Потребности - это своего рода переживания человеком сво-



ей нужды в чем-либо. Как известно, "не хлебом единым жив

человек". Потребности очень разнообразны. Это и природные

(влечение к новизне, деятельности, активности, пище, половое

влечение, влечение самосохранения), и так называемые социо-

генные (потребность в определенных, "излюбленных" предметах

питания, одежды, в одобрении окружающих, потребность занять

достойное место среди людей, иметь семью, воспитать детей,

потребность в познании специальной области действительности

и др.). Трудовая деятельность побуждается обычно целым

"спектром" потребностей, в котором всякий раз неплохо бы

разбираться. Интересы и склонности являются конкретными

формами выражения потребностей.

 

Удовлетворение одних потребностей приводит к возникно-

вению новых, содержание которых существенно зависит от на-

личных, доступных способов удовлетворения нужд человека

(будет ли, например, подрастающий человек в дальнейшем ин-

тересоваться техническими новинками или тонкостями стихо-

сложения, зависит немало от того, какими средствами удовле-

творяются его природные влечения к новизне, к активности).

Доставляя определенного рода средства удовлетворения потреб-

ностей, можно как бы управлять их развитием у человека (по

отношению к человеку более уместен термин "руководить", а не

"управлять", поскольку в идеале важно, чтобы человек созна-

тельно и самостоятельно выбирал линию поведения, а не был

просто "техническим", "тупым" объектом управления со сторо-

ны какого-либо другого субъекта. "Руководство" - это форма

делового общения, а притязания на "управление" выдают пози-

цию, "презумпцию" неуважения к разумности и самостоятель-

ности себе подобных).

 

Так называемые функциональные состояния человека в тру-

де можно рассматривать как некоторый результирующий эффект

потребностных состояний человека. Поэтому их изучение очень

важно, в частности, для того, чтобы понять, что же нужно улуч-

шить в процессе труда, его условиях, чтобы человек чувствовал

себя и проявлял себя на оптимальном уровне дееспособности,

трудоспособности.

 

7) Каждому так или иначе интуитивно понятно, когда речь

идет о чувствах; известны или понятны выражения такого, ска-

жем, рода - "приятный цвет", "веселый ситец", "отвратительный

запах". Правда, здесь предмету, объекту приписывается признак,

которого у него, конечно, нет. Не ситец "веселый", а человеку

"весело", когда он на него смотрит (известный феномен проек-

ции чувства, эмоции на объект). Тем не менее никакого взаимо-

непонимания в обыденном общении здесь, как правило, не

происходит; а по поводу возможных несогласованностей вполне

"успокаивает" народная мудрость - "на вкус и на цвет товари-

щей нет".

 

Не только сенсорно-перцептивные образы, но и общие по-

нятия, практические и мысленные действия тоже сопровожда-

ются эмоциональными переживаниями, которые мы обозначаем

как "аффективный тон" (образов или действий любого уровня).

Иногда эмоциональный "аккомпанемент" мысленных действий,

являющийся одновременно и одним из их регуляторов, называ-

ют "интеллектуальными чувствами", а в связи с практическими

действиями говорят о "праксических чувствах". Мы будем из-

бегать в этих случаях слова "чувства" и пользоваться термином

"аффективный тон".

 

И аффективный тон различных образов, действий, и эмо-

циональные реакции человека на происходящие в его организме

или внешней среде более или менее сложные события, явления

(такие, например, реакции, как удивление, радость, страх, гнев

страдание, презрение) как бы сигнализируют человеку (дают

знание) о благоприятности или неблагоприятности для него со-

ответствующих обстоятельств, сигнализируют еще до того, как

он успел обдумать, "взвесить" рационально все "за" и "против".

Это одно из существенных проявлений отображательной функ-

ции описываемых эмоциональных переживаний, выступающих в

роли специфической субъективной модели - образа - объек-

тивных обстоятельств (образа очень интегрального).

 

Если эмоциональное переживание длится относительно про-

должительное время - часы или дни, его обозначают как эмо-

циональное состояние (в отличие от кратковременных реакций).

Эти состояния менее ярко выражены внешне, чем эмоциональ-

ные реакции, и человек менее определенно осознает их связь с

теми или иными причинными обстоятельствами, событиями

(состояние бодрости, тоска, радостное настроение и пр.). Эмо-

циональные состояния, настроения входят как компонент в так

называемые функциональные состояния человека в труде (такие,

как "состояние адекватной мобилизации", "напряженности",

"монотонии", "утомления", "стресса", "вдохновения", "наслаж-

дения" и др. [41]; [193]; [194]; [195]).

 

Кроме эмоциональных реакций и состояний (настроений)^

выделяют также эмоциональные отношения личности (или

высшие чувства). Это переживания избирательного отношения к

внешним или мыслимым (включая и отвлеченные идеи) объек-

там, опирающиеся на ясное осознание этих объектов, на созна-

ваемые доводы, принципы. Особенность эмоциональных отно-

шений в том, что они могут так или иначе сохраняться у чело-

века очень долго, даже в течение всей жизни (например, чувство

патриотического долга, ответственности, чувства дружбы, любви

к человеку, интернационализма, гордости за свою профессию,

любовь к труду и т.д.).

 

8) Словом "характер" обозначают устойчиво присущую дан-

ному человеку систему эмоциональных отношений к существен-

ным сторонам действительности (к людям, коллективу, общест-

ву, к труду, вещественному окружению, самому себе). Эта сис-

тема отношений, как и личность в целом (о ней несколько ни-

же), характеризуется некоторым единством социально-типичных

и индивидуально-неповторимых особенностей. Характер -

очень интегральный регулятор деятельности, как бы приподни-

мающий человека над конкретной ситуацией в том смысле, что

он становится от нее относительно независим - благодаря сво-

ему разумению дела и присущим устойчивым эмоциональным

отношениям он может действовать вопреки мнению и сопротив-

лению окружающих, не взирать на опасность и т.д. Наличие ха-

рактера как регулятора деятельности - одно из условий, позво-

ляющих человеку преследовать далекие во временной перспек-

тиве цели, осуществлять жизненные планы.

 

9) Системообразующим звеном мировоззрения, его "ядром"

являются убеждения личности - твердые, сознательно обосно-

ванные определенными доводами взгляды человека на природу,

общество, самого себя. Убеждения составляют основу характера

и вместе с ним обеспечивают прежде всего "надситуативную"

регуляцию поведения, придают поведению и деятельности чело-

века устойчивую направленность независимо от частных обстоя-

тельств.

 

Черты направленности, характера и самосознания составля-

ют у данного определенного человека относительно устойчивую

"конструкцию", в результате чего он становится способным к

инициативной, активной деятельности, способным сохранять

"свое лицо" (свою качественную определенность как члена

общности и деятеля, "делателя" чего-то полезного) в самых раз-

ных частных обстоятельствах, преследовать далекие обществен-

но важные цели (а не просто "грести к себе"). Иначе говоря,

человек оказывается личностью. Личность - это психическое

образование ("конструкция"), являющееся наиболее интеграль-

ным регулятором поведения и всей общественно значимой ак-

тивности человека. Может возникнуть вопрос: для чего нужна

еще и такого рода регуляция? Есть же у человека "глаза",

"голова" и "руки", т. е. процессы познания и исполнения! С

таким вооружением можно и "гвозди забивать" и "книги пи-

сать". Чего еще? Дело в том, что социальная среда настолько

сложна, изменчива, многофакторно обусловлена, что природа не

могла в ходе эволюции создать для ориентировки и поведения в

"социуме" подходящую систему "готовых" регуляторов. Такая

система должна прижизненно сложиться, и она начинает скла-

дываться в ходе непростых кризисов развития уже с раннего и

особенно явно - дошкольного возраста. Личность обнаруживает

себя, начиная с разумного называния себя личным местоимени-

ем "Я" (известно, что вначале дети говорят о себе в третьем ли-

це - "Вове надо кису" и пр.), а затем и знаменитых упрямых

заявлений "Я сама!" или "Я сам!".

 

Зная, что представляет собой данный человек как личность,

можно с большой долей вероятности предвидеть его действия,

поступки в той или иной обстановке. Вот почему важно созда-

вать условия для развития и формирования человека, рассматри-

вая его не как просто "вычислитель" или "сензомоторный аппа-

рат", а как именно личность. Свойства человека, характеризую-

щие процессы приема, переработки им информации, принятия

решений и их исполнение, закономерно связаны (как в разви-

тии, так и в актуальном проявлении) со свойствами личности.

Хорошо организованная группа, подлинный коллектив в разные

периоды своего существования и в разных направлениях своей

активности нуждается в разных, индивидуально своеобразных

членах и этим стимулирует развитие не только социально-

типичных, но и индивидуально неповторимых черт каждого из

них. В связи с этим руководить настоящим трудовым коллекти-

вом нужно умно и тонко.

 

Упражнение

 

В связи с приводимым ниже описанием поведения людей сделайте

предположения о том, какие виды психических регуляторов вероятнее

всего действуют в тех или иных случаях.

 

 

Девочке-подростку первой доверили подойти к станку на празднике

"первой стружки". "... Слегка побледневшая Кира ступила на деревянную

решетку возле станка и оглянулась на Вадима Васильевича. Тот кивнул. Кира

вставила в патрон круглую заготовку и, поворачивая патрон, начала ключом

поджимать кулачки. Ключ вырвался у нее из рук и звякнул о салазки.

 

- Осторожно! - страдальчески крикнул Еременко, протягивая к

станку руку...

 

... патрон с заготовкой завертелся... Кира осторожно подвела суп-

порт... съедая черноту, к патрону поплыла блестящая поверхность ме-

талла. Подрагивая, вилась спиралью стружка... Кира отвела суппорт,

выключила станок и обернулась...

 

Захлопали, закричали все зрители. Кира вытерла пальцами высту-

пившие от волнения бисеринки пота на губе, на лбу. Там появились

темные пятна и полосы. Перепачканная масляными пятнами, она была

сейчас не смешной, а красивой, эта девочка с полуоткрытым в счастли-

вой улыбке ртом и сияющими гордостью глазами...

 

Вадим Васильевич поднял змеящуюся, в синих разводах спираль струж-

ки. Отломив кусок, он положил его в коробочку, которую достал из кармана.

 

- Конечно, это не брильянт, - сказал он, - но пройдет время, и

ты поймешь, что память о сделанном впервые своими руками дороже

всех брильянтов. На, береги!

 

... Снова изо всех сил хлопали в ладоши и что-то кричали ребята.

... Такого дня еще не было в Кириной жизни (по Н. Дубову, 1963).

 

1.4. Понятие эргатической функции

 

В предшествующем тексте мы уже употребляли термин "тру-

довые функции", под которым следует понимать любые процес-

сы активности людей, упорядоченные в соответствии с целями и

обстоятельствами труда. Одна функция при этом может выпол-

няться несколькими людьми, а один человек может осуществ-

лять одновременно или последовательно несколько функций.

Так, например, древнейшее изобретение человечества - исполь-

зование физической силы коллектива для подъема, перемещения

тяжестей (это, кстати, связано и с изобретением организационной

реальности) - предполагает выполнение одной (транспортной)

функции сразу многими людьми. Точно так же в условиях ис-

пользования самых современных технических средств одна

функция, например, наблюдения может для надежности возла-

гаться на двух или более операторов автоматизированной систе-

мы, ведущей сложный технологический процесс. Несколько ра-

бочих могут быть заняты одним и тем же делом - сортировкой,

скажем, бревен на входном транспортере деревообрабатываю-

щего комбината. Секретарь учреждения и ведет учет корреспон-

денции, и печатает документы и т. п. Итак, указанное соотно-

шение исполнителей и их функций - не экзотическое, а повсе-

дневное явление.

 

Функции, с необходимостью обеспечивающие и определяю-

щие собственно технологический процесс, могут распределяться

между многими и разными людьми, часть из которых, казалось

бы, непосредственно с данным процессом не связана: так может

обстоять дело с функцией принятия решений в области

"технической политики", т. е. решений о стратегических на-

правлениях развития техники и технологии. Следует подчерк-

нуть, что совершенно необходимая трудовая функция может

быть притом неявной (мысленная переработка сложной инфор-

мации, сличение текущего процесса с мысленным его эталоном,

волевые усилия по саморегуляции, преодолению неблагоприят-

ных функциональных состояний, таких, как усталость, сонли-

вость, тревожность к др.). Это может быть источником взаимо-

непонимания, взаимной недооценки, конфликтов участников

работы ("я работаю, а ты чешешь затылок" и т.п.); и это лишнее

свидетельство в пользу важности культивирования психологиче-

ской "зоркости", пытливости тех, кто ответствен за оптимиза-

цию трудовых процессов.

 

Не достаточно ли термина "обязанности"? Не является ли

понятие "трудовая функция" излишним? Должностные обязан-

ности - это отображение трудовых функций в нормативных ак-

тах (технических, технологических документах, инструкциях),

устных предписаниях, адресованных исполнителю той или иной

работы, "неписаных правилах", которые считаются в данной

группе чем-то само собой разумеющимся и характеризуют обще-

ственное мнение, и т.п. Но нормативные акты, предписания,

рекомендации строятся не всегда с полным учетом реальности,

поэтому на деле система обязанностей не всегда совпадает с

системой фактических функций человека в труде. Суть этого

рассогласования не в том, что человек делает "не все, что дол-

жен" или, наоборот, "больше, чем должен", а в том, что струк-

тура предписываемых обязанностей и структура реально необхо-

димых функций могут не совпадать из-за того, что предписы-

вающая сторона не всегда хорошо знает реальные возможности

и ограничения определенной деятельности.

 

Так, например, в свое время в соответствии с официально

утвержденной программой подготовки в сельских профтехучи-

лищах тракториста-машиниста широкого профиля этому спе-

циалисту вменялось в обязанность знать и применять, а вместе с

тем и уметь регулировать, разбирать-собирать, комплектовать

порядка полусотни различных самоходных, навесных, прицеп-

ных машин, орудий. Кроме того, надо было (предписывалось)

знать тонкости агротехники в овощеводстве, полеводстве, садо-

водстве, быть не чуждым животноводству, поскольку приходится

включаться в кормопроизводство, кормораздачу и т.д. Обязанно-

стей (предписываемых функций) оказалось уже так много, что

одному сколько угодно "высоколобому" трактористу их уже не

выполнить; и фактически стала возникать в практике тенденция

к специализации трактористов: тракторист-машинист-садовод,

тракторист-машинист-овощевод и др.

 

Прогресс труда, его средств сопряжен с постоянным перерас-

пределением (стихийным или проектируемым) функций между

работником, его помощниками и техническими средствами труда.

Так, функция приложения физических усилий (энергетическая,

как ее часто называют) в истории труда передавалась сначала от

одного человека группе их, прирученным животным, затем техни-

ческим устройствам, приводимым в движение животными (сохи,

плуги, вороты), ветром, водой (ветряные, водяные мельницы, мо-

лоты, шахтные механизмы), паровыми, электрическими машина-

ми (область их применения уже не поддается даже примерному

перечислению). Функция удержания обрабатываемого материала,

изделия передавалась клиновым зажимам, рычажным, винтовым

устройствам, тискам, схватам манипуляторов, электромагнитным

устройствам; функции оценки, измерения (познавательные, за-

метьте) - специальным измерительным инструментам, приборам,

системам автоматической технической диагностики; функция

удержания образа продукта, образца изделия труда - запоми-

нающим средствам, устройствам, начиная от зарубки на носимой

у пояса деревяшке (на "носу") или чертежа на песке и кончая со-

временной технической документацией, "банками" разного рода

данных на базе ЭВМ.

 

Трудовую функцию, переданную от человека техническому

устройству, уже неуместно продолжать называть собственно тру-

довой, поскольку труд есть специфически человеческая деятель-

ность, предполагающая сложную, в частности, сознательную

регуляцию и юридическую ответственность. Паровой молот не

 

трудится, а функционирует, реализует рабочую функцию. Но в

то же время любая "отнятая" у человека функция - в прошлом

трудовая - продолжает быть совершенно необходимой в том

комплексе, который человек же и создал.

 

Строго говоря, функцию средства труда нельзя уже опреде-

лять через понятие "активность" или даже "процесс". Простой

пример: геолог, изучая образцы минералов, пользовался измери-

тельным микроскопом, получая результат измерений в условных

единицах делений видимой шкалы прибора, и потом пересчиты-

вал этот результат в обычные метрические меры (доли милли-

метра). Таким образом, в его труде имела место, в частности,

вычислительная работа, или функция (наряду с функциями на-

блюдения, цветоразличения, регулирования положения тубуса

микроскопа и пр.). Но вот человек додумался сделать пересчет-

ную таблицу - проведешь "пальцем" по столбцу, где указаны

величины измерений в делениях шкалы микроскопа, затем про-

ведешь по строке, и без всяких вычислений (они уже раз и на-

всегда сделаны и включены в таблицу) считывай готовый ре-

зультат в метрических единицах. Но средством труда, избавив-

шим человека от рутинной и утомительной вычислительной

функции и как бы взявшим ее на себя, стала здесь не ЭВМ, не

"процессор", а просто умно составленная "бумага". В случае с

применением пересчетной таблицы или картотеки ясно видно,

что функцию средства нельзя вообще понимать на манер чехов-

ской институтки Наденьки: "Железная дорога шипит, везет лю-

дей и зделана из железа и матерьялов". Таблица, измерительный

прибор, удобный подлокотник или стул с удобной конфигура-

цией сиденья, мегафон, справочник или персональный компью-

тер не "шипят" и не "везут", но функцию выполняют. Какую?

Они снимают ограничения, обусловленные средой, природной

или приобретенной организацией человека, и повышают уро-

вень его возможностей в достижении общественно ценных ре-

зультатов деятельности.

 

Из сказанного видно, что трудовая функция, будучи переда-

на средству труда, начинает существовать в неузнаваемо преоб-

разованном, "овеществленном" виде. Вот почему и приходится

использовать более общее понятие - "эргатическая функция".

Этот термин как бы указывает, что функция имеет отношение к

работе человека, но в то же время он должен напоминать нам,

что надо еще конкретно разобраться, "чья" это функция в дан-

ном частном случае. Этому общему понятию логически сопод-

чинены два более частных: "трудовая функция" (человека) и

"функция средства труда". То, что сегодня является трудовой

функцией, завтра может быть передано техническому средству

труда. Даже орфографические ошибки (по крайней мере многие)

в набранном на компьютере тексте может "выловить" и указать

(высветить) специальная компьютерная программа, высвобождая

время корректора для другой работы (другое дело, что если мы

"свалим" такие дела на компьютеры, то есть риск разучиться

писать грамотно; но это уже другой вопрос).

 

Функцию средства труда определим так: снятие ограничений

и увеличение возможностей человека (или группы) как субъекта

труда при достижении целей в определенных обстоятельствах. А

под эргатической функцией будем понимать любое уменьшение

неопределенности связей элементов внутри эргатической систе-

мы и ее связей с внешними обстоятельствами, рассматриваемое

с точки зрения тех целей, ради достижения которых эта система

создана. Проще говоря, под "эргатической" будем понимать лю-

бую функцию, характеризующую данную эргатическую систему

(трудовую функцию или функцию средства труда).

 

Каковы основные эргатические функции? Рассмотрим сравни-

тельно простой, даже искусственно упрощенный и, надеемся,

общепонятный факт труда: ударяя один камень о другой, перво-

бытный человек изготовил "шелльское рубило" - древнейший

созданный человеком ручной обработочный инструмент, имею-

щий миндалевидную, чуть каплеобразную форму'.

 

Рубила делались из твердого материала - кремня, кварцита,

обсидиана. К заостренному концу рубило постепенно сужается

- так лучше видно при использования инструмента зону обра-

ботки (ударить по предмету можно бы, вообще говоря, любой

острой кромкой случайного камня, но в этом случае не обяза-

тельно видно, куда бьешь, и, кроме того, не всякий по форме

камень удобен, чтобы неутомительно работать длительное вре-

мя). На затупленном конце рубила сколы сделаны более мелки-

ми, сглаженными, чтобы меньше раздражали и тем более не ра-

нили кожу ладони руки, в которой рубило удерживается. Одним

словом, инструмент более или менее эргономичный, как сказали

бы теперь. Здесь мы отвлечемся от того, что форма рассматри-

ваемого орудия совершенствовалась довольно долго, по меньшей

мере сто тысяч лет [248].

 

Рубило - результат труда, которому предшествовал его про-

цесс - придание исходному материалу (найденному "бесфор-

менному" камню) требуемых очертаний и размеров. Попытаемся

представить себе ответ на вопрос: что, как минимум, было необ-

 

^Название орудию дано по месту его первых археологических находок (г. Шелль

во Франции). Позднее было установлено широкое распространение инструмен-

тов этого рода в разных местах обитания человека первобытной эпохи.

Едва ли нужно думать, что древнейшим изобретением людей в области

орудийного оснащения деятельности было нечто вещественное (камень, палка

и пр.): скорее всего это было соединение усилий нескольких людей для решения

задачи, непосильной для одного (сдвинуть камень у входа в пещеру, перемес-

тить ствол упавшего дерева и превратить его в мост через поток, одолеть круп-

ного зверя и пр.). Одним словом, первым истинно человеческим орудием труда

была, вероятно, реальность организационная, а не вещественная (ведь именно в

этом случае нужна взаимопонятная сигнализация, речь со всеми следствиями

такого обстоятельства: сознание как совместнознание, способность умопости-

гать незримое, отвлеченное мышление, воображение и, кстати, психологическая

направленность ума - способность понимать, что "хочет" и что "может" сто-

ронний человек, сотрудник и как можно на него повлиять).

 

ходимо, чтобы два случайно валявшихся на земле в разных мес-

тах куска камня пришли в многократное закономерное соударе-

ние и в результате возникло пусть грубо оббитое, но преднаме-

ренно изготовленное "шелльское рубило"? Иначе говоря, попы-

таемся реконструировать соответствующую эргатическую систе-

му и имевшие в ней место функции.

 

Итак, пока что есть община первобытных людей и случай-

но валяющиеся камни, некоторые из них имеют острые края и

удобны, чтобы срубить деревце, разрубить и обскоблить шкуру

добытого на охоте животного. Но такие удачные находки слу-

чаются нечасто, и в общине постепенно осознается необходи-

мость иметь инструменты более удобные, производительные,

чем случайно подобранные камни, либо хотя бы такие же, но в

достаточном количестве, поскольку рубила тупятся, ломаются.

Указанные обстоятельства в свою очередь предполагают обду-

мывание условий существования и развития сообщества, пер-

вобытной общины. Скорее всего такое обдумывание - занятие

не одиночек, а группы людей, наиболее умудренных опытом и

сознающих ответственность за общее дело. И мысленный образ

желаемого будущего (сделать рубило) - продукт коллектив-

ный. Поэтому возникают задачи, а следовательно, и функции

довести образ цели до сознания исполнителя работы, создать у

него мотивацию ее достижения и организационно высвободить

его от традиционной непосредственной работы по жизнеобес-

печению. Иначе говоря, что-то должно побуждать его не соби-

рать, скажем, съедобные растительные объекты или охотиться,

ловить рыбу, но бить камнем о камень, и, кроме того, он дол-

жен иметь возможность заняться именно рубилом, в то время

как другие члены общины имели бы дополнительную обязан-

ность поделиться с ним продуктами питания: должно произой-

ти некоторое перераспределение традиционных функций внут-

ри сообщества.

 

Далее, прежде чем осуществятся собственно технологические

функции по обработке "заготовки" (а надо ее еще найти), ис-

полнитель работы должен хотя бы приблизительно построить

именно в своей голове общую картину предстоящей работы, ее

условий, средств, представлять, какой исходный материал по-

дойдет для нее, какой - нет. Еще до осуществления функции

обработки изделия исполнитель должен принять ряд решений:

пригоден ли один из камней в качестве средства труда (т. е. ли-

бо предмета, которым можно оббить заготовку, либо предмета,

об который можно это сделать. Ибо ведь неизвестно пока, чем

обо что ударять). Далее, а вернее, еще прежде оценки заготовки

исполнитель работы должен иметь представление о конечном

результате ее, о свойствах этого результата (форма, величина,

твердость, хрупкость, качество поверхности).

 

Нужна минимальная организация рабочего места: либо участок

твердой земли, скалы, либо массивный кусок дерева или кости

(нельзя ведь обрабатывать камень на зыблющейся поверхности -

"на коленке"); нужно либо удалиться от окружающих, особенно

детей, либо удалить их от места работы, поскольку отлетающие ос-

колки могут быть опасны. Рабочее место при всей его простоте

должно обеспечивать восприятие зоны обработки (должно быть,

как минимум, "видно", "светло" от солнца или от костра), позу,

удобную и для восприятия, и для осуществления достаточно энер-

гичных ударов и не слишком утомительную, чтобы она не способ-

ствовала неточным ударам, ошибкам, промашкам.

 

Ведь одна рука может держать, например, заготовку, прида-

вая ей нужное положение, вторая - сильно ударять камнем-

инструментом, а эта ситуация травмоопасна.

 

"Обрабатывающим станком" является здесь сам человек, ко-

торый неизбежно устает, начинает ошибаться. Его рабочие

(функциональные) состояния отчасти регулируются автоматикой

организма (передышки и восстановление дееспособности), а от-

части, возможно, за счет личной находчивости и социальных,

обрядовых норм (попеременное использование правой и левой

рук для наиболее утомительной работы, смена позы, примене-

ние средств народной медицины против неизбежных царапин,

травм, а также, возможно, обращение к "добрым духам", "злым

духам", чтобы те соответственно помогали и не мешали).

 

Исполнитель работы должен выбрать, найти, пусть путем

проб и ошибок, характер рабочих движений - их направление,

силу, скорость, размах, точки контакта средства труда с его

предметом. При этом, поскольку каждый удар камня о камень

создает всякий раз неповторимую картину сколов, расслоений,

разрушений как заготовки, так и камня, выступающего в роли

средства труда, нужно всякий раз видеть, оценивать обстановку

и принимать решения о следующих ударах (их направлении, си-

ле) или их прекращении, или "ремонте" затупившегося средст-

ва, или о его замене в связи с наступившей негодностью. Это

все должно сопровождаться сличением получаемого полупродук-

та с представлением об образце продукта - представлением це-

ли. Задача в целом принципиально не стандартная, хотя наш

"инструментальщик" из палеолита сам и не подозревал, что за-

нят глубоко творческой работой.

 

Итак, чтобы осуществился собственно технологический

процесс, сводящийся к соударениям двух камней, нужны от-

нюдь не просто глаза и руки. Зрительно-двигательная система

человека имеет много степеней свободы, поэтому необходима

сложнейшая "управляющая программа", не сводящаяся просто

к образу цели, но включающая множество составляющих, на-

чиная от идеологии, стратегии жизни сообщества и кончая

собственно двигательными программами (образами предстоя-

щих движений). Органом, обеспечивающим этот процесс, яв-

ляется даже не сам по себе человек, исполняющий работу, но

волей-неволей созданная сообществом людей совокупность

взаимосвязанных элементов, включающая и исполнителя, и

непосредственно связанных с ним деловыми отношениями

членов сообщества, и предмет, и средство, и условия труда (о

понятии эргатической системы см. на с.10- II).

 

Важно отметить, что в описанном выше труде (казалось бы,

чисто "физическом") подавляющее количество совершенно не-

обходимых и решающих функций имеет информационную при-

роду (получение сведений о свойствах и ходе изменения объек-

тов, обмен мнениями между людьми, оценка, переработка раз-

нообразной информации, осуществление выборов, принятие

решений, самооценка и саморегуляция рабочих движений, позы,

функциональных состояний и т.д.). Наиболее очевидной, "зримой"

со стороны (и, возможно, рефлексируемой в самосознании ис-

полнителя) является, правда, функция энергетическая (затраты

физической силы). Но при малейшем размышлении не менее

очевидно и то, что эта энергетическая функция как раз наиме-

нее специфична для труда как именно человеческой активности,

и именно ее люди раньше всего в истории (в разных видах труда

по-разному и в разное время) передали либо животным, либо

водяному колесу, ветряному двигателю, паровой, а затем элек-

трической машине.

 

Вопрос об эргатических функциях имеет многостороннее

значение:

 

для организации труда (это обязательно предполагает рас-

пределение функций между людьми сообразно их воз-

можностям, личным качествам или "расстановку кадров"

по сложившимся трудовым постам с их традиционными

комплектами эргатических функций),

 

для разумного проектирования технических средств труда,

поскольку смысл создания последних часто сводится к

тому, чтобы высвободить человека от некоторых традици-

онных функций, а для этого их надо сначала выявить,

изучить, проанализировать,

 

для анализа и оптимизации деятельности, стиля деятель-

ности "вот этого" человека (при индивидуальном подходе

к нему),

 

для проектирования и улучшения систем профессиональ-

ного обучения и воспитания,

 

для повышения качества консультирования по вопросам

выбора профессии и вынужденной перемены труда.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!