Психологические знания в России XVIII в. (В. Н. Татищев, Н.А. Радищев)



На волне развития Просвещения в XVIII в. формируется интерес к проблемам психологии обучения, воспитания, развития.

Русский стоик Василий Никитич Татищев (1686-1750), труд «Разговор о пользе наук и училищ». «Человеку от рождения даны природные возможности души: ум и воля, но природный ум требует своего развития, ибо только изощренный учением он превращается в разум, призванный руководить слепой волей (чувствами, страстями). Учение свойственно только человеку». Татищев. «Разумный человек через науки, твердую память и беспогрешное суждение приобретает способность себя познать».

Татищев предложил одну из первых возрастных периодизаций жизни человека:

1) младенчество (0-12 лет);

2) юношество (12-25 лет);

3) мужество (25-50 лет);

4) старость (50 и более лет).

Он описал способности развития психики на каждом этапе, отмечая те психические явления, которые наиболее интенсивно развиваются в рассматриваемый период.

Специфику функций психической жизни на каждом этапе он связывал с телесными изменениями, т.е. увеличение или ослабление «жара» в организме и ускорение или ослабление течения кровей.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Ссылался на труды Локка, Спинозы, французских ученых – его философско-психологические определила гуманистическая этика.

Большое место занимает проблема развития психики и, в связи с этим, проблема развития человека и животных. Выдвигается положение о специфичности образа жизни человека: он приспосабливается к природе, но преобразует ее, обладает речью, прямой походкой, подчеркивается особая роль руки и развитие мозга. Роль языка, речи больше в развитии разума, роль общения – в развитии самого человека.

Свой трактат «О человеке» - о его смертности и бессмертии – Радищев посвящает проблеме бессмертия.

Обращаясь к мышлению, Радищев критикует сенсуализм Гельвеция и отмечает активную природу человеческого мышления, которая выражается во внимании, а также в том, что власть человека распространяется не только на мысль, но и на его желания, его страсти и на его тело --- доказывал бессмертие души.

Вывод: психологические проблемы XVIII в. дали начало тем материальным и демократическим тенденциям, которые получили развитие в XIX в.

 

Развитие русской психологической мысли в XIX в. (А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский).

А.И.Герцен: Психика — это особая функция мозга, отличная от функций других органов, например, печени и т. п. У физиологии и психологии разные задачи: задача физиологии — изучение организма, психология же уходит совсем в другой мир. Попытки преодолеть механистическую ограниченность в понимании психики связаны с идеями Герцена о качественном своеобразии человеческой психики, в отличие от психики животных, причина которого — в историческом развитии человека. Поэтому психология, отправляясь от физиологии, должна также основываться на философии и истории.

Н.А. Добролюбов: выступил с последовательной критикой дуализма, утверждая взгляд на человека как на одно целое, нераздельное существо. Со всей силой своего полемического таланта он разоблачал френологические взгляды, имеющие распространение в русском обществе, выступал против вульгарного материализма, который «...унижает высокое значение духовной стороны человека, стараясь доказать, будто душа человека состоит из какой-то тончайшей материи». Добролюбов обосновывал взгляд на психические процессы как детерминированные, имеющие причину во внешнем мире.

Н.Г.Чернышевский: Психологические взгляды строились на основе принципов философского материализма в его антропологической форме. Сущность антропологического принципа составляет такой подход, в соответствии с которым «на человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру, чтобы рассматривать каждую сторону деятельности человека как деятельность или всего его организма от головы до ног включительно, или, если она оказывается специальным отправлением какого-нибудь особенного органа в человеческом организме, то рассматривать этот орган в его натуральной связи со всем организмом».

В человеке два рода явлений: материальные (человек ест, ходит) и нравственные (он думает, желает), т. е. психические.

В понимании психики Чернышевский выступил против функционального подхода, закреплявшего психологический атомизм. Мышление, память, воображение принадлежат личности и должны рассматриваться в связи с деятельностью человека в соответствии с определенной потребностью.

Чернышевский различал характер и темперамент. Характер определяется условиями жизни, воспитанием и поступками человека. Темперамент обусловлен природными факторами, но даже и он подвержен влиянию социальных условий.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 598; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!