Психологические идеи в немецкой классической философии конца 18 в. - первой половины 19 в



 

Иммануил Кант (1724-1804) "Критика чистого разума" (1781), "Метафизика морали". (1785)

Поставил вопрос: при каких условиях психология возможна как наука? И пришёл к выводу , что учение о душе (психология) никогда не сможет стать наукой, т. к. к ней нельзя применить математику и эксперимент. В этом Кант ошибался, но он проницательно указал на необходимость математики и эксперимента для психологии как науки.

В психологии развитие получили следующие идеи Канта:

. Он является основателем учения о трихотомии души: он отличал 1) познавательную способность души, 2) способность чувствовать удовольствие и неудовольствие и 3)желательную силу.

. В учении о познании Кант занимал позицию априоризма. Познание, по Канту, начинается с воздействия предметов на нас, т.е. носит эмпирический характер. Но необходимой предпосылкой познания, условием, на котором основано наше опытное знание, являются формы. Они априорны (врождённы) и происходят из самой способности познания.

. Различают: - априорные формы созерцания (восприятие) и - априорные формы мышления.

. Формами восприятия являются пространство и время.

- все внешние явления мы представляем как существующие в пространстве: пространство есть форма внешнего чувства.

- все представления нас самих существуют во времени: время есть форма внутреннего чувства.

. Априорные формы мышления присоединяются к содержанию, полученному эмпирическим путём, и устанавливают отношения, связи между этими содержаниями для получения из них знания. Их (апр. форм мышл.) 2-е группы: - категории рассудка (их 12) и - идеи чистого разума (их 3).

. Психологически важные положения содержатся в учении Канта о трансцендетальных схемах.

Схемы - новый элемент сознания, соединяющий в себе разнородные познавательные способности. Эти схемы Кант также называл чувственными понятиями.

 

Иоган Готлиб Фихте (1762-1814)

. Развил идеи об активности субъекта, его "Я", о деятельности субъекта.

. По Фихте, есть безусловная, абсолютно творческая способность - "разумная воля", которая реализуется в эмпирическом человеческом существе и отличает человека от других явлений природы.

. Сущность "Я" составляет деятельность: мы не потому действуем, что познаём, а познаём потому, что предназначены действовать. Деятельностная природа человека проявляется в его внешности (человек имеет две свободные руки и вертикальное положение при ходьбе). Тело человека не завершено при рождении и до конца формируется духом, т.е. свободной волей.

 

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)

Психология у Гегеля составляет один из разделов учения о субъективном духе (индивидуальном сознании). Индивидуальное сознание проходит в своём развитии 3 ступени:

- На первой ступени дух выступает в непосредственном сплетении с телом (дух как душа); составляет предмет антропологии. Здесь рассматриваются разнообразные формы психического склада людей в связи с их расовыми, возрастными и физиологическими особенностями, анализируются природные задатки, возрастные и половые различия, понятия характера и темперамента, а также ощущения.

- На второй ступени - рефлексии - дух представляет сознание. Это предмет феноменологии духа. Здесь рассматриваются вопросы развития сознания: от сознания вообще к самосознанию и от него к разуму.

- На третьей ступени рассматривается дух, как он обнаруживает себя в качестве ума (теоретический ум, т.е. познание), воли (практический дух) и нравственности (свободный дух). Эта ступень развития духа составляет предмет собственно психологии.

Представления Гегеля о личности

Гегель различал в человеке следующие аспекты: индивидность (органическое природное начало в человеке), индивидуальность (формируется социальной средой), личность (личностью человек должен стать сам). Духовное ядро личности составляет человеческое самосознание. Личность формируется и проявляется в поступках и действиях человека. Истинная личность никогда не бывает завершена, а только стремиться к этому в деятельности.

 

 

Людвиг Фейербах (1804-1872)

.Рассматривал тело и душу в единстве.

. Не отрывал и на противопоставлял человека природе, считал его продуктом и частью природы.

. Подчёркивал обусловленность сознания объективными материальными процессами, прежде всего мозговыми, и ставил задачу их изучения.

До начала 19 века дожили обе школы: и английская, и немецкая. Обе они обогатились. В рамках английской эмпирической философии возникло большое число, которые занимались не столько гносеологическими вопросами, сколько психологическими проблемами (ощущения и их возникновение, процессы восприятия). Много внимания уделялось закономерностям образования ассоциаций (в процессе мышления). Единственным механизмом, который образовывал сложные идеи, представлялся механизм ассоциаций. Некоторыми авторами этот механизм возводился в ранг всеобщего механизма (Гербарт Спенсер), распространяющегося на любые явления, в которых присутствует психика. (Ассоциация - основной механизм создания общества). = 19 век является веком ассоцианизма.

В развитии ассоцианизма в 19 веке различают 3 этапа. Своего наивысшего расцвета ассоцианизм достигает у Т. Брауна и Джон Стюарт Милля. В конце 19 века в ассоцианистическую теорию входит эксперимент. Крупнейшими представителями ассоцианизма этого периода являются Г. Эббингауз, Г.Э. Мюллер, Т. Циген.

 

 

Томас Браун (1778-1820)

Получив медицинское образование, он отошёл от врачебной практики и посвятил себя занятиям философией и психологией.

Т. Браун выдвинул доктрину ассоцианизма: ввёл вторичные законы ассоциаций, т.е. учение о дополнительных факторах, объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации из многих других. К числу таких факторов он относил силу исходного ощущения, его новизну, близость, природные способности индивида, состояние его здоровья и др.

. Браун предпринял анализ мышления как процесса решения задач, основанных на течении ассоциаций: задача вызывает беспорядочные ассоциации, одна из которых соответствует решению.

. Браун отрывает душевные явления от их материальной основы, от мозга, и ставит своей задачей исследование их как подчинённых собственным, чисто внутренним законам, которые открываются в самонаблюдении. Самонаблюдение, по Брауну, является единственным методом исследования духа.

. Всякое сложное психическое явление Браун сводит к сумме составляющих его более простых.

. Потребности Браун называл аппетитами. Он включает потребности в область чувственных процессов наряду с ощущениями и чувствами удовольствия и неудовольствия (при этом имеются в виду лишь телесные, биологические потребности в сне, отдыхе, пище и т. д.). Браун признаёт их жизненно важными для организма.

Потребности он разделял на два рода чувствований:

- ощущение неудовольствия, вызываемое состоянием тела (при голоде, жажде);

- и связанное с неудовольствием желание того, что устраняет это неудовольствие, называемое проспективой, т.е. направленное на будущее, эмоцией.

- и ассоциацию между ними.

= Потребность - ассоциация между двумя чувствами.

Джемс Милль (1773-1836)

Он историк и экономист, в 1829 г. опубликовал книгу "Анализ явлений человеческого духа", которая стала вершиной классического английского ассоцианизма.

. Он сводил всю психическую жизнь к ощущениям , представлениям и ассоциациям идей.

. Он выделил две причины закрепления ассоциаций:

- живость ассоциируемых ощущений;

- частоту их повторения.

. Сформулировал общий закон ассоциаций: идеи зарождаются и существуют в том порядке, в котором существовали ощущения, как их оригиналы. = Т.о. для ассоцианизма характерна полная пассивность организма.

Немецкая классическая философия переросла в немецкую эмпирическую психологию, основателем которой является Иоган Фридрих Гербарт (1776-1841) - немецкий философ, психолог, педагог.

. Он стремился построить психологию, основанную прежде всего на опыте: её предметом должны быть факты, явления сознания. Факты сознания, т.е. состояния сознания выступают исходным пунктом всякого психологического исследования.

. Методами, открывающими эти явления, являются самонаблюдение, наблюдение за другими людьми, анализ продуктов деятельности. Эксперимент в отношении явлений сознания, по мнению Гербарта, не возможен.

. Элементами душевной жизни он считал представления. Представления - это сложные образы восприятия, которые возникают под влиянием объектов, существующих вовне. Они имеют не только качественные особенности, но и количественные характеристики. Количественная характеристика представления - это его сила, показателем силы выступает ясность.

Представления вступают во взаимодействие друг с другом, в результате количественная сторона представления изменяется. В сознании происходит постоянная борьба между представлениями. Гербарт стремился применить математику к психологии и пытался вычислить интенсивность борющихся представлений с целью составить точную картину душевной жизни.

. Психология Гербарта складывается из двух частей - "статики духа" и "динамики духа".

- Предмет статики духа - данные, полученные в результате измерения представлений в условиях их равновесия, т.е. в период покоя.

- Предмет динамики духа составляет выяснение условий движения представлений в сознании.

. Гербарт производит классификацию представлений:

- Выделяются отношения противоположностей, борьба между представлениями: при этом одно представление вытесняет другое.

- Соединение представлений: 1) "компликация", когда данные отдельных ощущений соединяются не теряя в своём качестве; 2) слияние сходных представлений.

. В зависимости от степени ясности представления представления распределяются по трём областям:

- ясного сознания - здесь распределяются представления, имеющие свойство ясного сознания;

- сознания - здесь находятся менее ясные представления;

- тёмные, подавленные другими представления становятся бессознательными.

. Представления по областям распределены не постоянно: в разные моменты времени одно и то же представление может пребывать в разных областях сознания. Границы, которые отделяют одну область сознания от другой, Гербарт называл порогами.

- Границу между ясным сознанием и сознанием - называл порогом ясного сознания.

- Границу между неясным сознанием и бессознательным - порогом сознания.

При каких условиях представление проникает в центр сознания?

1) Это зависит от собственной силы впечатления, которая не сводится к физической интенсивности, а определяется его значимостью для субъекта.

2) Важным условием является также отсутствие препятствий на пути представления в сознании.

3) Главным условием, которое позволяет представлению перейти в область сознания и стать осознаваемым, ясным является поддержка, которую окажет ему весь запас прошлого опыта. Запас прошлых впечатлений, который идёт навстречу новому, Гербарт называл "апперципирующей массой", а сам процесс слияния представлений с прошлым опытом "апперцепцией".

. Кроме представлений, Гербарт выделял в сознании чувства и волю, которые считал продуктом отношений между представлениями, частным случаем их взаимодействия.

 

 

(Раздел 3) Развитие естествознания и формирование естественнонаучных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1243; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!