Политико-правовые идеи раннего утопического социализма. Томас Морр и компанелла



Мор

Книга – утопия. В книге 2 части. Первая часть содержит резкую критику огораживания. В период жизни Мора стало выгодно производить сукно. И многие феодалы начали огораживать земли и сгонять от туда крестьян.

Основная причина всех пороков и бедствий – это частная собственность и вызванные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, праздности и изнурительного труда, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые подвергаются каре, но не обузданию. Общество само создает воров и само же их карает.

Вторая книга описывает учреждения и нравы жителей острова утопия где-то в южном полушарии в новом свете.

В утопии существует общность имущества и всеобщая обязательность труда. Утопия это федерация 54 городов.

Утопийский сенат – по 3 представителя от каждого города, обсуждают общие дела острова, такие как перераспределение продуктов, рабочей силы, прием иностранных посольств и тому подобное.

Устройство каждого из городов одинаково, в городе 6 тысяч семей. в семье от 10 до 16 взрослых.

Каждая семья занимается определенным ремеслом. Переход из семей разрешен. Для работы в сельской местности образуются деревенские семьи в которых житель города обязан проработать не менее 2 лет. При этом горожане, которые остаются в деревенской семье сверх срока поощряются.

Должностные лица выборные. Каждые 30 семей избирают филарха. Над 10 филархами стоит протофиларх. Протофилархи избираются из числа ученых и образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь избирается филархами города из кандидатов предложенных народом. Должность князя не сменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании.

Органы власти утопии осуществляют общее руководство народным хозяйством и образованием. Именно поэтому должностные лица избираются из среды ученых. По той же причине создаются специальные учреждения для координации производства и потребления в масштабах страны.

Мор подчеркивает демократизм учреждений утопийцев. Когда возможно государство сокращает 6 часовой рабочий день. В утопии широкая веротерпимость. Там много сект и религий.

Всюду где только можно, государство стремиться обойтись без запретов и регламентаций, ограничивающих свободу граждан. Государство широко использует меры поощрения лиц, совершающих полезные для общества действия.

В утопии окружены всеобщим почетом граждане, добровольно исполняющие особо трудные или неприятные работы. Вместе с тем обязанность филархов наблюдать, чтобы никто не сидел праздно, чтобы каждый усердно занимался своим ремеслом.

О праве в утопии говорится мало, поскольку в утопии нет частной собственности споры между утопийцами редки и преступления не многочисленны. Поэтому утопия не нуждается в обширном и сложном законодательстве.

Очень своеобразно Мор решает проблему наказания – протестуя против применения смертной казни за кражу Мор противопоставляет жестокому законодательству англии мягки законы утопийцев. По ним преступников не казнят вообще, их присуждают к общественным работам. Утопийцы, совершившие, тяжкое преступление обращаются в «рабство». Данное рабство не наследственно и не пожизненно. Князь или народ могут смягчить или прекратить рабство раскаявшихся и исправившихся преступников.

Рабами становятся также военнопленные, взятые с оружием в руках и осужденные на казнь преступники, купленные в других странах.

Рабы закованы в золотые цепи, чтобы воспитывать призрение к драгоценных металлах.

Преступники выполняют неприятные работы. Однако рядом с ними трудятся свободные утопийцы.

Мор отрицательно относился к войнам.

Основным препятствием на пути нового строя Мор считал жадность и гордость богачей.

Компанелло

Книга – город солнца. Данный город находился на холме среди огромной равнины и разделялся на 7 поясов. Город пересекали 4 дороги, идущие от ворот и ориентированные на стороны света. В центре храм и общественные места.

В городе солнца нет частной собственности. Труд почетен, все трудятся в соответствии со своими природными склонностями. Воспитание и обучения связаны с производительным трудом, организуются и регулируются государством.

Базовой ячейкой является – мастерская или бригада.

Компанелло осуждает рабство и пречтупников не принуждают к общественным работам. Труд почетен и право на него надо заслужить. Вся жизнь в солярии чательно регламентирована, регулируется законами.они носят одинаковую одежду, получают одинаковую пищу только в общественных столовых, военным строем отправляются работать, питаться, отдыхать, развлекаться

Компанело полагал, что в обществе, основанном на общей собственности сохранится государство. Однако государство им описанное, резко отличается от всего того, что было известно ИППУ. Власть и управление в городе солнца основывается на 3 принципах:

1. главными задачами нового государства будут организация производства и распределение управления воспитанием граждан

2. эти задачи обуславливают значительную роль ученых в осуществлении власти и управлении.

3. Новый общественный строй требует участия народа в управлении государством

Ученые и лица, сведующие в науках или искусстве образуют централизованную иерархию ДЛ. Во главе города стоит верховный правитель Солнца или метафизик. Это всесторонне образованный человек, сведущий во всех науках, искусствах, ремеслах.

       Соответственно 3 атрибутам бытия (мощь, мудрость, любовь) ему помогают 3 соправителя:

· Пон – сила, ведает военным делом

· Сим – мудрость, руководит развитием наук

· Мор – любовь, управляет воспитанием, деторождением, сельским хозяйством, производством продуктов питания, одежды

Коллегии высщих должностных лиц подчинены лица, ведающие узкими специальностями:

· Астроном

· Эконом

Имеются начальники отрядов, главные мастера, есть должности:

· Правосудие

· Мужество

· Великодушие

· Усердие

· Бодрость

Власть ДЛ опирается на всеобщее уважение и добровольное подчинение, они распоряжаются при производстве работ, решают споры, наказывают нарушителей порядка, поощряют достойных, воспитывают и обучают подростающее поколение.

       В городе солнца 2 раза в месяц проводится собрание соляриев достигших 20 лет (большой совет). На совете рассматриваются важные вопросы и каждому предлагается высказаться о том, какие есть недочеты в государстве.

       Сочетание принципа демократии и принципа экспертного правления осуществляется следующим образом:

1. Кандидатуры на пост предлагаются воспитателями, старшими матерами, начальниками отрядов и другими ДЛ, знающими, кто из соляриев к какой должности более пригоден.

2. В большом совете каждый может высказаться за или против кандидата

3. Решение о назначении на должности выносится коллегией

a. 4 правителя

b. Начальники отрядов

c. Руководители ремесел

4. Большой совет имеет право поддержать или предотвратить назначение какого либо лица, еще обширнее права совета в контроле, критике и смене ДЛ. Здесь ему принадлежит решающее слово

Должностным лицам помогают советом, так называемые жрецы. Они определяют дни посева и жатвы, ведут летопись и занимаются научными исследованиями.

       В городе солнца существует право правосудия и наказания. Законы не многочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах у дверей храма правосудия. Солярии спорят друг с другом, почти исключительно по вопросам чести. Процесс глистный, устный, быстрый. Для уличения достаточно 5 свидетелей. Пытка и судебные поединки не допускаются. Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!