Проблемы психологии в средние века и эпоху возрождения
В 3 веке н.э. античный мир рухнул под натиском северных и восточных варваров и накопленные знания и сама наука были погребены.
Новая цивилизация взяла на вооружение новую форму общественного сознания - религию (христианскую, которая одна из немногих рассматривает знания как первородный грех, дерзость человека).
Средние века - это период с 5 по 16 век и первую половину 17 в.
- Вначале связь с античным миром была сильна.
- Образование строилось на основе изучения античных авторов- философов, а так же естественнонаучных данных Гиппократа, Аристотеля и др.
- Затем знание приходит в полный упадок, ему на смену приходит религия, растёт авторитет церкви.
- Церковь берёт на себя оценку истины. Так же перестаёт существовать природоведение.
Несмотря на христианские запреты, люди продолжали добывать знания, и потихоньку стала развиваться наука. С 13 века начинает развиваться научная деятельность, происходит процесс отделения области веры и знания. Развиваются, в первую очередь, науки о природе - естествознание, астрономия, математика, а не гуманитарные, не знания о душе. Душой занималась церковь, т. е. психологические знания (о душе) находились полностью под властью религии.
Фома Аквинский (1226-1274)
В психологии папский престол поручил Фоме борьбу против восстановленного учения Аристотеля, а так же поручил ему интерпретировать учение Аристотеля в христианском варианте.
|
|
. Так, Фома Аквинский (Ф. А.) говорит, что душа одна.
. Она обладает бытиём, отдельным от тела, хотя и помещается в теле, нематериальным и индивидуальным.
. Душа выступает источником движения тела.
Но учение о материи и форме в отличии от Аристотеля, у Фомы изменяется.
Различаются: 1) чистые формы в бестелесном мире и 2) формы, существующие лишь в виде материи.
Человеческая душа - низшая из чистых форм (поэтому она бессмертна) и высшая из форм второго рода. Душа является "узловым пунктом" в мироздании, а человек получает почётное призвание - соединить в себе оба круга бытия.
В учении о познании Фомы Аквинского различаются следующие виды познания:
- "сверхъестественное", основа для религиозной веры, откровение.
- Человеческое, "естественное" познание, естественный разум.
Естественное познание - это познание истины посредством чувств и интеллекта. В нём различают 2 уровня:
1 уровень образует область чувственного познания. Оно функционирует посредством внешних и внутренних познавательных органов.
Внешние органы - это органы чувств. Восприятие начинается с воздействия какой-либо вещи. Познание посредством внешних органов является источником всего нашего познания, так как умственное познание коренным образом связано со всем материалом, полученным с помощью чувственных впечатлений.
|
|
Внутренние познавательные органы - это:
1) общее чувство, Здесь происходит группировка впечатлений от внешних чувств;
2) пассивная память, воображение - это склад, где сохраняются все восприятия, созданные общим чувством;
3) активная память;
4) орган суждения, который воздействует на чувственные органы познания, "добывая из представлений сущность отдельных конкретных вещей".
2 уровень - это умственный уровень познания - интеллектуальный. Интеллект не является актом какого-либо телесного органа. Интеллект расширяет человеческое познание, превышает ощущения, так как может воспринимать вещь обобщённо.
. Бог есть высшая и конечная цель познания. Он познаётся через божественное откровение.
. Отрицая врождённое знание, Ф. А. Выделял врождённые общие схемы (conceptiones universalis), которые называл принципами познания, которые вкладывает сам Бог. Они начинают действовать, когда человек сталкивается с огромным чувственным материалом.
Эпоха возрождения
В 14 веке в Италии начинается новая эпоха - эпоха Возрождения. Появляются элементы новых для того времени отношений - раннекапиталистических, вновь проявляется влияние античности.
|
|
. Появляется большой интерес к человеку, его переживаниям и проблемам существования.
. Появляется слово humanitas (человечность) как свойство человека, которое определяет его человеческое достоинство и влечёт к знанию.
К эпохе Возрождения относится деятельность Леонардо да Винчи, Николо Макиавелли и др.
Глубокий психологический анализ человека содержится в произведениях французского философа Мишеля Монтеня (1533-1592) "Опыты"
. Важнейшей особенностью эпохи является возрождение естественно научного направления, развитие науки и рост знаний.
. Наука того времени развивалась не в стенах университетов, а в мастерских художников, скульпторов, архитекторов, которые были так же инженерами, математиками, техниками. Именно их деятельность положила начало новым проблемам механики, оптики, анатомии. Возникает необходимость в научном объяснении (а не только в наблюдении) опытности, одарённости; в привлечении на помощь искусству оптики и механики, математики, анатомии и др.
. в 16 веке совершаются великие открытия в области механики, астрономии, математики Н. Коперник, И. Кеплер, Дж. Бруно, Г. Галилей.
|
|
. Происходят великие географические открытия 15-16 веков - открытие Америки Х. Колумбом, первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана, которые расширили представления о мире.
. Происходит развитие в разных странах медицины, анатомии и физиологии человека.
. В 1590 г. немецкими философами Р. Гоклениус и О. Кассман впервые вводится термин "психология".
(Раздел 2) Развитие психологии в рамках философских учений о сознании
Рене Декарт (1596-1650)
Родился во Франции 31 марта 1596 года. Унаследовал от отца небольшое состояние, которое позволило ему посвятить свою жизнь наукам и путешествиям. С 1604 по 1612 годы он обучался в иезуитском колледже, где получил хорошее гуманитарное и математическое образование. Также он проявил большие способности в области философии, физики и психологии. По причине слабого здоровья директор колледжа освободил Декарта от посещения утренних богослужений и позволил ему оставаться в постели до полудня. Эта привычка сохранилась у Декарта на всю жизнь. Эти утренние часы были для Декарта самыми плодотворными в творческом отношении.
После завершения образования Декарт вёл в Париже беззаботную жизнь, полную удовольствий, которая в последствии ему надоела, и он уединился для того, чтобы посвятить себя математическим исследованиям. С 21 года, он несколько лет служил добровольцем в армиях Голландии, Баварии и Венгрии. За это время он приобрёл неплохие воинские навыки, а также некоторые авантюристические черты характера. Ему нравились балы и азартные игры - причём игроком он был удачливым, благодаря своему математическому таланту. Единственно длительный его любовный роман продолжался всего три года. Его возлюбленной была некая голландская женщина, которая в 1635 году родила ему дочь. Декарт обожал ребёнка и был глубоко потрясён внезапной смертью дочери в пятилетнем возрасте. Он всегда говорил об этой утрате как о самом большом несчастье в своей жизни.
Декарт придавал большое значение практическому использованию научных знаний. Так, его интересовало, каким образом можно предохранить волосы от поседения. Он проводил также некоторые опыты с креслом-каталкой.
Однажды во сне, когда Декарт служил в армии, перед ним предстал "дух истины", который упрекал его за лень и убедил его в том, что ему в жизни предназначено доказать, что математические принципы применимы при познании природы и могут принести огромную пользу.
Для продолжения занятий математикой Декарт вернулся в Париж, но столичная жизнь вновь быстро надоела ему. Продав поместье отца, он перебрался в уединённый сельский дом в Голландии. Он так тяготел к одиночеству, что в течение 20-ти лет он сменил 24 дома в 13-ти различных городах - и при том держал свой адрес в секрете даже от близких друзей. Его единственным требованием к новому месту жительства были близость к католическому собору и университету.
На Декарта обратила своё внимание шведская королева Христина. Она пригласила Декарта давать ей уроки философии. К концу 1649 года Декарт прибыл в Швецию. Королева смогла выделить для встречи с Декартом лишь ранние утренние часы - около пяти часов утра. К тому же занятия проходили в плохо отапливаемой библиотеке, а зима в том году была необычайно суровой. Хрупкий и болезненный Декарт переносил все трудности в течение 4 месяцев, но в конце концов он заболел воспалением лёгких и умер 11 февраля 1650 года.
Декарт поставил перед собой задачу утилизировать, т. е. собрать воедино, рассортировать накопленные естественнонаучные знания. Когда он приступил к этому занятию, то обнаружил, что научные знания крайне противоречивы. Необходимо было не только утилизировать, но и избавиться от заблуждений, отбросить их. Декарт задаётся вопросом: как понять, что есть что, где критерий истинности знаний? = Это гносеологический вопрос.
Гносеология - наука о познании. Это один из 4-х разделов современной философии: онтология (наука о закономерностях мира), этика (Пифагор), праксеология (наука о практике).
Декарт подтолкнул науку к зарождению современной философии. Он создатель современной философии.
Современная психология тоже началась с Декарта.
Декарт провозгласил и принял на вооружение принцип сомнения (сомнения во всём). Он пришёл к выводу о том, что, если мы будем во всём сомневаться, то в этом случае найдётся одна вещь, в которой сомневаться не придётся. = Нельзя сомневаться в принципе сомнения и в существовании сомневающегося субъекта, сомневающейся инстанции. Отсюда вывод: мыслю, значит существую (когнито эрго сум).
Эту инстанцию, которая сомневается, Декарт называет душой, термин использует прежний, а смысл вкладывает иной.
Следующий вклад Декарта в понятие о душе состоял в том, что он свёл психе (душу) к явлениям сознания.
Далее Декарт приходит к выводу о том, что душа имеет не материальную а идеальную природу. Этот вывод основан на заблуждении того времени, согласно которому обязательным свойством материи является протяжённость.
То, что душа идеальна, значит, что она имеет совершенно иную природу, чем материальный мир и подчиняется совершенно иным закономерностям. Душа действует по своим собственным закономерностям, которые нужно познать. Но их нельзя познать обычными методами - душа может быть познана душой.
А тело, по Декарту, будучи материальным, подчиняется законам материального физического мира, т. е. его движения можно объяснить, опираясь на известные законы физики и механики. Оно приводиться в движение внешними силами (физическими, механическими), которые воздействуют на наши органы чувств. Под воздействием этих сил, которые как бы давят на наши органы чувств, расслабляются канатики, идущие к человеческому мозгу. В конце канатика находятся клапаны, которые закрывают отверстия в полостях мозга. А в полостях мозга находятся "животные духи". = Они устремляются к мышцам. Когда мышца наполняется животным духом, она сокращается, и таким образом происходит движение. = То есть тело может двигать отдельно от души.
Декарт задаётся вопросом: если душа имеет особую природу, то как она может взаимодействовать с телом, ведь она не может воздействовать на физическое, т. е. на тело. Но несмотря на это она живёт в теле человека, в мозге, в гипофизе. Декарт делает следующие выводы: "животные духи", приводимые в движение внешними силами, протекая по каналам, омывают душу, благодаря чему, душа получает ощущения.
Душа время от времени может останавливать движение тела, придерживая клапаны, ведь не всегда физическое воздействие приводит к действию. = Психофизический дуализм. Этим он вносит ещё один толчок в развитие философии и психологии.
Сотни лет спустя, это привело к появлению двух противоборствующих философских течений:
1-е зародилось в Англии и получило название Английской эмпирической философии;
2-е - в Германии - Немецкая классическая философия.
Родоначальником 1-ого течения является Джон Локк (1632-1704) - выдающийся английский философ, педагог, врач (по образованию), крупный политический деятель. Джон Локк родился в семье мелкого чиновника-юриста, учился в университетах Лондона и Оксфорда. Степень бакалавра он получил в 1656 году, и вскоре после этого защитил диссертацию на звание магистра. В течение нескольких лет Локк преподавал в Оксфорде греческий язык, литературу и философию, а потом занялся ещё и медицинской практикой. В последствии Локк увлёкся политикой, переехал в Лондон и поступил на службу секретарём к графу Шефтсбери. Вскоре он стал доверенным лицом и другом этого политического деятеля.
Влияние Шефтсбери в правительстве постепенно падало, а в 1681 году, после участия в неудачном заговоре против Карла 2-го он бежал в Голландию. Хотя Локк не был замешан в заговоре, дружба с Шефтсбери вызвала подозрения в его адрес, и ему также пришлось скрыться в Голландии. Через несколько лет, когда можно было уже вернуться в Англию, Локк становится уполномоченным по апелляциям и пишет несколько книг по проблемам образования, религии и экономике. Он отстаивает право людей на свободу совести и право самим распоряжаться собственной жизнью. Эти работы приносят ему широкую известность по всей Европе. Локк становиться одним из лидеров либеральной мысли. Некоторые его идеи легли в основу Декларации независимости США.
В области психологии наиболее значительным произведением Локка является его "Опыт о человеческом разуме". Над книгой Локк трудился в течение двадцати лет, в ней наиболее полно изложены все его взгляды. За период до 1700 года книга переиздавалась 4 раза, была переведена на французский язык и латынь.
Политическая деятельность привела Локка к созданию английской философии (задался вопросом: может ли кухарка управлять государством?). = В последствии он развил философскую концепцию, где поднимались вопросы познания. Его целью было исследование происхождения достоверности и объёма человеческого познания.
.Локк критиковал теории врождённых идей, по его мнению, любого человека можно научить всему.
. Душу человека он рассматривал как некоторую пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая её с "чистой доской", на которой ничего не написано или с пустой комнатой, в которой ничего нет. В момент рождения у ребёнка нет ни знаний, ни способностей. Лишь опыт "пишет на этой чистой доске" = т. е. источником знаний является опыт как индивидуальная история жизни человека. Опыт, по-итальянски, эмпирио, отсюда название школы - Английская эмпирическая философия.
Основная позиция, которой больше 2-х столетий придерживается эта школа - это позиция эмпиризм.
. Основным источником опыта Локк считал ощущения, которые возникают в ходе взаимодействия с внешним миром.
. Локк признаёт ещё один источник опыта - рефлексия - деятельность нашей души, ума по поводу полученных ранее ощущений.
= Любой опыт приходит через ощущения - это позиция сенсуализм.
. В результате ощущений в душе появляются идеи - это самые простые и элементарные идеи.
. Сложные идеи возникают в результате соединения простых идей и любая сложная идея представляет собой сумму простых.
= Эта позиция - элементаризм, т. е. любое сложное явление состоит из элементов.
Что является механизмом, объединяющим простые идеи в сложные?
1) Простые идеи объединяются в сложные благодаря деятельности ума;
2) При помощи механизма ассоциации (связь). Отдельные простые идеи могут объединяться случайно без деятельности ума (могут оказаться рядом). Это, по Локку, не верный путь (способ образования сложных идей), он ведёт к заблуждениям, предубеждениям и даже к созданию идолов (русалка, кентавр,…). В связи с этим, задача воспитания заключается в том, чтобы предупреждать у детей образование нежелательных связей сознания. (Сознание рассматривается также, как некая духовная сила, которая объединяет наличные переживания, делает из них личность.)
В эмпирической концепции Локка задача психологии сводилась к изучению явлений сознания как продукта индивидуального опыта. Локк отождествлял всю психику с сознанием.
Учение Локка завоевало огромную популярность, но и возбудило споры.
Одновременно с Локком в Германии работает Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716).
Родился в Лейпциге, в семье профессора философии Лейпцигского университета. Образование он получил в Лейпцигском и Йенском университетах, где занимался изучением логики, философии, юриспруденции и математики. Он вырос в атмосфере научных исследований и ещё в школе решил посвятить свою жизнь науке.
. Его энциклопедические знания, широта и разносторонность интересов помогли Лейбницу сделать значительные открытия в различных областях науки и техники.
.Лейбниц был одним из авторов дифференциального и интегрального исчисления, изобрёл счётную машину, производящую сложные вычислительные действия с большими числами, и насосы для выкачивания воды из рудников.
. Он занимался проблемами минералогии и геологии и опубликовал в 1691 г. одну из первых работ по вопросам происхождения и эволюции Земли - "Протогея".
. Его интересовали теория денег, монетные системы, вопросы истории, языкознания, физики, политики и экономики.
.Лейбниц был основателем и первым президентом Берлинской Академии наук, принимал участие в организации подобных центров наук в других городах и странах.
. По просьбе Петра 1 он разрабатывал план создания Академии наук в Санкт-Петербурге и составлял проекты организации научных исследований в России.
. Многосторонние интересы Лейбница связывали его с выдающимися учёными, общественными и политическими деятелями Европы, со многими из которых он был знаком лично. Переписка Лейбница насчитывает более 15 000 писем, адресованных примерно 1054 лицам.
Значительное место в системе его научных интересов занимали вопросы философии и психологии, прежде всего теория познания, которые отражены в его трудах "Новые опыты о человеческом разуме" (1705), "Монадология"(1714).
К Лейбницу попадает рукопись Локка. Прочтя её, он выражает несогласие и пишет Локку письмо (17 листов). Он выражает несогласие по поводу идеи "чистой доски" и говорит нельзя считать, что ничего не было до опыта. "Человек не чистая доска, а глыба мрамора, где опыт доводит до совершенства то, что есть".
. = Т. о. Лейбниц занимает позицию априоризм (априо - способности, знания; противопоставляется эмпиризму).
. Лейбниц был не согласен с Локком в том, что основным источником знаний являются ощущения. Есть знания, которые путём ощущений приобрести нельзя, они даже противоречат ощущениям (земля вертится вокруг солнца). Такие знания выявляются рациональным путём. - Позиция рационализм.
. Лейбниц также занимал холистическую позицию. Холизм. Он занимался работами по устройству вселенной. = По его мнению, ошибочной является точка зрения, по которой мир состоит из отдельных элементов, которые складываясь друг с другом, образуют всё разнообразие мираиз-за их разной комбинации. По Лейбницу, мир состоит из монад (целостностей). Монада - это живая духовная единица. Монада абсолютно проста, она не имеет частей, не занимает пространство, бестелесна, активна. Объединяясь друг с другом, они дают новое качество, не свойственное ни одной из них по отдельности.
. Следующая позиция, которую занимал Лейбниц, - апперцепционизм.
По Локку, в познании простых идей разум пассивен. По Лейбницу, "активность имеется так же и в ощущениях". "Душа проявляет активность и на что-то обращает внимание". Апперцепция - это способность помещать в центр нашего сознания психические элементы, которые по законам физического мира там быть не должны (громкий голос преподавателя и шёпот собственного имени). Апперцепция - особенно чёткое восприятие.
. Лейбниц вводит понятие бессознательного и впервые в истории производит разграничение между бессознательным и сознательным состоянием духа.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1253; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!