляревский;
в) М. Шашкевич.
|
|
8.Известный украинский поэт , автор романтической поэмы «Богдан»
(1843):
а) Лев Боровиковский;
б) Евг. Гребенка;
в) Амвросий Метлинский.
9. Основоположник критического реализма в украинской литературе:
а) Н. Костомаров;
б) Т. Шевченко;
в) П. Кулиш.
10.Первым ректором Харьковского университета стал известный
украинский писатель, автор песен и баллад:
а) П. Гулак-Артемовский;
б) Измаил Срезневский;
в) Василий Каразин.
11.Полтавский театр возглавил:
а) Г. Квитка-Основьяненко;
б) С. Гулак-Артемовский;
в) И. Котляревский.
12.Великий русский художник второй половины ХIХ – первой трети
ХХ века, родившийся в украинском городе Чугуеве под
Харьковом, создавший немало произведений на украинскую
тематику, занимавший с 1898 по 1907 г. должность ректора
Высшего художественного училища при Академии художеств:
а) А.И. Куинджи;
б) И.Е. Репин;
в) В.М. Васнецов.
13.Архитектурный стиль, который в начале ХIХ века пришел на
смену классическому стилю:
а) рококо;
б) ампир;
в) необарокко.
14.Известный украинский архитектор конца ХVIII – начала ХIХ
|
|
века, который на протяжении тридцати лет был главным
архитектором Киева:
а) П. Ярославский;
б) А. Меленский;
в) О. Оберетти.
15.Известный скульптор конца ХVIII – первой трети ХIХ века,
выходец с Украины, автор памятников князю Потемкину в
Херсоне, А. Ришелье в Одессе, Минину и Пожарскому в
Москве:
а) И. Мартос;
б) П. Клодт;
в) В. Демут-Малиновский.
16. Период народнического этапа национально-культурного
возрождения, к которому относится деятельность Кирилло-
Мефодиевского братства:
а) научный;
б) позитивистский;
в) романтический.
17.Первая «Украинская громада» на территории Украины,
которую возглавил историк и этнограф Вл. Антонович,
возникла в:
а) Харькове;
б) Одессе;
в) Киеве.
18.Членом этой громады был автор слов гимна, известного сегодня
как «Молитва за Украину», писатель, правовед, педагог:
а) Александр Конисский;
|
|
б) Михаил Драгоманов;
в) Павел Чубынский.
19.Первую украинскую профессиональную труппу в Киеве, в
состав которой входила знаменитая актриса Мария
Заньковецкая, возглавил известный писатель, актер и режиссер:
а) Михаил Старицкий;
б) Панас Саксаганский (Тобилевич);
в) Марк Кропивницкий.
20.Основоположник украинской классической музыки:
а) Николай Лысенко;
б) Михаил Вербицкий;
в) Александр Кошиц.
21.Одной из ключевых фигур украинской общественно-
политической и социально-философской мысли ХIХ века был
историк, философ, экономист, публицист, основатель
альманаха «Громада»:
а) Вл. Антонович;
б) Михаил Драгоманов;
в) Борис Познанский.
22.Днем рождения украинского оперного театра считается
премьера на сцене Киевского городского театра 24 января
1874 года:
а) народной героической оперы «Гаркуша»;
б) оперетты «Рождественская ночь»;
в) оперетты «Черноморцы».
|
|
23.Ведущая роль в развитии украинского языковедения в ХIХ
веке принадлежала известному украинскому филологу:
а) А. Потебне;
б) П. Билецкому-Носенко;
в) К. Шейковскому.
24.Произведение Т.Г. Шевченко «Гайдамаки» − это:
а) бурлеск;
б) реалистическая поэма;
в) героико-романтическая поэма.
25.Один из основоположников национальной реалистической
школы в скульптуре ХIХ – начала ХХ века:
а) И. Мартос;
б) М. Микешин;
в) П. Забила.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
1. Сущность, структура и основные функции культуры.
2. Национальная культура как этносоциальная категория.
3. Генезис и основные этапы развития украинской культуры.
4. Особенности менталитета украинского народа.
5. Природа в украинской культуре и духовности.
6. Особенности первобытной культуры. Художественное творчество первобытного человека на украинских землях.
7. Мифомодель мира и человека в трипольской культуре.
8. Культура древних людей на землях Тавриды: киммерийцы и тавры.
9. Культура скифского периода; звериный стиль в искусстве скифов.
10. Пантеон скифских богов.
11. Культура античных городов-государств Северного Причерноморья и ее влияние на культуру скифских и восточнославянских племен.
12. Религиозные верования славян-язычников.
13. Культура восточных славян на этапе создания государства.
14. Культура Киевской Руси: общая характеристика.
15. Архитектура Киевской Руси.
16. Изобразительное искусство Киевской Руси: мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра.
17. Феномен древнерусской иконы.
18. Литература Киевской Руси.
19. Былинный цикл: основные темы и герои.
20. Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси.
21. Культура Владимиро-Суздальского княжества.
22. Культура Галицко-Волынского княжества.
23. Социально-политическая и культурная ситуация в Украине литовско-польского периода.
24. Украинские гуманисты XV-XVI вв.: Ю. Дрогобыч, П. Русин, С. Ореховский-Роксолан.
25. Острожский культурно-образовательный центр и его роль в развитии украинской культуры.
26. Братские школы и их роль в развитии и утверждении украинской культуры.
27. Петр Могила и его роль в духовной истории и культуре Украины.
28. Киево-Могилянская академия и ее влияние на развитие украинской культуры.
29. Архитектура Украины литовско-польского периода.
30. Изобразительное искусство Украины литовско-польского периода: иконопись, портрет, книжная графика.
31. Полемическая литература в Украине литовско-польского периода как новый литературный жанр.
32. Устное народное творчество: исторические песни и думы.
33. Исторические условия культурной жизни украинского народа во второй половине XVII-XVIII в.
34. Феномен казацкой культуры.
35. Гетманская держава и ее роль в развитии самобытных черт украинской культуры.
36. Архитектура украинского барокко и ее особенности.
37. Модель мира и человека в творчестве Г.С. Сковороды.
38. Специфика украинского барокко в литературе, театре и музыке.
39. Творчество украинских композиторов XVIII в.: М. Березовский, Д. Бортнянский, А. Ведель.
40. Украинская портретная живопись XVIII-начала XIX в.: А. Лосенко, В. Боровиковский, Д. Левицкий.
41. Классицизм в украинской культуре XVIII-начала XIX в.
42. Роль творчества И. Котляревского, Г. Квитки-Основьяненко и Т. Шевченко в становлении новой украинской литературы.
43. Романтизм в украинской культуре.
44. Украинские этнографы и фольклористы XIX в.
45. Особенности украинской архитектуры XIX – начала ХХ в.
46. Украинская литература второй половины XIX – начала ХХ в.
47. Украинское изобразительное искусство XIX – начала ХХ в.
48. Развитие литературы и искусства в западноукраинских землях XIX – начала ХХ в.
49. Украинская тематика в русской литературе и искусстве XIX – начала ХХ в.
50. Импрессионизм и экспрессионизм в украинской культуре.
51. Украинское музыкальное искусство XIX –начала ХХ в.
52. Н. Лысенко как классик украинского музыкального искусства.
53. Творчество Леси Украинки.
54. Украинский авангард.
55. Становление и развитие модернизма в Украине.
56. Украинский театр ХХ в.
57. Изобразительное искусство в Украине ХХ в.
58. Украинская архитектура ХХ в.
59. Музыкальная культура ХХ в.
60. Постмодернизм в украинской культуре.
61. Украинская литература ХХ в.
62. Творчество А. Довженко.
63. Основные тенденции развития украинской культуры на рубеже веков.
64. Основные центры народных промыслов и их специфика.
65. Культура украинского зарубежья.
66. Место и роль украинской культуры и мировой культуре.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Абстракционизм – (лат. abstraction – отвлечение) − художественное мировоззрение, направление в живописи и скульптуре ХХ века, для которого характерно полное отрицание реализма, замена натуралистической предметности свободной игрой линий, форм, цветов. Среди основателей абстрактного искусства − В.Кандинский, К. Малевич.
Авангардизм– (фр. avantgardisme, от avant– передовой, и garde охрана) – условное наименование художественных течений в искусстве ХХ века. Возникает на почве анархического субъективного миропонимания и характеризуется разрывом с предшествующей реалистической традицией, формалистическими поисками новых средств художественного выражения.
Аккультурация– (англ. аcculturation, от лат. ad. – к, и cultura – образование, развитие) – процессы взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого. Во второй половине ХХ века аккультурация трактуется более широко как процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза.
Ампир –(фр.empire – империя, от лат. imperium – власть) – стиль в западноевропейском декоративном искусстве начала ХIХ века, сформировавшийся при дворе Наполеона I. Особенно ярко ампир проявляется в интерьере, мебели, посуде.
Анимизм – (от лат. anima − душа) – одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов и явлений; обязательный элемент всякой религии.
Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Апокриф – произведение иудейской или раннехристианской литературы на библейскую тему, не включенное в канонический текст Библии и отвергаемое Церковью как недостоверное.
Апостол − (греч. «посланник») – согласно Нового Завета, непосредственный ученик Иисуса Христа. Первым в качестве апостола был призван Андрей Первозванный. В «Повести временных лет» сообщается, что он побывал в Тавриде, затем поднялся по Днепру и водрузил крест на киевских горах.
«Апостол» − первая печатная книга в Украине; издана И. Федоровым в феврале 1574 года во Львове.
Артефакт – (лат. аrtefactum – искусственно сделанное) – любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры могут быть названы: предметы и вещи, техника и орудия труда, одежда и хозяйственная утварь, созданные людьми. К артефактам культуры относятся и любые феномены духовной жизни общества, в том числе – научные теории и суеверия, произведения искусства и фольклора, т.е. все то, что характеризуется как духовная или идеациональная сторона жизни общества.
Архетип − (греч. arhe – начало и typos − образ) − прообраз, первичная форма, образец. В аналитической психологии К. Юнга понятие А. соотносится с бессознательной деятельностью людей. Архетип − это врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Согласно Юнгу, А. служат питательной почвой творчески-продуктивного, в т.ч. и художественного воображения и фантазии; находят воплощение в сновидениях, мифах, сказках, выступают исходным материалом для художественной литературы и искусства.
Байда – обобщенный образ патриота родной земли, борца против турецко-татарского гнета.
Балаган – старинное народное театральное зрелище комического характера с примитивным сценическим оформлением.
Барокко– ( лат. barocco – причудливый) – художественный стиль ХVI – ХVIII вв. в Западной Европе, отличавшийся декоративностью, живописностью, причудливостью форм. Получил наибольшее распространение в архитектуре. Стиль отражал динамизм модели мира и внутреннюю противоречивость человека.
Барокко украинское (казацкое) –художественный стиль в украинском искусстве ХVII – ХVIII вв., отличающийся от западноевропейского барокко меньшим количеством украшений, простотой и спокойствием.
Берегиня – образ доброго духа в верованиях восточных славян.
Братства – национально-религиозные и общественно-культурные организации в Украине конца ХVI – ХVIII в.
Былины − народные эпические песни периода Киевской Руси.
Вертеп − (старослав. «пещера»)–переносной театрмарионеток, место кукольных представлений на библейские сюжеты, связанные с Рождеством.
Веснянки – вид календарно-обрядовых песен.
Гайдамаки – участники национально-освободительной борьбы против польского гнета на Правобережной Украине ХVIII в.
Гетман – (польск. «командир, командующий», нем. «главный человек, начальник») – военачальник казацкого войска на Запорожье, глава реестровых казаков, правитель гетманщины на Левобережной Украине.
Гривня – основная денежная единица Киевской Руси, а с 1996 года и современной Украины.
Гуманизм − (лат. − человеческий, человечный, образованный)− прогрессивное направление в общественной мысли, характеризующееся защитой достоинств и прав личности, её свободного развития, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.
Декаденство– (фр. decadence, от лат. decadentia – упадок) – общее наименование кризисных явлений европейской культуры второй половины ХIХ – начала ХХ вв., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Постоянными темами декаденства являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям, отказ от гражданских идеалов, отстаивание свободы личности через погружение в сферу индивидуальных переживаний, любования красотой увядания жизни.
Детинец − центральная укрепленная часть древнерусского города; с ХIV века – кремль.
Дольмены − (брет.) − древнее 3-2 тыс. лет до н.э. погребальное сооружение в виде большого ящика, накрытого плоской плитой.
Думы – лирико-эпические произведения украинской устной словесности о событиях из жизни казацкой Украины ХVI – ХVII вв.; исполнялись речитативом под аккомпанемент бандуры, кобзы или лиры.
Жанр – (фр. «род, вид») – понятие, используемое для выделения внутренних подразделов литературы и искусства.
Жития святых(агиографическая литература) – вид церковной литературы, жизнеописания людей, канонизированных Христианской Церковью. Как правило, анонимны (автор не известен или не назван). В отличие от апокрифов, жития святых – канонические, признанные Церковью книги.
Запорожская Сечь – общественно-политическая и военно-административная организация украинского казачества, возникшая за Днепровскими порогами в первой половине ХVI века; ликвидирована царским правительством в 1775 году.
Икона − (греч. еikon − изображение, образ) – станковое произведение религиозной жипописи (образ сакрального мира), предмет культа. Икона представляет символическое изображение религиозного образа (Христа, Богоматери, святых), какой-либо сцены «Священного Писания».
Импрессионизм –(фр. impression – впечатление) – художественное мировоззрение, ориентированное на субъективное отображение неповторимости мгновений бытия. Как отдельное направление в искусстве возникает в 1860-х годах у французских художников (Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега). Элементы импрессионизма имеют место в произведениях украинских писателей М. Коцюбинского, Н. Хвилевого и других, художников А. Мурашко, С. Васильковского, Н. Пимоненко и других.
Инкультурация – процесс вхождения в культуру; в ходе его индивид усваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит.
Канон– (греч. «правило, норма, мерило») – совокупность художественных приемов и правил, считающихся обязательными в ту или иную эпоху.
Китч– (нем. кitsch – халтура, безвкусица) – продукт массовой культуры, рассчитанный на внешний, коммерческий успех; характеризуется претензией на художественную ценность при низком художественном и идейном содержании.
Классици́зм − (фр. classicisme, от лат. classicus − образцовый) − художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII − ХIХ вв. В целом для классицизма характерны рационализм, нормативность творчества, стремление к монументальности, ясности и благородной простоте стиля, уравновешенности композиции.
Кобзарь – украинский народный певец, сопровождающий свое пение игрой на кобзе или бандуре.
Контркультура − (лат. − против) − направление развития современной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества. К. получила распространение среди молодёжи стран Запада в 60-70гг. XX в. Для К. характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры, культ бессознательного проявления природных страстей и мистического экстаза души. Теория К. ставила своей целью ниспровержение современной культуры, которая представляется организованным насилием над личностью. В 1970-е годы движение К. зашло в тупик и распалось на множество разнохарактерных групп.
Кромлехи− (брет.) − древнее культовое сооружение в виде круглых оград из огромных камней.
Кубизм(фр. cube – куб) – модернистское течение в изобразительном искусстве первой четверти ХХ в., знаменующее собой разрыв с традициями реализма. Характерной особенностью кубизма является конституирование объемной формы на плоскости, использование простых геометрических форм (куба, конуса, цилиндра), подчеркивающих устойчивость, предметность мира. Представители: Ж. Брак, П. Пикассо, В. Кандинский и другие.
Культура − (лат. cultura − возделывание, земледелие, воспитание, почитание) − область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, навыков, умения и знаний).
Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, поскольку связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью.
Культурогенез − процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящий в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей.
Культурология − (лат. cultura − возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος − мысль, причина) − наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину в середине XX века.
Летопись – вид повествовательной литературы ХI − ХVII веков; погодная запись исторических событий, сделанная их современником.
Магия − (греч. − волшебство, колдовство) − совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. М. − одна из форм древней духовной культуры.
Мазанка – дом с деревянной основой, простенки которого заплетены лозой или хворостом и обмазаны глиной, смешанной с мелко нарезанной соломой.
Малороссия– название Украины в официальных актах царской России и российской историографии.
Материальная культура – культура труда и материального производствап, быта места проживания, отношения к собственному телу и т.п.
Менгиры − (брет.) − вертикально врытый в землю длинный (высотой 4-5 м и более) древний культовый памятник.
Меценат – (лат. Мaecenas – по имени римского государственного деятеля) – человек, покровительствующий развитию искусств, наук и оказывающий им, в отличие от спонсора, бескорыстную финансовую поддержку; покровительствующий какому-либо делу вообще.
Менталите́т − (фр. Mentalite, нем. Mentalität от позднелат. Mentalis − умственный) − в традиционном значении «менталитет» синонимичен слову «ментальность» и подразумевает (как правило, в социологических контекстах) тот или иной «склад ума», то есть устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, присущие тому или иному индивиду (обычно как представителю некоторой социальной группы). Однако чаще всего данное слово употребляется в контексте именно социальной общности (нация, народ, этнос). Индивидуалистский лексический оттенок слова постепенно уходит в прошлое.
Миф − (др.-греч. μῦθος) в литературе − сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях; определенное представление о мире.
Моде́рн − (от фр. moderne современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil − «молодой стиль») художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX − начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Мозаика – узор из скрепленных друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева.
Народная драма –один из жанров народнопоэтического творчества, драматическое действие которого основано на фольклоре; со времен Киевской Руси исполнялась странствующими актерами (скоморохами).
Община – (громада) – производственный и социально-бытовой коллектив, имеющий собственные органы самоуправления.
Плинфа – широкий и плоский обожженный кирпич, применявшийся в строительстве в Византии и в Х − ХIII веках на Руси.
Полемическая литература –литературныепроизведения церковно-теологического и художественно-публицистического характера в Украине ХVI – ХVII веков, направленные против полонизации, католизации и унии в защиту православной веры.
Политеизм – вера в существование множества богов.
Постмодернизм –(англ.рostmodernism) –тип художественного мышления и способ отображения действительности в литературе, эстетике, философии ХХ века. Постмодернизм декларирует свободу выбора тем, жанров, стирание границ между высоким и низким, реальностью и вымыслом, искусством и действительностью.
«Просвiтa» −общественная организация в Украине, выполняющая культурно-образовательные функции; основана в 1868 году во Львове.
Реали́зм − (лат. realis - «существенный», «действительный», от res — «вещь») − стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.
Род – бог – творец Вселенной в славянской мифологии. Его культ сформировался в бронзовом веке и просуществовал несколько тысячелетий.
Рококо – (фр. rococo) – стилевое направление в Европе первой половины ХVIII века. Возникновение и развитие рококо связано с развитием абсолютизма, отсюда – уход в мир фантазии, театрализации, игры, мифологических и пасторальных мотивов. Для рококо характерны изящные произведения, экзотика, грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Заимствуются мотивы китайского искусства, распространяются маленькие статуэтки из фарфора, роспись на фарфоре и тканях. В Украине элементы этого стиля в самом конце столетия использовал известный архитектор И. Григорович – Барский.
Романтизм – (фр. romantismе) – идейно-художественное направление в европейской культуре конца ХVIII – начала ХIХ в. Романтизм тяготел к безграничной свободе, жажде совершенства и обновления, к гражданской и личной независимости. Обыденной жизни романтизм противопоставляет сильные страсти и жизнь духа, тайные движения души, бессознательное, интуитивное. В Украине известны Харьковская школа романтиков и «Русская троица» (Галичина). На политическом романтизме основано Кирилло-Мефодиевское братство.
Скань – художественные изделия из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки.
Синкретизм − (греч. − соединение, объединение) − слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо (напр., С. первобытного искусства характеризует нерасчленённость деятельности и мышления человека в первобытной культуре).
Скоморохи − странствующие средневековые актеры, певцы и музыканты; впервые упоминаются в летописях Киевской Руси 1068 года.
Социализация (лат. socialis − общественный) – процесс усвоения индивидом определенных социальных норм, знаний, умений и навыков, правил жизни, позволяющих ему стать полноправным членом общества, правильно взаимодействовать с культурным окружением.
Субкультура − совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом. Напр., городская и сельская С., молодёжная С. и т.д.
Табу − (полинезийск.) − запрет у первобытных народов, налагаемый на пользование каким-либо предметом, растением, животным, словом, жестом или действием, нарушение которого строго наказывалось.
Театр – (греч. «место, предназначенное для зрелища») – вид искусства, изображающий жизнь в сценических действиях. Первые украинские профессиональные театры были созданы в конце ХVIII – начале ХIХ века в Харькове, Киеве, Одессе и Полтаве.
Тотемизм − комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и тотемами (животными или растениями, которые представляются предкам-покровителями). Тотемизм был распространён у всех народов мира, пережитки тотемизма сохранились во всех религиях.
Трипольская культура – археологическая культура ранних земледельческо-скотоводческих племен юго-восточной Европы; сыграла важную роль в формировании населения Украины.
Универсалии культуры − своеобразные инварианты развития, элементы культуры; это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Выделяют более 70 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшение тела, запреты кровосмешения, танцы, спорт, язык, образование, религиозные обряды и др. Назначение культурных универсалий усматривается в том, что различные культуры должны способствовать удовлетворению базовых (физиологических, психологических, социальных) потребностей человека.
Феерия –театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами. К жанру феерии относится «Лісова пісня» Л. Украинки.
Формализм – направление в литературе и искусстве, представители которого уделяют главное внимание форме художественного произведения и пренебрегают его содержанием.
Фре́ска − (от итал. Affresco - свежий) − живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. В широком смысле – всякая монументальная роспись.
Футуризм – (от лат. futurum – будущее) – авангардистское направление в искусстве и литературе ХХ века. Для представителей характерны демонстративный разрыв с традиционной культурой, отказ от классического наследия, эксперименты в области слова, эпатаж публики и зачастую литературное хулиганство. Одним из основоположников этого направления является украинский поэт и художник Давид Бурлюк.
Храмовая архитектура – соборы, церкви, часовни и другие сооружения, связанные с религией, богослужением и церковью.
Христианство − (греч. − "помазанник", "мессия") − одна из трёх мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени её предполагаемого основателя Христа, возникло в начале I века в Палестине, в IVв. стало господствующей религией Римской империи. Х. как и ислам, наследует созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания, абсолютного могущества, имеющего причину в Самом Себе; по отношению к которому все существа и предметы являются Его творениями; всё создано Богом из ничего. В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей смертью искупил грехи человечества; вера во второе пришествие Христа, которое должно состояться в будущем; в страшный суд; в посмертное воздаяние и установление Царства Божьего.
Цивилизация − (лат. сivis − гражданин, что указывает на принадлежность к городской жизни). Слово и понятие Ц. Столь же многозначны, как и "культура". Часто "цивилизация" и "культура" толкуются как синонимы, в литературном и публицистическом языке они часто взаимозаменяемы, хотя стилистически и различны. У многих авторов понятия культуры и Ц. разделяются и даже противопоставляются. К культуре относят сферу духовности (идей), а к цивилизации − область результатов материальной деятельности (вещей). Ц. стала трактоваться как материальный аппарат культуры. Распространено и такое толкование Ц., когда она представляется как общая характеристика исторически конкретных типов социальности и культуры. В этом случае Ц. понимается как определённая ступень общественной истории, длительного периода развития народов и мира в целом, определяемая наличным состоянием социальной структуры и духовного мира. Наиболее краткое определение таково: "Ц. − социально-культурные комплексы, складывающиеся в разное время в различных областях Земли и несущие в себе черты социального и культурного своеобразия. Именно поэтому встречаются выражения "цивилизация инков", "греческая цивилизация", "древняя цивилизация" и т.д.".
Червоная Русь – историческое название Галичины в ХV – ХIХ вв.
Шоу – массовое зрелище, один из главных элементов массовой культуры; его основная цель – оказать психологическое влияние на зрителя.
Экспрессионизм – (фр. expressionnisme, от expression – выражение, выразительность) – направление в европейском искусстве 10-20-х гг. ХХ века, провозгласившее не изображение современной действительности, а «выражение» ее сути. Стилистика экспрессионизма – отказ от гармоничной ясности форм, тяготение к абстрактному обобщению, яростная экспрессия, возвышенность художественных композиций, деформация картины действительности в произведениях искусства. В Украине это направление представляют художники А. Петрицкий, Ю. Соловей и другие; скульптор А. Архипенко; графики В. Касиян, В. Масюта; писатели Н. Бажан, В. Стефаник и другие.
Язычество –система дохристианских религиозных верований, обрядов и ритуалов. У восточных славян оно приобрело форму обожествления сил природы, животных, растений и человекоподобных существ. В современной Украине имеет место неоязычество.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИСТОРИЯ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
1. Антология исследований культуры. – СПб.: Университетская книга, 1997. – 728 с.
2. Берестовская Д.С. Культурология: учеб. пособие / Д.С. Берестовская. – Симферополь: «Бизнес-Информ», 2005. – 392 с.
3. Бокань В. Історія культури України / В. Бокань, Л. Польовий. – К.: МАУП, 2002. – 255 с.
4. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: учеб. пособие / Г.В. Гриненко. – М.: Юрайт, 1998. – 669 с.
5. Гуревич П.С. Культурология: учебник / П.С. Гуревич. – М.: Проект, 2003. – 336 с.
6. Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Б.С. Ерасов. – М.: «Аспект Пресс», 1998. – 556 с.
7. История и культурология: учеб. пособие / под ред. Н.В. Шишовой. – М.: Логос, 2000. – 456 с.
8. Історія української культури / за заг. ред. І. Крип’якевича. – К.: Либідь, 1994. – 656c.: іл.
9. Історія світової та української культури / В.А. Греченко, І.В. Чорний, В.А. Кушнерук , В.А. Режко. – К.: Літера, 2000. – 464 с.
10. Кордон М.В. Українська та зарубіжна культура: підручник / М.В. Кордон. – К.: Центр учбової літератури, 2007. – 576с.
11. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов / А.И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2000. – 496 с.
12. Культура українського народу: навч. посібник / В.М. Русанівський, Г.Д. Вервес, М.В. Гончаренко. – К.: Либідь, 1994. – 180 с.
13. Культурология / под ред Г.В. Драча. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 576 с.
14. Культурология: основы теории и истории культуры / под ред. И.Ф. Кефели. – СПб.: «Специальная литература», 1996. – 590 с.
15. Культурология: история мировой культуры: учебник для вузов / под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 600 с.
16. Культурология: курс лекций / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1996. – 398 с.
17. Лекції з історії світової та відчизняної культури: навч. посібник / за ред. проф. А. Яртися та проф. В. Мельника. — Вид. 2-ге, перероб. і доп. – Львів: Світ, 2005. – 568с.: іл.
18. Лосєв І.В. Історія і теорія світової культури (європейський контекст) / І.В. Лосєв. – К.: Либідь, 1995. – 548 с.
19. Мамонтов С.П. Антология культурологической мысли
/ С.П. Мамонтов. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 352 с.
20. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение / Ю.В. Рождественский. – М.: Добросвет, 2000. – 288 с.
21. Теорія та історія світової і вітчизняної культури. – К.: Либідь, 1993. − 390 с.
22. Українська та зарубіжна культура: навч. посібник / М.М. Закович [та ін]. – К.: Т-во «Знання», 2000. – 622с.
23. Українська та зарубіжна культура. Словник культурологічних термінів: навч. посіб. / В.М. Зотов [та ін.]. – К.: Центр учбової літератури, 2009. – 264с.
24. 100 великих украинцев / М. Гнатюк [ и др.]. – М.: Вече, К.: Орфей, 2001. – 584 с. − (100 великих).
25. 100 великих реликвий и сокровищ Украины / Ю.А. Низовский – К.: Арий, 2009. – 400с.: ил. – (100 великих).
26. 100 великих легенд и мифов Украины / Е.А. Попельницкая, М.В. Оксенич. – К.: Арий, 2009. – 400с.: ил. – (100 великих).
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!