Вот почему юноша - неподходящий слушатель науки о государстве: он ведь
КНИГА ПЕРВАЯ (А)
1(I). Всякое искусство и всякое учение, а равным образом поступок
(praxis) и сознательный выбор, как принято считать, стремятся к
определенному благу. Поэтому удачно определяли благо как то, к чему все
стремится. В целях, однако, обнаруживается некоторое различие, потому что
одни цели - это деятельности (energeiai), другие - определенные отдельные от
них результаты (erga).
Так как действий, искусств и наук много, много возникает и целей. У
врачевания - это здоровье, у судостроения - судно, у военачалия - победа, у
хозяйствования - богатство. Поскольку ряд таких [искусств и наук]
подчиняется одному какому-нибудь умению (dynamis) - подобно тому как
искусство делать уздечки и все прочее, что относится к конской сбруе,
подчинено искусству править лошадьми, а само оно, как и всякое действие в
военном деле, подчинено искусству военачалия, и таким же образом остальные
искусства подчинены [каким-то] другим, - постольку во всех случаях цели
управляющих (ark-hitektonikai) (искусств и наук] заслуживают предпочтения
(hairetotera) перед целями подчиненных; в самом деле, ведь последние
преследуют ради первых.
При этом безразлично, сами ли деятельности - цели поступков, или цели -
Это нечто иное, от них отдельное, как в случае с названными выше науками.
(II). Если же у того, что мы делаем (taprakta), существует некая цель,
желанная нам сама по себе, причем остальные цели желанны ради нее и не все
|
|
цели мы избираем (hairoymetha) ради иной цели (ибо так мы уйдем в
бесконечность, а значит, [наше] стремление бессмысленно и тщетно), то ясно,
что цель эта есть собственно благо (tagathon), т е. наивысшее благо (to
ariston).
Разве познание его не имеет огромного влияния на образ жизни? И словно
стрелки, видя мишень перед собою, разве не вернее достигнем мы должного? А
если так, надо попытаться хотя бы в общих чертах представить себе, что это
такое и к какой из наук, или какому из умений, имеет отношение. Надо,
видимо, признать, что оно, [высшее благо], относится к ведению важнейшей
[науки, т. е. науки], которая главным образом управляет. А такой
представляется наука о государстве, [или политика]. Она ведь устанавливает,
какие науки нужны в государстве и какие науки и в каком объеме должен
изучать каждый. Мы видим, что наиболее почитаемые умения, как-то: умения в
военачалии, хозяйствовании и красноречии - подчинены этой [науке]. А
поскольку наука о государстве пользуется остальными науками как средствами
и, кроме того, законодательно определяет, какие поступки следует совершать
или от каких воздерживаться, то ее цель включает, видимо, цели других наук,
|
|
а, следовательно, эта цель и будет высшим благом для людей [вообще].
Даже если для одного человека благом является то же самое, что для
государства, более важным и более полным представляется все-таки благо
государства, достижение его и сохранение. Желанно (agapeloii), разумеется, и
[благо] одного человека, но прекраснее и божественней благо народа и
Государств.
Итак, настоящее учение как своего рода наука о государстве имеет это,
[т. е. достижение и сохранение блага государства], своей целью.
(III). Рассуждение будет удовлетворительным, если удастся добиться
ясности, сообразной предмету, подлежащему [рассмотрению]. Ведь не во всех
Рассуждениях (logoi), так же как не во всех изделиях ремесла, следует
добиваться точности в одинаковой степени. Между тем [в понятиях] прекрасного
и правосудного, которые, собственно, имеет в виду наука о государстве,
заключено столько разного и расплывчатого, что начинает казаться, будто [все
это] возможно только условно (nomoi), а от природы (physei) этого нет. Такая
же своего рода расплывчатость заключена в [выражении] "блага", потому что
многим от [благ] бывает вред. Ведь известно, что одних сгубило богатство,
других - мужество. Поэтому при подобных предметах рассуждений и подобных
|
|
предпосылках желательно (agapeton) приблизительно и в общих чертах указать
на истину, а если рассуждают о том, что имеет место лишь в большинстве
случаев и при соответствующих предпосылках, то [довольно уже и того, чтобы]
и выводы [распространялись лишь на большинство случаев]. Конечно, таким же
образом нужно воспринимать и каждое наше отдельное высказывание; ведь
человеку образованному свойственно добиваться точности для каждого рода
[предметов] в той степени, в какой это допускает природа предмета (pragma).
Одинаково [нелепым] кажется как довольствоваться правдоподобными
рассуждениями математика, так и требовать от ритора строгих доказательств.
Всякий между тем правильно судит о том, в чем сведущ, и именно для
этого он добродетельный судья (agathoskrites) Это значит, что
[добродетельный) в частном и образован применительно к частному, а вообще
[добродетельный] образован всесторонне.
Вот почему юноша - неподходящий слушатель науки о государстве: он ведь
неопытен в житейских делах (praxeis), а из них [исходят] и с ними [связаны
наши] рассуждения. Кроме того, покорный страстям, он будет слушать впустую,
т. е. без пользы, тогда как цель [данного учения] не познание, а поступки.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!