Одним счастьем кажется добродетель, другим - рассудительность, третьим



- известная мудрость, а иным - все это (вместе] или что-нибудь одно в

соединении с удовольствием или не без участия удовольствия; есть, [наконец],

и такие, что включают [в понятие счастья] и внешнее благосостояние

(eyeteria). Одни из этих воззрений широко распространены и идут из

древности, другие же разделяются немногими, однако знаменитыми людьми.

Разумно, конечно, полагать, что ни в том, ни в другом случае не заблуждаются

всецело, а, напротив, хотя бы в каком-то одном отношении или даже в основном

бывают правы.

Наше определение, стало быть, согласно с [мнением] тех, кто определяет

счастье как добродетель или как какую-то определенную добродетель, потому

что добродетели как раз присуща деятельность сообразно добродетели. И может

быть, немаловажно следующее различение: понимать ли под высшим благом

обладание добродетелью или применение ее, склад души (hexis) или

деятельность. Ибо может быть так, что имеющийся склад [души] не исполняет

никакого благого дела - скажем, когда человек спит или как-то иначе

бездействует, - а при деятельности это невозможно, ибо она с необходимостью

предполагает действие, причем успешное. Подобно тому как на олимпийских

состязаниях венки получают не самые красивые и сильные, а те, кто участвует

в состязании (ибо победители бывают из их числа), так в жизни прекрасного и

благого достигают те, кто совершает правильные поступки. И даже сама по себе

жизнь доставляет им удовольствие. Удовольствие ведь испытывают в душе, а

Между тем каждому то в удовольствие, любителем чего он называется. Скажем,

Любителю коней - конь, любителю зрелищ - зрелища, и точно так же правосудное

- любящему правое, а любящему добродетель - вообще все, сообразно

добродетели. Поэтому у большинства удовольствия борются друг с другом, ведь

это такие удовольствия,  которые существуют не по природе. То же, что

доставляет удовольствие любящим прекрасное (philokaloi), доставляет

удовольствие по природе, а таковы поступки, сообразные добродетели,

следовательно, они доставляют удовольствие и подобным людям, и сами по себе.

Жизнь этих людей, конечно, ничуть не нуждается в удовольствии, словно в

каком-то приукрашивании, но содержит удовольствие в самой себе. К сказанному

надо добавить: не является добродетельным тот, кто не радуется прекрасным

поступкам, ибо и правосудным никто не назвал бы человека, который не

радуется правому, а щедрым - того, кто не радуется щедрым поступкам,

подобным образом - и в других случаях. А если так, то поступки сообразные

добродетели (kaf' areten) будут доставлять удовольствие сами по себе. Более

того, они в то же время добры (agathai) и прекрасны, причем и то и другое в

высшей степени, если только правильно судит о них добропорядочный человек, а

он судит так, как мы уже сказали.

Счастье, таким образом, - это высшее и самое прекрасное [благо],

доставляющее величайшее удовольствие, причем все это нераздельно, вопреки

известной делос-ской надписи:

 

Право прекрасней всего, а здоровье - лучшая участь.

Что сердцу мило добыть - вот удовольствие нам.

 

А ведь все это вместе присуще наилучшим деятельно-стям, а мы

утверждаем, что счастье и есть эти деятельности или одна, самая из них

лучшая.

Однако, по-видимому, для счастья нужны, как мы сказали, внешние блага,

ибо невозможно или трудно совершать прекрасные поступки, не имея никаких

средств. Ведь многие поступки совершаются с помощью друзей, богатства и

влияния в государстве, словно с помощью орудий, а лишение иного, например

благородного происхождения, хорошего потомства, красоты, исключает

блаженство. Ибо едва ли счастлив безобразный с виду, дурного происхождения,

одинокий и бездетный; и должно быть, еще меньше [можно быть счастливым];

если дети и друзья отвратительны или если были хорошие, да умерли. А потому

для счастья, как мы уже сказали, нужны, видимо, еще и такого рода

благоприятные обстоятельства (eyemeriai). Именно поэтому некоторые

отождествляют со счастьем удачу (eytykhia), в то время как другие -

добродетель.

 

10 (IX). В этой связи ставят вопрос, есть ли счастье результат


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 426; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!