Междисиплинарные исследования и закономерности развития науки



Междисциплинарные исследования порождают ряд закономерностей в развитии науки: 1) тенденцию к интеграции естественных и гуманитарных наук; 2) создание универсальных познавательных моделей; 3) перенос (диффузия) знаний из одной познавательной области в другую.

Лекция 13. Идеалы научности. Сциентизм и антисциентизм

Вопросы

Понятие идеал научности.

Классические идеалы научности (математический, физический, гуманитарный). Их методологическое значение

Сциентизм и антисциентизм – базовые формы отражения науки в культуре.

Понятие «идеал научности».

Определение в узком смысле. Идеал научности – система познавательных ценностей и норм, выбор, статус и интерпретация которых зависят от широкого познавательного и социокультурного контекста. В широком смысле. По определению С.А. Лебедева, это – господствующие в науке данного исторического периода представления о целях и методах научного исследования, критериях научности знания, содержании категорий «истина», «научное доказательство» и т.д. Идеалы научности постоянно изменяются во времени. 

Классические идеалы научности. Их методологическое значение

Структура классического идеала научности. Строится по модели научно-исследовательской программы И.Лакатоса. В его «твердое ядро» входят следующие базовые положения:

- истинность – главная нормативная характеристика науки;

- фундаменталистская обоснованность (подлинное научное знание должно быть обосновано абсолютно истинным, фундаментальным образом);

- методологический редукционизм (представление, по которому идеал научности должен формулироваться на базе наиболее совершенной области знания);

- социокультурная автономия науки, ее стандартов.

Классический идеал основан на абсолютизации роли в науки трех отраслей познания – математики, физики, гуманитарных наук.Отсюда выделяются: математический, физический, гуманитарный идеалы научности.Расцвет, господство каждого приходится на определенные исторические периоды.

Математический идеал. Формируется еще в античности. Тогда возникло представление, что научность наиболее полно выражена в математическом знании (законченное выражение – в «Началах» Евклида). Характеристики математического идеала: доказательность, непротиворечивость, логическая ясность, строго дедуктивный характер построений, научность - соответствие выводов основным посылкам, выраженным в аксиомах. В Новое время активно пропагандируется рационализмом (Декарт, Лейбниц, Спиноза). Спиноза пытался доказать «геометрическим способом» этику, иные философские дисциплины. Декарт полагал, что достоверное знание достижимо с помощью интуиции, дедукции. В итоге рационалисты приходят к выводу о необходимости создания универсальной науки, построенной по образцу математики. И. Кант: «в любом учении о природе можно найти науки в собственном смысле слова лишь столько, сколько имеется в ней математики». Постепенно математический идеал сходит на нет, заменяется (в 18-19 вв.) физическим. Хотя и в ХХ в. у математического идеала научности имелись сторонники (А.Стеклов, Д.Гильберт, М. Бунге). Как пишет М.Клайн, «нынешнее состояние математики не более чем жалкая пародия на математику прошлого с ее глубоко укоренившейся и широко известной репутацией безупречного идеала истинности и логического совершенства».

Физический идеал научности – представления о том, что доминирующей наукой, эталоном познания выступает физика классического типа (образец - механика Ньютона). Расцвет данного идеала – 18-19 вв. Опора на эксперимент. Как писал Ф.Бэкон, «самое лучшее из всех доказательств – опыт, если только он кренится в эксперименте». Отсюда для Бэкона математика – «приложение к естественной философии» (физике). Гельмгольц утверждал, что цель естествознания – «раствориться в механике». Под влиянием физического идеала в 18-19 вв. осуществлялись многочисленные попытки создания «социальной физики», «социальной механики» и т.д. (Конт). В настоящее время физический идеал в наибольшей степени проявляется в неопозитивизме (Поппер), настаивающем на решающем значении процедур верификации (фальсификации) для определения истинности знания о природе, которое получается через физические приборы.

Базовые положения физического идеала:

- центральная роль принадлежит эмпирическому базису (в физике аксиоматика опирается на факты, в математике допустимы любые логически возможные аксиомы);

- физическое знание – знание гипотетико-дедуктивное, а потому имеющее вероятностный характер (законы физики могут нарушаться, в отличие от математических формул);

- ценность гипотезы определяется ее прогностической силой, количеством новых явлений, которые она может предсказать (важнее не строгость, а объяснение большего числа явлений).

Недостатки данного идеала: стремление к объективности знания (в гуманитарных науках оно часто субъективно), так же нельзя распространять на познание в целом требование поиска универсальных законов, предсказания как цели познания.

Физический идеал начал уходит в прошлое в начале ХХ в., с появлением теории относительности, уменьшением значения классической механики Ньютона.

Гуманитарный идеал – представления о гуманитарных науках как базовом, эталонном типе знания. Предполагает учет активной роли субъекта познания в формировании научного знания, определении методов исследовательской деятельности, оценке ее результатов. Субъект познания: а) трактуется максимально широко (не только абстрактный «Разум», но и человек с его чувствами, интересами); б) оценивает его (познания) результаты, а не только участвует в нем; в) испытывает постоянное воздействие социокультурной среды. Берет начало в эпоху Просвещения (Руссо, Вольтер и др.), становится актуальным в ХХ в. из-за социальных катаклизмов.     

В настоящее время классический идеал научности в любых его проявлениях находится в кризисе. Он выражается в:

- отрицательном отношении ученых к математическому, физическому, гуманитарному идеалам научности;

- в резкой критике их базовых (фундаментальных) положений;

- в выдвижении альтернатив классическому идеалу научности;

- наличии тенденций к антифундаментализации, плюрализации, экстернализации (междисциплинарности).

Сциентизм и антисциентизм.

Базовые типы (идеалы) отношения к науке в обществе. Сциентизм - мировоззренческая установка, согласно которой научное знание – наивысшая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание остальные формы духовного освоения бытия. Его идеал – естественные (математические) науки. Выработан принцип технократизма. Согласно ему, общество – сложная система, подчиняющаяся общим законам управления, которые реализуются в любом социуме. Отсюда власть надо передать от политиков, движимых иррациональными принципами (удержания собственного господства) к ученым (идея просматривается у Платона, Ф.Бэкона). Человек – важное звено в системе «наука-техника-человек», для которого техника и наука создают постоянно возрастающее число материальных благ. Однако он выступает как функция, растворяется в системе. 

Антисциентизм – социокультурная ориентация, основанная на широкой критике науки как: а) социального института; б) формы постижения мира, угрожающей человеческой цивилизации. Ее альтернатива – различные вненаучные, нерациональные формы постижения бытия. Наука, по мнению антисциентистов, не может постигнуть Истины, решить проблему сущности человека.   

Антисциентизм базируется на позиции абстрактного гуманизма. Наука обеспечивает людей материальными благами, но в итоге он теряет способность к размышлениям о себе, смысле жизни, поиску внутренней гармонии. Люди удаляются друг от друга, становятся, по мнению А.Швейцера, «человеческим материалом, вещами». Человек все более выступает средством НТП, а не самодостаточной целью.

В 60-е гг. ХХ в. появляется крайняя форма антисциентизма – технофобизм. Негативное отношение к технике, видящее в ней врага культуры (пример - фильм «Терминатор»). Выход от технофобизма – уход к дорациональному состоянию, например, на базе Восточных религий. Эту тенденцию в настоящее время продолжает антиглобализм (базирующийся, кроме критики западной науки, еще и на отрицании универсализма Западной культуры).

Экологизм – более умеренный вариант антисциентизма. Его сторонники обвиняют науку в экологическом кризисе, предлагают отказаться от господствующих, порожденных ей форм опосредования взаимоотношений между человеком и природой, наукой и техникой. Выход – в интеллектуальном созерцании действительности. Экологизм широко распространен на Западе (партии зеленых, Грин Пис).

Космофобизм – другая форма антисциентизма, требующая запрета на космические исследования, а освободившиеся средства направить на решение глобальных проблем человечества на Земле.

Итог: сциентизм и антисциентизм – крайние направления, выражающие отношение к науке как к идеалу в теории и в общественной практике. Необходимо искать иные формы их отношений.     


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 330; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!